День медика в этом году – особенный. Пожалуй, таких невероятно трудных условий для их работы не было со времен Второй мировой войны. В период пандемии тяжелее всего пришлось именно им – врачам, медсестрам, санитаркам. Общество, наконец, пришло к осознанию, что самая главная характеристика человека – милосердие и мужество, и что нет важнее того, кто спасает жизнь других людей.
Вызывает восхищение и деятельность волонтеров-медиков, которые вот уже три месяца каждый день помогают пожилым и обездвиженным людям, причем не за деньги и награду. Региональное отделение этого Всероссийского движения появилось в нашей области на базе ТГМУ в 2016 году. Волонтеры-медики работают по разным направлениям, участвуют в более чем 20 региональных проектах, в том числе донорском, санитарно-профилактическом, медицинском сопровождении на спортивных и массовых мероприятиях.
Последние месяцы основная деятельность медиков направлена на проекты, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции: в марте стал действовать штаб помощи пожилым «Мы вместе». Руководителем штаба по оказанию помощи пожилым людям является региональный координатор регионального отделения Всероссийского движения «Волонтеры-медики» студент пятого курса педиатрического факультета Тверского медуниверситета Марк Ефременко. Значительную поддержку этому движению оказывает проректор по лечебной части ТГМУ Николай Баженов.
Если говорить о численности, то в движении всего задействованы 700 студентов, в проекте «Мы вместе» – порядка 40 человек. Они узнают по телефону от пенсионеров и инвалидов, какие продукты или лекарства требуются, а потом привозят их домой.
Трудно переоценить помощь в доставке льготных лекарств, которые выписываются в поликлиниках. Для пожилого человека каждый поход в это заведение сопряжен с риском заразиться коронавирусом: в последнее время здесь большие очереди. Вместо него к врачу за рецептом приходят студенты, они получают также информацию о смене препаратов, дозировке, времени приема. Например, у больных сахарным диабетом показатели меняются, и это каждый раз надо учитывать в консультациях с лечащим врачом, чтобы потом точно сообщить пациентам все рекомендации.
С первых дней работают волонтерами студенты ТГМУ Ирина Радайкина, Анна Невоструева и Кирилл Фролов. Хотелось бы предоставить им слово.
Ирина Радайкина: «Моя мечта – открыть центр паллиативной помощи»
– В отряд «Волонтеры-медики» пошла потому, что положение в стране трудное, и если есть возможность помогать людям, надо ее использовать. Я – активист нашего университета, с первого курса состою в совете обучающихся, в настоящее время его возглавляю. У нас вообще очень много проектов – кроме «Волонтеров-медиков» работают еще «Отряды милосердия», «Дети города N» – мы ездим по детским домам, организуем для ребят развивающие развлекательные программы.
Я всегда училась хорошо – окончила школу с золотой медалью, в университете иду на красный диплом. Но на третьем курсе возникло желание забрать документы: подумала, что не справлюсь, какой из меня врач. Сказались усталость, выгорание, через которое проходят большинство студентов, потому что предметов много и все сложные. Преодолеть это чувство помогает практика: когда ставишь капельницы, делаешь уколы, заботишься о больных, понимаешь, что ты на своем месте.
В моей семье все врачи: папа, мама, бабушка, тетя, брат, крестный, крестная. У меня с детства живой пример перед глазами, и вопросов, кем хочу стать, у меня не было.
Мне предстоит учиться еще два года, пятый и шестой курс. Я рассматривала для себя несколько профессий хирургического профиля либо дерматовенерологию. Но моя главная мечта – открыть большой центр паллиативной помощи. Это направление в медицине в нашей стране развивается не так быстро и не в таких масштабах, как хотелось бы. Но человек рождается с врачом, и когда он умирает, рядом с ним тоже должен быть врач: неизлечимо больные в свой последний путь не должны уходить в одиночестве. К этому убеждению меня подтолкнули разговоры с мамой, выступления Нюты Федермессер. У многих людей есть родственники или знакомые с онкозаболеваниями, и каждая их история трагична. Я рада, что у меня есть люди, которые рассказали мне об этой стороне жизни. Я понимаю, что центр – это только мечта, но, наблюдая за развитием паллиативной помощи, все-таки надеюсь, что мечта не совсем несбыточная.
Анна Невоструева: «Сегодня ты узнаешь, что человек болен, а через два дня – что его нет»
– Сейчас я сдаю экзамены за третий курс, а сестринский сертификат выдается только по его окончании, после сессии. Отчасти поэтому не пошла в ковидное отделение. Знаю и тех ребят, которые работают в инфекционных корпусах, и тех, кто проходит практику там, где ковида нет. Для всех есть работа, и у каждого свой выбор – кто-то идет за деньгами, кто-то чувствует свой долг, кто-то – за опытом. В «красную зону» никто насильно студентов не загонял, и тем не менее со всего факультета, из ста человек, одна треть сейчас там. Они рассказывают, как это страшно, как много больных, как велика нагрузка на медиков: приходится быть постоянно в костюме, лицо опухает так, что после смены очки невозможно надеть.
Но, говорят ребята, тяжело не столько физически, сколько морально. Видеть больных, которым ты хочешь помочь, но не можешь, – ужасно. Все они будущие врачи, и у каждого сильное желание спасти человека.
Моя сокурсница пошла в ковидное отделение санитаркой. Я ею безумно восхищаюсь. Когда узнала, что она там, холодок по коже. Но у меня здесь тоже много обязанностей, я не могу оставить это дело.
Эта профессия меня привлекала в детстве, может, еще и потому, что моя мама по первому образованию фельдшер. А когда встал вопрос выбора профессии, я решила быть детским врачом. Кстати, и в университете являюсь куратором по профориентации школьников.
Мама тогда отговаривала учиться, ведь это очень трудная и сложная работа. Но я настояла на своем. На первых курсах планировала стать неонатологом. Но потом услышала замечательную мысль: прежде чем сделать выбор, надо попробовать все специализации.
И когда мы стали изучать патологическую анатомию, патологическую физиологию, знакомиться с болезнями, я стала понимать, в каких сферах наибольшая потребность в специалистах, и пересмотрела свое решение. Выбрала онкологию... Я знаю людей, у которых больны дети, и видеть это очень тяжело. Потрясли меня и встречи со взрослыми людьми, заболевшими онкологией. Сегодня ты узнаешь, что человек болен, а через два дня – что его нет. Для меня это был шок.
Кирилл Фролов: «Я видел детей, которых он спас. И решил стать нейрохирургом»
– Когда я вступил в отряд волонтеров доставки, предложений трудиться в больнице не было. А сейчас я уже кое-что понимаю в своем деле, могу объяснить новичкам. Работы становится больше, я чувствую себя ответственным за людей, которые в нас нуждаются.
Это интересный опыт, полезный и для меня, и для тех, кому я помогаю. Мы развозим пожилым и малоподвижным людям продукты и лекарства. Тот, кто не может самостоятельно добраться до магазина или аптеки, звонит на горячую линию (8800 200 34 11) или оставляет заявку на сайте. Координаторы уточняют все пожелания, например найти товар подешевле, отправляют заявки по регионам. Наш отряд ежедневно получает 15 заявок, мы делим их по группам, и, таким образом, каждый из нас на личном или принадлежащем университету автомобиле объезжает 5-8 квартир. Люди оплачивают только продуктовый чек – за доставку денег не берем, подарки не принимаем. Мы с ними не контактируем, оставляем пакет у квартиры и отходим.
Почему я выбрал наш университет? Моя мама окончила три курса медицинского вуза, но, когда родился мой старший брат, учебу ей пришлось оставить. Мне хочется довершить то, что ей не удалось, продолжить династию.
Большое впечатление на меня произвела встреча с удивительным врачом Леоном Патриковичем. Когда мне было 16 лет, как пациент я попал в детскую областную больницу, в отделение нейрохиругии, где работает этот доктор. У него золотые руки. Я видел детей, которых он спас. Я вдохновился этим человеком, осознал, насколько сложно и важно то, он делает, и решил стать нейрохирургом. Но я еще на первом курсе, мне предстоит учиться шесть лет, а затем и в ординатуре, и потом, чтобы стать нейрохирургом, еще пять лет. Длинный тернистый путь, с которого не хочу сворачивать. Это именно то, что я в жизни хочу. Учиться придется не то чтобы долго, а всю жизнь, что, собственно, и делают врачи.
Леон Патрикович Нганкам своей работой живет. Этой весной я навещал в областной больнице свою сестру, заболевшую коронавирусом. Встретил его, узнал, что он делает операции не только в детской, но и во взрослой областной больнице. Титанический труд. Таких людей, как он, должно быть больше.
Моя мечта – найти средство для излечения церебрального паралича. Пусть не при моей жизни, но хочется верить, что лекарство от этой неизлечимой болезни будет найдено и люди не будут страдать.