28 июля – День крещения Руси. Праздник, которому в этом году исполнилось 10 лет в том виде, в котором он существует сегодня. А вообще, современная дата легла на очень старую – день памяти святого князя Владимира. Понятно дело, кто крестил Русь, тот и получает почести.
И сегодня в этот день удобно вспомнить именно исторические факты, связавшие нынешнюю Тверскую область с мировым христианством. Сложная формулировка, но все будет гораздо интереснее и хрестоматичнее.
Итак, мы отобрали 10 личностей и мест из Тверской области, без которых история христианства невозможна.
Михаил Тверской
Михаил Тверской – личность государственного масштаба. Понятно, это небесный покровитель Твери, но мы понимаем под Тверью Тверское княжество 14 века, домосковское государство, находившееся под властью монгольского ханства и погрязшее в междуусобицах. И здесь личность Михаила Ярославича раскрывается в полной мере: грамотный политик, смелый военачальник, человек, который понимал цену каждого своего действия. Оболганный и убитый в общем-то довольно позорно (его конкурент князь Юрий Московский сделал для этого все возможное) Михаил Ярославич вернулся не без трудностей в Тверь «готовым» святым мучеником. Среди множества исторических личностей он, Михаил Тверской, в образе мученика изображен и на памятнике «Тысячелетие Руси».
Тверской Спасо-Преображенский собор
Да, они должны быть рядом: Михаил Тверской и его собор. И вот что важного в нашем соборе в масштабе страны. В 13 веке Спас в тверском кремле стал первым каменным собором на Руси, построенным после монголо-татарского нашествия. На минуточку, он простоял 350 лет, и его следы нашли во время раскопок в период строительства нового соборного здания, даже фрагменты фресок первого собора сохранились в земле. Поэтому, когда мы говорим о необходимости собора, его нужности для города, мы, конечно, должны понимать, что собор в этом контексте уже не просто стены. Это образ и символ российского масштаба.
Отроч монастырь
Собор – это самый центр Твери, его историческая точка, которая, к слову, не всегда считалась историками однозначной. Например, какое-то время считалось, что Тверь началась не в устье Тьмаки, а в устье Тверцы. Впрочем, сегодня споров на этот счет нет, но слияние Тверцы и Волги – это тоже знаковое место для российской истории и истории христианства. Древний Успенский Отроч монастырь, о котором вам расскажет каждый экскурсовод, это не просто каменные стены, это в первую очередь древнейший литературный памятник, который рассказывает нам драматическую историю любви и основания монастыря. Что касается стен, то они связаны с именами великих исторических деятелей. 20 лет здесь жил и писал свои труды преподобный Максим Грек, здесь же, в подвалах томился в заточении митрополит Московский Филипп после того, как Иван Грозный изгнал его за критику опричнины с Московской кафедры. Смотрели фильм «Царь» Павла Лунгина? Это именно эта история. Жаль, что в фильме нет тверского монастыря, в котором в конце концов опричник Скуратов и задушил Филиппа, но и от монастыря ничего не осталось почти – одинокий Успенский собор.
Первый Патриарх российский Иов
Если уж мы заговорили про представителей высшей церковной власти, то перенесемся в Старицу. Здесь в 16 веке родился мальчик Иван, который впоследствии станет первым русским Патриархом. Его становление очень любопытно. Монах Иов стал игуменом Старицкого Успенского монастыря и был замечен Иваном Грозным, который в Старице бывал часто, его возводят в сан архимандрите и он становится настоятелем. После движения по карьерной лестнице Иов с середины 1580-х годов становится соратником Бориса Годунова, стараниями которого Иов становится митрополитом, а потом и первым патриархом.
Из любопытных фактов. Иов, например, был участником канонизации Василия Блаженного. После смерти Годунова и прихода к власти самозванцев, с Иова срывают облачение и ссылают в Старицу. Иову предлагали при василии шуйском вернуться на патриарший престол, но здоровье помещало, и он отказался, а в скором времени и умер.
Патриарх Тихон
Они всегда идут парой с разрывом в 400 лет. Иов и Тихон. Первый патриарх и первый Патриарх после восстановления патриаршества в 1917 году.
После того, как часть Псковской области перешла в состав Тверской, регион получил вместе с прекрасным городом Торопцем и имя патриарха Тихона. Будущий святой первоиерарх родился в Торопецком уезде в семье потомственного священника Беллавина. Мальчика назвали Василием. Шел Василий простой и прямой дорогой: духовное училище – псковская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. А вместе с ним шло и его прозвище «Архиерей». Тихона избрали патриархом на Всероссийском Поместном Соборе в 1917 году. Досталось Тихону Церковь, как и Иову, во времена смутные. Умер он в 1925 году, в 1989 году причислен к лику святых.
Николай - Просветитель Японии
Потрясающий человек с необыкновенной судьбой. Родился в семье дьякона в деревне Береза Бельского уезда Смоленской губернии в 1836 году. Сейчас это территория Оленинского района Тверской области.
По неписанному сословному правилу того времени ребенок, родившийся в семье церковнослужителей особо не выбирал свой путь и шел знакомой дорогой отца. Это мы видим и на примере патриарха Тихона. Мальчик Иван поступил в духовное училище города Белого, потом в Смоленскую семинарию, а потом в туже Санкт-Петербургскую духовную академию. Узнав, что при русском консульстве в японском городе Хакодатэ открывается приход, он вызвался быть там настоятелем. Так Иван уехал в Японию, где был пострижен в монахи с именем Николай.
Николай в первую очередь был миссионером. Первым японцем, обращённым им в православие, несмотря на то, что обращение в христианство было запрещено законом, стал бывший самурай. Николай стал основоположником русской духовной миссии в Японии, перевел Священное Писание на японский. Во время Русско-Японской войны отнесся с уважением к желанию православных японцев молиться за победу своей страны, но с ними не молился и не принимал участия в общественных богослужениях.
После смерти Николая сам японский император Мэйдзи лично разрешил похоронить епископа на кладбище Янака. Сегодня святитель Николай – самый известный и почитаемый в Японии русский святой.
Святой Гурий: от Селижарова до Казани
Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радоне-жа, в мире именовался Григорием. В 1522 году стал игуменом и переведен в Селижаров мона-стырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под осо-бым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Гурием началась епархия в Казани. Сегодня мощи Гурия покоятся в Казанском благовещенском соборе, а в Тверской области Гурия почитают как небесного покровителя Селижаровского района.
Корсунская икона Пресвятой Богородицы
Известная на весь мир Торопецкая икона Божией Матери, называемая в народе Корсунская, это тоже большая страница церковной истории, как Торопецкого края, так и всей Тверской области. После закрытия церквей в Советское время духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, в 1936 году икону перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ выявили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.
В 2009 году икону перевезли в церковь Александра Невского в Княжьем Озере Московской епархии. В самом храме создали идеальные условия для хранения иконы. Смонтировали оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имеют возможность круглые сутки получать видеокартинку святыни, данные о влажности и температуре. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более 300 тысяч долларов США.
Переговоры о возвращении иконы в Торопец ведутся много лет, но пока икона никак не может вернуться домой.
Андроникова икона Божией Матери
Еще одна знаменитая святыня, связанная с Тверской областью. По преданию, Андроникова икона была написана евангелистом Лукой. История иконы потрясающая. До 19 века икона находилась в Морее, но во время борьбы греков за независимость греческие города разорялись, и настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках врагов , спас только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в город Патры. Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын и наследник которого отправил её из Афин в Одессу для доставки её в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, в 1877 году эта икона перенесена в Казанский женский монастырь Вышнего Волочка. В 1984 году икону украли и нынешнее её местонахождение неизвестно.