Ученые выяснили, что родиной российского патриотизма можно считать Тверь

Ученые выяснили, что родиной российского патриотизма можно считать Тверь
Фото: Екатерина Царёва

Каким бы претенциозным ни могло показаться сие утверждение, оно возникло не на пустом месте. Об этом говорят серьезные научные исследования и столь же серьезные специалисты вроде профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаила Крома. Весьма любопытные и, несомненно, приятные тверитянам подробности ученый рассказал журналистам «Огонька».

Однако, прежде чем мы подробно рассмотрим тверские корни любви к Родине, давайте поговорим о патриотизме как термине. То есть не о явлении, а о самом этом понятии в принципе. Мы настолько привычно им оперируем в повседневной жизни, что особенно не задумываемся о его происхождении и точности. Спросите любого среднестатистического россиянина, кто такой патриот, и вам с высокой долей вероятности ответят: человек, который любит свою Родину. И не суть важно, малую или большую.

А между тем, изначально разница все же была. Для тех же древних греков, из чьего языка мы и унаследовали столь привычное нам обозначение, нормой считалась любовь не к стране, а к родному городу – полису. Именно город был для них высшей ценностью, говорит Кром, «патриотами» же эллины называли соотечественников из других мест. Грубо говоря, если наложить кальку на нашу современность, то для жителя Твери таковым стал бы москвич или туляк. Иными словами, любовь к Родине у древних цивилизаций было понятием сугубо местечковым.

Примерно так дела обстояли и в нашей стране – в каждом русском городе, будь то Псков или Москва, были люди, ему, этому самому конкретному городу, «добра хотящие». И лишь в XVII столетии, как утверждает тот же профессор Михаил Кром, в одном из документов Смутного времени впервые упоминаются «доброхотящие Российскому царству». Тут малая родина уже трансформируется в одну большую, общую. Что ни говори, а тяжелые времена Смуты народ сплотили.

Современное же понятие «патриот» проникло в русский язык благодаря барону Шафирову, одному из сподвижников Петра I. В своем сочинении он использует это слово впервые и снабжает его объяснением – «Отечества сын». С тех самых пор тех, кто любит Россию (или иную страну, главное, чтобы родную), у нас и зовут патриотами. В самом широком понимании. И вот тут древний город на Волге, давший России и миру целую плеяду первых в своем деле, снова преподносит сюрприз.

Наши постоянные читатели знают, что на тверской земле сняли первый отечественный цветной кинофильм, сварили первый русский сыр и, если брать новейшее время, впервые в России сменили аналоговое вещание на цифровое. Однако, как выяснилось, и любить Родину в широком понимании научились тоже у нас.

В житии князя Михаила Тверского (напомним на всякий случай, что речь идет о XIV веке) встречается интересное слово: «отечестволюбец». Корни у него исконно русские, а потому совершенно не сложно догадаться, что конкретно оно означает – того, кто любит свое отечество, свою Родину. Не город, а именно страну, территорию, скрепленную общими границами и общей культурой.

Впоследствии это слово надолго пропадет из русского языка. И изобретенный Шафировым «Отечества сын», он же патриот, по сути своей – более поздняя калька с тверского «отечестволюбца». Напомним, это понятие возникло в древней Твери как минимум в тринадцатом столетии, то есть в позднем средневековье.

С учетом того, что в других русских городах были «добро хотящие», или местечковые любители малой родины, в Твери уже, выходит, задумывались о более широких масштабах этого явления. И

никаким шовинизмом здесь, простите, не пахнет: ведь «отечестволюбец», как мы с вами уже знаем, ценит гораздо больше родного угла. Видит и мыслит гораздо шире.

Речь идет обо всей нашей огромной стране, частью которой являемся и мы. И когда как не в День России вспомнить о том, что Тверь – это родина отечественного патриотизма? Пожалуй, самое время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру