Здоровые поправки: обновление Основного закона закрепит доступность российской медицины

Здоровые поправки: обновление Основного закона закрепит доступность российской медицины

До голосования по поправкам в Конституцию осталось ровно две недели – общероссийский референдум запланирован на 1 июля. Напомним, изначально дата была другой, но планы спутала пандемия коронавируса. Из-за новой напасти пришлось перенести даже Парад Победы, что еще совсем недавно казалось немыслимым. Однако жизнь постепенно начинает возвращаться в мирное русло – правда, с определенными изменениями.

Пандемия стала для мировой медицины настоящим испытанием на прочность, обнажив как сильные стороны, так и застарелые проблемы. И Россия от Калининграда до Сахалина не стала исключением. Мы, жители Твери, тоже наблюдали за тем, как региональное здравоохранение переходит, по сути, на военные рельсы. Больницы и поликлиники в считанные дни перепрофилировались в инфекционные госпитали, количество проведенных тестов увеличивалось в геометрической прогрессии, а сами врачи вставали плечом к плечу на борьбу с опасной болезнью, невзирая на свою изначальную специализацию.

Изменила ситуация и информационное поле. И нет, мы сейчас не имеем в виду тотальную гегемонию коронавируса в новостных сводках. Дело в том, что пресловутый «ковид» умудрился сместить акценты в обсуждении поправок в российскую Конституцию.

Встретили во всеоружии

Что больше всего обсуждалось до пандемии? Поправки, касающиеся властных полномочий, упоминание в Основном законе бога, положение о русских как о государствообразующей нации, брак как союз мужчины и женщины, а также нерушимость российских границ. Но этими, безусловно, важными темами планируемые изменения в Конституции не ограничиваются – мало кто в самом начале обратил внимание, что в предлагаемом пакете поправок содержались тезисы, напрямую связанные с системой здравоохранения.

Акценты сместились уже потом, когда именно медицина вышла на передний план новостной повестки. Помните, как мы с замиранием сердца следили за страшными сообщениями из Италии? Как пересказывали друг другу истории о грузовиках с трупами, как поражались пугающим сходством голливудского фильма «Заражение» 2011 года с ситуацией в Соединенных Штатах?

Многие со страхом ждали подобных картин и в нашей стране. Поводы для беспокойства в какой-то степени были, и это нельзя отрицать. Российская медицина, особенно сельская, безжалостно растерзанная девяностыми и добитая оптимизацией нулевых, казалась неспособной справиться с лавинообразным распространением болезни. Обстановку нагнетали оппозиционные СМИ и блогеры, рисовавшие апокалиптические картины или как минимум «конец путинской России». Кто-то сеял панику, а отдельные доверчивые сограждане (Тверь тоже не стала исключением), насмотревшись новостей из Европы, США и Австралии, сметали с полок супермаркетов макароны, гречку и туалетную бумагу.

И тут «кровавый режим» сделал ход конем. На следующий же день после того, как Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию COVID-19, в чистом поле на территории Новой Москвы началось строительство современной инфекционной больницы, которая приняла первых пациентов менее чем через полтора месяца. В регионах начали временно закрываться заведения общепита, учреждения культуры и спортзалы, отменялись массовые мероприятия. Медики стали готовиться к возможному массовому поступлению зараженных, в Твери первых заболевших приняла Калининская ЦРБ. В кратчайшие сроки были перепрофилированы отдельные городские больницы, консультационная поликлиника в ОКБ стала инфекционным госпиталем менее чем за неделю – об этом, к слову, «МК в Твери» подробно писал и подготовил специальный фоторепортаж. И, конечно, не будем забывать о поставленных на поток тестах, которые делали и продолжают делать пациентам с подозрением на коронавирус. По сути, за ограниченное время в стране была развернута целая инфраструктура, остро необходимая в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Здесь сработал целый ряд факторов, в том числе оперативность властей и четкая скоординированность между федеральным центром и регионами. Отдельно сюда стоит добавить и то самое советское наследие, от которого так рьяно пытались избавиться креативные менеджеры нулевых и которое так не любит внесистемная оппозиция. Мы имеем в виду модель здравоохранения, которую принято называть системой Семашко, один из плюсов которой – доступность.

И вот теперь мы вплотную подошли к тем поправкам в Конституцию РФ, которые касаются отечественной медицины.

Узаконенная доступность

Необходимость изменений, которые предполагается внести в Основной закон, подчеркнула как раз-таки пандемия COVID-19. Как в русской поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Тяжелые испытания, обрушившиеся на страну с приходом коронавируса, наиболее ярко выделили ту черту российской медицины, благодаря которой ситуация в стране весьма далека от катастрофической – отношение врачей к своему делу как к миссии, а не коммерции.

Безусловно, медикам нужна финансовая поддержка, ведь одним призванием сыт не будешь, и именно поэтому президент России поручил регионам произвести выплаты тем, кто находится на переднем крае борьбы с коронавирусом. Причем как врачам, так и медсестрам, санитарам и водителям «скорой». И все же решающим фактором стали не деньги.

Что мы увидели во время пандемии? В первую очередь, повторимся, слаженность действий федерального центра и регионов. Именно это будет закреплено поправками в Конституцию как обязательная норма: здоровье людей – зона ответственности всех уровней власти. Для более полной картины приведем измененный текст одного из пунктов части 1 статьи 72 Основного закона.

После принятия поправок он будет звучать так: «В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся… координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение».

Переведем это с юридического на повседневный. Федеральный центр и местные власти будут не только совместно курировать вопросы лечения граждан, но и общими усилиями создавать культуру ЗОЖ. Даже в какой-то степени культ. Ведь давайте откровенно: за состояние нашего здоровья несут ответственность не только врачи, но и мы сами. Какой смысл в стараниях людей в белых халатах, если вылеченный ими пациент не следит за собой, продолжает курить с раком легких и пить с циррозом печени? Здоровье, в конце концов, это не только возможность получить медицинскую помощь, но и такая же возможность заниматься спортом, укреплять свой организм.

Еще одна поправка будет внесена в часть 1 статьи 132: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи».

Обратите внимание – в обоих случаях речь идет о доступности. Обновленная Конституция гарантирует нам получение помощи вне зависимости от уровня доходов, социального положения и – sic! – от места жительства. В той же Тверской ОКБ вместе с простыми пенсионерами из районов лечилась от COVID-19 депутат Государственной Думы. Примечателен и тот факт, что народной избраннице предлагали помощь в Москве, но она доверилась тверским врачам. И, как оказалось, не зря.

Когда на всю страну прогремел видеорепортаж наших коллег с телеканала RT, мы с удивлением и гордостью узнали, что тверские медики буквально вытаскивают людей с того света: у некоторых спасенных пациентов поражение легких достигало 90%. Страшные цифры…

Но главным было другое: мы увидели, что качественная медицина может быть не только в Москве и не только за деньги. Более того, именно в тяжелой ситуации проявились все плюсы государственной медицины, которую и хотят развивать власти, именно на нее будет делаться основной упор. И никому после принятия поправок даже в голову не должна приходить мысль о тотальном переводе здравоохранения на коммерческие рельсы. Все, кто сейчас пытается навязать нам эту модель, столкнутся с прямым запретом, прописанным в Основном законе страны.

Именно за такие в прямом смысле слова здоровые поправки нам и предлагают проголосовать 1 июля. Не побоимся сказать, что это в какой-то степени наш долг по отношению к медикам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру