Неравнодушие к окружающему миру, желание сделать его лучше, прийти на помощь живому существу всегда живет в человеке. Когда это выражается ярко, в действии, то о такой личности хочется рассказать. Чтобы ее энергией заразились и другие.
С героиней этого материала Анастасией Каменской я познакомился, когда она впервые принесла свои стихи в газету. И старшеклассница тогда удивила, это были лирические откровения, зарисовки, которые вполне заслуживали публикации на всероссийском уровне. Многие из ее ровесников пытались рифмовать, пробовали свои перья, но не настолько удачно.
Прошло время, и ей удалось меня удивить во второй раз. На этот раз своим отношением к живым существам, птицам. Уже который год ее можно считать спасительницей по отношению ко многим из представителей крылатого племени. Войдя в жизнь девушки, они отчасти стали ее судьбой.
Прерванный полет
31 декабря для нее стал уже постоянным вот такой пост во «ВКонтакте». «Каждое утро 1 января в городах мы можем найти немало птичьих трупов. Эти птицы погибли от столкновения с преградами или от разрыва сердца. Типичный пример: новогодняя ночь с 2010-го на 2011 год в одном из городов американского штата Арканзас стала роковой для стаи из 4-5 тысяч красноплечих трупиалов. Откажитесь от фейерверков».
А неделю назад появилась тоже любопытная запись.
«Так уж получилось, что у меня сегодня день рождения. Я его никогда не отмечаю, просто потому, что не люблю отмечать. Однако есть существа, которые не отмечают своих дней рождения потому, что никому не приходит в голову их поздравлять. Я говорю о птицах, разумеется. Мне думается, что это не очень справедливо по отношению к птицам – ведь им иногда тоже нужен праздник. Поэтому если сегодня вы захотите сделать приятное мне, то сделайте полезное птицам, переведя комфортную для вас сумму в одно из мест, где пернатым помогают стать здоровыми и счастливыми».
В июне Настя передала коробку с четырьмя маленькими птенцами дроздов столичному центру реабилитации диких птиц «Воронье гнездо». Они лишились дома, когда в Твери спилили старое дерево. В центре выращивают малышей, а потом выпускают на волю. У них для этих целей есть так называемый разлеточный вольер – большой шатер, где молодняк учится сам добывать пищу и летать под присмотром взрослых птиц.
У самой Насти сейчас пять птиц, которые прописались в квартире. Они выжили, случайно подобранные на улице, в тот момент, когда должны были погибнуть. И человеческая семья, Настя и ее муж Игорь, стала для них вторым домом. В том числе и птенец синицы, который пока не умеет летать.
Любопытно, что они с мужем в хорошую погоду выводят прогуляться свое крылатое семейство на футбольное поле, что рядом. Маленькое шоу для прогуливающихся прохожих. Кто-то из соседей, узнав, что едят птицы, бежит, чтобы принести каши, а кто-то просто зачарованно смотрит. Особенно дети. А еще из разговора с Настей узнал, что по весне они подбирают птенцов стрижей, выпадающих из гнезда. Потом, выкормив, выпускают на волю. А вот те птицы, которые у нее живут, уже не смогут улететь. Покалечены и всерьез. Более всего меня покорила чайка. Она иногда забывает, что у нее перебито крыло, и пытается взлететь…
Когда Настя рассказывает о своих подопечных, то просто диву даешься. Удивляешься их повадкам, общению. Птичий век обычно недолог, кого-то уже нет. У нее, например, жила синица Сикорка. Ни на шаг хозяйку не отпускала. Даже в ванной, когда та зубы чистит! А за авторитета в птичьей семье в свое время был грач, в чем-то интеллектуал, свои требования всегда высказывал грамотно, без него птицы и к еде не подходили. Впрочем, тут столько разных историй, что об этом можно книгу писать.
- Я смогла бы, возможно, и десять птиц содержать, которым жить негде, - говорит Настя. – Ну, разве они виноваты, что их кто-то обидел. А у нас, кстати, нет в области ни одного места, где бы покалеченное пернатое племя смогло бы жить. Пусть хотя бы небольшой центр по спасению птиц. Одной мне не справиться, нужны энтузиасты и какая-то официальная помощь.
На вопрос, о чем мечтает, Настя не задумываясь ответила: «Пусть у птиц вырастут новые крылья!».
Увидеть невидимое
Пытается помочь в жизни Каменская и детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Благодаря социальным арт-проектам, которые воплощены или пока еще только в задумке. Символично, что здесь можно провести параллель с помощью покалеченным пернатым. Началось все с проекта в Ставрополе «Талант расправит плечи», где слабослышащие дети вместе с обычными творили в сфере искусства, в частности в живописи. Анастасия тут выступила в роли главного консультанта, помогла дистанционно, разрабатывая образовательные программы. А потом уже в Твери благодаря инициативе Насти и обществу слепых стартовал еще один интересный проект. Его участники, дети с ограниченными возможностями, ваяли скульптуры.
Проект Анастасии Каменской «Самое главное» позволил многим иначе взглянуть на мир. В чем его суть? В мире есть нечто, что нельзя увидеть, но в существовании чего никто из нас не сомневается. Это так называемые абстрактные понятия и категории: добро и зло, любовь и ненависть, счастье и горе, одиночество, страх, любопытство, вдохновение… Самое любопытное, что незрячие или слабовидящие люди, подростки и дети, должны были помочь зрячим увидеть это невидимое благодаря своему творчеству.
Выставка прошла в Центре детского и семейного чтения имени Пушкина. Участников проекта попросили изобразить в скульптуре незримые абстрактные понятия и придумать объяснение, почему каждая из скульптур именно такова. И каждый из ребят, действительно, почувствовал в себе художника и отправился в самостоятельное творческое плавание. В итоге получилось множество скульптур.
Возле каждой скульптуры были разложены листы бумаги с вопросами. Эти вопросы касались скульптур. Каждый посетитель мог поделиться своими мыслями об увиденном, пофантазировать о том, что бы он сделал, если бы был скульптором. Тем более самим авторам крайне интересно узнать, как поняли их работы зрители.
И все получилось! Один из первых экспонатов, который встречал, – это осьмирук Федя, работа Саши Звоновой, которая ничего не видит с самого рождения. Однако ей удалось сотворить удивительно популярную скульптуру. Говорили даже, что если Федю потрогать за лапку, то это принесет удачу. У Саши здесь также работы «Голубая фея» и «Синий кит». Фантазия девушки работает, хотя в жизни не видела не только голубого, а и никакого другого цвета. Тут же можно было прочитать рецензию об осьмируке Феде. «Я думаю, что это скульптура о том, что неплохо бы иметь много рук. Я недавно стала мамой, и иметь много рук не стало бы лишним».
- В конце выставки мы собрали все это облако интерпретаций, чтобы поразмышлять над ними, - говорит Анастасия. – По-моему народ просто изголодался, чтобы выразить свое мнение. Я была просто поражена, когда пришла открывать выставку. Все опросные листы были уже исписаны.
Многие работы заставили зрителей задуматься. Так, например, о «Бегуне» была оставлена запись, что это скульптура человека с таким большим сердцем, которое в этого человека даже не вмещается. А работа «Мост» – это некая аллегория. Про нее оставлено такое мнение: «Многозначная скульптура, мост одновременно разделяет и соединяет двух людей. Связь, контакт есть, но они должны пройти этот мост навстречу друг другу».
Полет мысли юных творцов поневоле заставлял воспарить над этим миром. Например, скульптура «Кто дает человеку крылья». Люди держат руки друг у друга на плечах, но эти руки превращаются в крылья другого человека. И этот сюжет родился в голове совершенно незрячего парнишки.
И еще, может быть, самое главное. Проект «Самое главное» — это попытка переосмысления актуального сегодня понятия «арт-терапия». Что это значит? Как объяснила Анастасия, арт-терапевтические практики, в которых принимают участие люди с теми или иными нарушениями здоровья, отличаются сегодня одной неприятной особенностью. Объекты, появляющиеся в результате сеансов арт-терапии, как правило, не рассматриваются в качестве произведений искусства. Считается, что в арт-терапии самое важное сам процесс. Самозабвенное погружение человека в стихию искусства, а не результат – произведение искусства. Проект «Самое главное», возможно, изменит эту тенденцию снисходительного и высокомерного отношения к тому, что создается в рамках сеансов арт-терапии. Выставка скульптур незрячих и слабовидящих авторов, юных дарований – достойный аргумент в пользу этого.
В ритме времени
Кстати, воплощение проекта стало толчком для Насти, чтобы продолжить занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она преподает рисование в тверском досуговом центре «Дети-ангелы», который посещают больные с церебральным параличом и другими тяжелыми заболеваниями. Занятия живописью развивают моторику, врачи потом удивляются результату, за короткий срок пальцы рук начинают работать значительно лучше.
При общении с Настей начинает казаться, что и сама она, как птица, находится в постоянном полете, только творческом. Сейчас она курирует столичный проект в галерее «Измайлово». Это выставка, в которой, несмотря на пандемию, приняли участие более 50 художников из России и Польши. Темой для творчества стали восемь стихотворений, польских и русских. Русский автор сделал переводы польских текстов на русский язык, а польский, в свою очередь, перевел русские стихи на польский. Есть тут и некая интрига, посетителям предлагают угадать, какая картина иллюстрирует тот или иной текст. В выставке приняли участие и тверские художники.
И здесь нельзя не вспомнить, что именно с легкой руки Анастасии в Тверь вернулся фестиваль польских фильмов «Висла». Остается только удивиться, когда она все успевает. В этом году фестиваль пройдет в середине августа в центре современной культуры «Рельсы», что на Трехсвятской. Причем раньше, чем в столице.
Кстати, стихи Анастасия пишет до сих пор, но, как она призналась, все реже. А жаль. Зато появились любопытные зарисовки (рисунки), которые, безусловно, талантливы. С ее слов, бешеный ритм времени диктует самую быстроусвояемую информацию. Правда, у нее родился целый цикл стихотворений о птицах и других представителях животного мира. И тут своя философия. Главный посыл – это наши младшие братья, они почти как люди…