Куда смотрит солдат: у деревни Хорошево состоялось открытие Ржевского мемориала

Куда смотрит солдат: у деревни Хорошево состоялось открытие Ржевского мемориала
Монумент виден издалека. Фото Анастасии Чистяковой

Работы над памятником и обустройством большого мемориального комплекса были закончены 15 апреля, но торжества, запланированные на 9 Мая, из-за пандемии пришлось перенести на 30 июня. В этот день президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко открыли мемориал Советскому солдату. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Тверской области Игорь Руденя, госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота, помощник Президента РФ Владимир Мединский, участники Великой Отечественной войны.

Возвышающийся среди широких просторов, виденный издалека памятник, в котором сочетается тяжесть металла и воздушность конструкции, производит грандиозное впечатление мощи и трагизма. Молодым авторам, скульптору Андрею Коробцову и архитектору Константину Фомину, взявшим за основу глубоко укоренившийся образ журавля, символ павшего солдата, удалось показать воспарившую над полем боя душу воина. Человека, у которого, как написал Твардовский, не осталось ничего: «ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей».

От идеи до ее воплощения прошло полтора года. На этапе создания было много вопросов: каким должно быть оружие – винтовка или ППШ, какого возраста воин, будет он одет в шинель или плащ-палатку? Но было сразу точно решено, что это будет памятник не полководцу, а именно солдату и стоять он будет на месте самого крупного сражения XX века.

У каждого из президентов нашлось что сказать. Фото kremlin.ru

– Была и критика, задавались вопросы: «Куда он смотрит?», – сказал журналистам после открытия мемориала Григорий Рапота. – Он смотрит на нынешнее поколение. Он спрашивает: «А что вы ребята, сделали, чтобы о вас помнили. Конечно, речь идет не о войне, а о действии созидательном, которому можно тоже поставить памятник.

Пахло кровью

Как заметил Григорий Рапота, Владимир Путин считает, что этот памятник – лучший на пространстве бывшего Советского Союза. Согласны с ним и президент Белоруссии Александр Лукашенко, и жители поселка Есинка, расположенного в девяти километрах от мемориала.

– Это большое событие для всех нас, – рассказала нам Наталья Козлова, учительница Есинской школы. – Мы с волнением ждали его открытия – ездили туда, смотрели, как идут подготовительные работы, как устанавливается монумент. Каждой семьи коснулась война, в том числе и моей. Мой дед погиб под Ржевом, прошла войну от Ржева до Кенигсберга моя тетя. Они родились, как и я, в деревне Кокошилово, это в 25 км от Ржева. Когда началась война, маме было 10 лет, она помнит, как в деревню входили оккупанты, как они зверствовали. Когда война закончилась, она стал работать – вместе с другими колхозниками убирала поле от устилавших его трупов солдат, и советских, и немецких, складывала в ямы от авиабомб. Некоторые до сих пор там и лежат, не всех удалось перезахоронить. Вместе с учениками мы опрашиваем местных жителей, ведем Книгу памяти. На своих уроках я рассказываю только то, что знаю из рассказов людей, заставших войну.

Пообщались мы и с Марией Красовой. «Это малолетний узник концлагеря, – сообщила Наталья Козлова. – Она живет в четвертом доме, на первом этаже». Мы встретились недалеко от ее двора и услышали ужасную историю военного детства, которую нам поведала эта женщина.

– Я помню, как отец, отправляясь на фронт, шел по длинной улице нашей деревни и нес меня на руках. Нас у мамы было четверо, братик умер от голода, трое кое-как выжили. Деревня была большая, из каждого дома по одному, а то и по два человека взяли на фронт. Все погибли. Вернулся один, и то контуженный. 14 октября в деревню на мотоциклах вошли немцы. И нас отправили в Муравьево, в лагерь – их в нашем районе было очень много. Мама была вся израненная. Почти два года мы жили в окопе, спали на самодельных нарах. Пахло кровью. Мне было четыре года, нам, детям, хотелось выйти, но только вылезем наверх, там – они, стоят с автоматами. Это я помню. Когда нас освободили, деревня почти вся была разбита. У бабушки сохранилась одна кухня, и какое-то время жили у нее. Маме за погибшего мужа государство дало корову. Мы ее продали, и на эти деньги потихоньку начали строить дом… А памятник мне очень нравится. Столько людей здесь полегло. До сих пор не заросли ямы, кости до сих пор находят, – плачет Мария Петровна.

Борис Воробьев – коренной ржевитянин. Год он был в оккупации, потом его отправили в концлагерь в Сычевку. Когда Красная Армия освободила узников, полтора года воевал в действующей армии на Калининском фронте. Он очень рад, что именно солдату на ржевской земле установлен такой значимый памятник.

– Нам в госпиталь возили ржевских. Всегда плачу, когда вспоминаю, – утирает слезу фронтовая медсестра Мария Потапова.

Иван Кладкевич отправился на Западный фронт в 1942 году. Командир пулеметного расчета, 22 февраля он был ранен под Ржевом, почти убит. Строчки Твардовского – это про него, его товарищей, которым было по 18 лет. Мемориал, уверен Иван Кладкевич, – общее дело, память о тех, кто не вернулся из боя.

Освобождал Ржев от немецко-фашистских захватчиков и Спартак Сычев. Медаль «За боевые заслуги», которой он был награжден, – первая, полученная в боях под Ржевом, для него самая дорогая.

И детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили

– Такой памятник – большая честь для ржевитян, – сказал глава города Ржева Роман Крылов. – Они его заслужили. Мы знаем, какой ценой досталась победа на ржевском рубеже. Город был стерт с лица земли, представлял собой минное поле. Не осталось ни одного целого здания. Перед войной здесь население составляло больше 60 тысяч человек, после окончания боевых действий – меньше 300. Долгое время не принято было говорить о потерях.

– Ржевская битва – четыре отдельно взятых сражения, между которыми шли непрерывные позиционные бои, – добавил помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский. – В момент пика наступления наша армия теряла семь тысяч человек в день. И немецкая сторона тоже, такие потери рейх нес при захвате целой европейской страны – примерно столько стоила оккупация Дании и Норвегии. А здесь в один день! На одном участке фронта! Это не было блестящее наступление, это – Русский Верден, самое страшное, длительное и кровопролитное позиционное сражение Второй мировой войны. Но оно стало фундаментом победы и под Сталинградом, и на Курской дуге.

Как сообщил Владимир Мединский, идея поставить памятник на этом месте для увековечения памяти о «забытой битве» под Ржевом принадлежит ветеранам этих сражений. Как только были приняты решения Высшего госсовета Союзного государства, двух президентов, о выделении средств, сразу же к реализации идеи подключились Российское военно-историческое общество, Министерство культуры РФ, руководство Тверской области.

– То, что Владимир Мединский в свое время поручил мне курировать эту стройку, – большая радость, честь, подарок для меня, – отметил замминистра культуры Российской Федерации Николай Овсиенко.

Он рассказал, как проходил конкурс работ и о том, что художественный совет голосовал безымянно по этому проекту. В инженерном отношении была выполнена сложнейшая задача: готовую работу продували в аэродинамической трубе, как самые передовые летательные аппараты, чтобы испытать на ветровые нагрузки – они здесь сумасшедшие, парусность огромная.

– Уникальный памятник мирового масштаба! – сказал Николай Овсиенко. – Такого нет нигде. И стоит он на святом месте. Подвиг погибших в страшной битве оценен самым достойным образом – грандиозным памятником героизму и мужеству участников. К нему будут приходить люди, чтобы поклониться памяти павших. Помните, как у Роберта Рождественского: «И детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили»? Мы хотим, чтобы мемориал стал местом, куда будет приходить молодежь. Здесь они будут получать прививку от беспамятства. Президент сказал, историческая память нужно защищать как живую нить, объединяющую поколения и в нашей стране, и за ее пределами.

Уже в июле к мемориально-выставочному комплексу начнут подъезжать автобусы с экскурсантами. Люди посетят музей, осмотрят памятник, остановятся у стальных плит, где выбиты имена почти 65 тысяч погибших под Ржевом воинов, подойдут к подножию, где высечены строки «Мы за Родину пали, но она – спасена»…

– Сегодня восстанавливается историческая справедливость, – подчеркнул губернатор Игорь Руденя. – И это очень важно. Когда Владимир Владимирович начал говорить свою речь, из-за памятника вылетел аист. Это, наверное, определенный символ того, что мы – государство с большой историей и очень ответственны за свое будущее.

Участие в церемонии открытия принял губернатор Игорь Руденя. Фото Анастасии Чистяковой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру