Место с видом на историю: почему новый мост через Тьмаку в Твери хотят назвать «Монастырским»

Место с видом на историю: почему новый мост через Тьмаку в Твери хотят назвать «Монастырским»
Фото: tverlife.ru

В Твери полным ходом идет строительство нового моста, который соединит набережную Михаила Тверского и площадь, на которой расположился храм имени святого. Название новому архитектурному объекту Твери выбирают с помощью народного голосования. Каждый из предложенных вариантов названия моста был исторически обоснован.

Голосование по-прежнему идет полным ходом. Выбрать приглянувшийся вариант или предложить свой можно на сайте администрации Твери. Сейчас лидирует название «Монастырский», второй по популярности – «Мост гимназистов». "Тверьлайф" рассказывает о том, почему первый вариант имеет все шансы стать окончательным.

То остров, то полуостров

Небольшой островок в устье Тьмаки, который иногда называют островом Памяти, где стоит с 2002 года изящная и стильная церковь святого благоверного князя Михаила Тверского, и к которому строится сейчас новый пешеходный мост, имеет очень почтенную и интересную историю.

Тьмака – равнинная река, протекающая в нижнем течении по пескам, иногда меняет русло, оставляя в пойме озера-старицы и острова. При впадении в Волгу она образовывала когда-то два рукава, а между ними островок. Сейчас западный рукав перегорожен дамбой – в нынешнем виде она XIX века, времен, когда здесь находились верфи пароходного общества «Самолет». Но на первых правильных картах Твери, сделанных в конце XVIII – первой половине XIX века, здесь отмечен островок.

Было бы интересно узнать, как именно менялся режим реки в этом месте, потому что островок появлялся и исчезал тут не один раз за минувшие столетия. Это могут рассказать только археологи, потому что карты показывают разное. Иногда, например, в конце XVII века на плане шведского шпиона Эрика Пальмквиста, здесь не отмечалось даже залива-затона, хорошо известного сейчас всем, кто гулял возле Обелиска Победы. На плане Твери Ивана Ярцева в 1710-х годах островка тоже нет, но отмечены заливы, хотя и не такой формы, как ныне. В 1770-х годах на нескольких планах города здесь отмечен остров. В 1840-х годах остров уже – полуостров, а дамба дополнительно подсыпалась для защиты от волжских ледоходов в 1850-1880-х годах.

Любопытно, каков был режим реки в 1310-х годах, когда некий Иоанн Царегородец, выходец из Константинополя, основал здесь монастырь в честь популярных в греческих землях двух святых Феодоров – Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Монастырь сразу приобрел значение обители, которой покровительствовали тверские князья. До погрома 1327 года в числе братии тут были и греки, и сирийцы. Сохранилась рукопись на греческом языке («Устав Иерусалимский»), написанная здесь в 1317 году монахом Фомой Сирианином. В XV веке она попала в Ватиканскую библиотеку и там хранится поныне.

В 1323 году был заложен, а в 1326 году освящен построенный в монастыре каменный храм в честь святых Феодоров. С его появлением Федоровский монастырь приобрел значение второго в Твери после Отроча, где тогда тоже уже имелся каменный собор. А сам каменный храм Федоровского монастыря стал, видимо, третьим по времени каменным зданием в Твери.

Непростая эпоха

Благополучные времена кончились быстро. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ордынского посла Чол-хана (Щелкана), и в 1328 году город был разгромлен. Это стало знаком конца Федоровского монастыря как культурной столицы Твери. Больше он никогда не поднимался до значения интеллектуального центра столицы княжества, хотя как монастырь просуществовал еще долго. Его каменный собор обветшал в 1421 году, но был выстроен вновь. В 1446 году князь Борис Александрович попытался упразднить монастырь, устроив вместо него княжеский замок под названием Люблин или Любовен, но это нововведение не встретило отклика и понимания. Со смертью князя Бориса в 1460 году, а, возможно, даже и раньше, монастырь вновь занял привычное для него место.

В это время он постоянно страдал от половодий, в иные весны, как, например, в 1408 году, вода поднималась так высоко, что монахи еще на весенний Юрьев день (6 мая по новому стилю) на плотах плавали к своему монастырскому храму. Но в целом летописи больше не обращают на этот монастырь особого внимания. Лишь из документов XVI века мы узнаем, что обитель сохраняла высокий статус, управлялась архимандритами и имела вотчины в Тверском уезде. Практически ничего не известно о внутренней жизни монастыря, нет полного списка его настоятелей, вероятно, и братии в нем было немного.

Разорение Смутного времени сильно опустошило город, и так не процветавший во второй половине XVI века. Федоровский монастырь на островке оказался совсем разоренным. В 1626 году он был пустым, а его собор стоял без кровли. Тем не менее, окончательно он тогда не запустел.

На монастырь (а точнее, на его села и земли) положил глаз патриарх Никон, и в 1654-1656 годах здесь для него были выстроены кельи, а старинный собор был отремонтирован. Монастырь же, как и многие другие тверские обители, был приписан к патриаршему Воскресенскому монастырю – Новому Иерусалиму, и из состава Тверской епархии фактически выведен. Хотя после опалы Никона в 1660-х годах на некоторое время монастырь вновь обрел самостоятельность, но оправиться уже не смог. В 1693 году он вновь был приписан – и вновь к Новому Иерусалиму. После этого вотчины свои он потерял навсегда, но вот сам остров, на котором он стоял, в XVIII веке Тверская епархия себе вернула. На нем были возведены деревянные постройки первой тверской семинарии (после 1739 года), которые еще обозначены на плане 1773 года, вместе с каменным собором, который играл роль семинарского учебного храма.

В этом качестве он мог бы и дожить до лучших времен, потому что тогда это был последний в Твери храм великокняжеских времен, немалая древность и святыня. Но, увы, тверские архиепископы регулярно меняли место расположения семинарии. Решив перевести ее в 1775 году в кремль, они оставили храм без опеки. Более того, чтобы не пропадал белый камень – ценный строительный материал, древний собор, помнивший сыновей Михаила Тверского, был разобран в следующем 1776 году, а камень увезен в Трехсвятское. Затеял это известный архиепископ Платон (Левшин), знаменитый потом московский митрополит, человек достойный, но, к сожалению, не знавший почтенной истории этой обители.

Так закончил свою историю Федоровский монастырь.

Все еще будет

Надо сказать, что обитель никогда не имела прямой связи с тверским кремлем, и моста от островка к крепости здесь не было. Мыс, на котором был некогда построен тверской кремль, на самом своем кончике имел несколько деревянных башен, все они были глухими. Ни на одном плане города мы не встретим с островка никаких мостиков через Тьмаку, хотя чуть выше, в районе современного Обелиска Победы, находились мосты и мельничные плотины, поднимавшие в Тьмаке уровень воды для того, чтобы обводнять кремлевский ров.

Вплоть до советского времени место на островке так и оставалось пустым. Его планировали как-то использовать в рамках задуманной второй очереди Обелиска, однако и эти планы остались нереализованными. Остров, утыканный вбитыми сваями, никак не украшал город ни в 1970-х, ни в 1980-х, ни в 1990-х годах. И лишь в конце 1990-х на островке появилась клумба, а территория была благоустроена – но почти сразу же затем началось возведение храма Михаила Тверского по проекту архитектора Валерия Курочкина.

Храм этот, кстати, представляет собой вольную стилизацию на тему архитектуры XIV века, и древний собор на этом месте мог выглядеть примерно так. Каким он был точно, сказать сложно, потому что уцелели лишь довольно общие рисунки. Археологи его фундаментов пока не нашли, и неизвестно точно, где именно они находились.

Много раз менялся вид устья Тьмаки, и в этих переменах «потерялся» один из древнейших храмов Твери. Но будем надеяться, открытия еще будут!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру