Проект «Первые»: жителям Тверской области рассказали, как в Вышнем Волочке учили и дубили

Проект «Первые»: жителям Тверской области рассказали, как в Вышнем Волочке учили и дубили

Жители Вышнего Волочка стали первыми в обучении кондукторов и промышленном производстве дубильных экстрактов

Краевед из Вышнего Волочка Ольга Копьева подсказала для рубрики «Первые» сразу два любопытных факта. В Вышнем Волочке в свое время открылось первое в России училище, в котором готовили железнодорожных кондукторов, а также первый завод по производству дубильных экстрактов «Дубитель». Сегодня уже нет ни училища, ни завода, но факт остается фактом – и жители Вышнего Волочка гордятся тем, что их земляки стали пионерами в своих отраслях.

Первые кондукторы

В 1840 г. в Вышнем Волочке была открыта школа кантонистов, одна из четырех в России. В ней обучались дети солдат и унтер-офицеров аракчеевских военных поселений, вместе с обычными школьными знаниями отставные офицеры читали для них лекции по техническим наукам. Когда в 1851 году начала действовать первая в России железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом (кстати, император Николай Первый впервые стал пассажиром именно на станции в Вышнем Волочке), для дороги потребовались грамотные технические кадры, в том числе так называемый «низший персонал» - смазчики, сцепщики, кондукторы. Поэтому в 1878 году было решено открыть в Вышнем Волочке первую в России кондукторскую школу.

Местные власти отнеслись к такому начинанию со всей серьезностью. Под кондукторскую школу выделили одно из красивейших зданий Вышнего Волочка – бывший путевой дворец (сегодня это средняя школа №6), неоднократно перестроенный впоследствии, но полностью сохранивший черты архитектуры зрелого классицизма.

Первым заведующим кондукторской школы стал коллежский асессор Гузен. Поскольку открытие школы совпало с окончанием русско-турецкой войны (той самой, о которой рассказывает, например, фильм «Турецкий гамбит»), правом преимущественного поступления в школу обладали дети ветеранов этой войны. Но совсем скоро стало очевидно, что школа кондукторов не дает достаточных знаний – нужно готовить специалистов для железной дороги более высокой квалификации. И в 1883 году школу преобразовали в училище кондукторов путей сообщения. Здесь готовили, как сообщалось в документах, «ближайших помощников инженеров по надзору за производством строительных работ и исправным состоянием сооружений на путях сообщений, главным образом водных и шоссейных».

Особенность Вышневолоцкого училища кондукторов заключалась в том, что сюда принимались только подданные Российской империи, иностранцам обучение было заказано. При поступлении абитуриенты сдавали экзамены по математике и русскому языку. Конкурс составлял три человека на место, после испытаний в штате училища оставляли только 35 человек. Жители Вышнего Волочка, следует заметить, хоть не сразу, но получили преимущественное право при поступлении в училище. Студентам платили стипендию из средств министерства путей сообщения. Впоследствии в стенах училища появились так называемые «своекоштные» студенты, которые платили за учебу (12 рублей в год) из собственных средств. Было и своеобразное распределение: после окончания училища кондуктор был обязан четыре года отработать на железной дороге.

Если посмотреть учебные планы, то по действовавшей полтора века назад программе подготовки кондукторов сегодня можно было бы подготовить не менее чем ? инженеров путей сообщений. Судите сами: студенты учились пять лет, изучали все технические дисциплины, связанные с деятельностью железной дороги. В последние два года обучения проходили практику на железной дороге. Считалось, что кондуктор должен быть универсалом: он должен знать устройство поезда, разбираться в организации движения на железной дороге, уметь оказать первую помощь. Поскольку кондукторов считали «лицом» железнодорожной отрасли, им преподавали хорошие манеры и даже учили танцевать! В учебной программе были также уроки пения и гимнастики. И кстати, Вышневолоцкое училище кондукторов стало первым в России образовательным учреждением, на территории которого появился гимнастический городок, построенный инженером Шмидтом.

Студентов обеспечивали формой, эскизы которой разработал лично министр путей сообщения Константин Посьет. Их кормили («просто, но сытно», вспоминал один из учащихся, в меню преобладали каши). В заведении была введена строгая, почти военная дисциплина: на занятия и в столовую студенты ходили строем. После 8 часов вечера ученики не имели права выходить на улицу. В училище были надзиратели, которые ходили вечерами по домам и проверяли выполнение этого правила. Общежитие находилось в Кожевенном углу Солдатской слободы, ныне это Бейшлотский переулок, и здания общежития не сохранилось.

Особое внимание уделялось нравственности учеников. В уставе училища особенно подчеркивалось, что воспитание должно основываться на строгих началах христианской веры.

Окончившим училище присваивалось звание инженерного кондуктора путей сообщения; сегодня специалисты с таким уровнем квалификации на железной дороге называются младшими техниками. Выпускники кондукторского училища могли продолжить образование в высших учебных заведениях, где готовили уже инженеров для железной дороги. Училище было закрыто, когда появилась необходимость готовить больше специалистов – теперь их готовили в специальных железнодорожных техникумах.

Дубильные экстракты

Поскольку расположенный совсем неподалеку от Вышнего Волочка город Осташков считался одним из главных в Центральной России центров кожевенной промышленности, в 1929 году, сразу после создания Вышневолоцкого района, власти области (тогда она еще называлась Тверской, но совсем скоро будет переименована в Калининскую) решили создать здесь вспомогательное предприятие для кожевников. В те годы в районе велось активное промышленное строительство. За два года в Вышнем Волочке вступили в эксплуатацию несколько заводов и промышленных артелей, индустриализация обеспечила полную занятость всего трудоспособного населения. И настоящей жемчужиной вышневолоцкой промышленности стал завод «Дубитель».

Дубильные экстракты, концентрированные вытяжки из растительных дубильных материалов, используются прежде всего в легкой и кожевенной промышленности. Технология производства экстрактов довольно сложная. Высушенную и спрессованную кору деревьев рубят на специальных станках, перемалывают в мельницах, размельчая до мельчайших частиц, которые потом в технологических сосудах, называемых диффузорами, выпаривают дубильные вещества, а полученный сок концентрируется, освобождается от влаги и в таком виде поставляется потребителям.

В Вышнем Волочке производство дубильных материалов было старинным промыслом: местные мужики драли кору с деревьев и кустарников и сдавали ее на приемные пункты. Теперь же вся кора поставлялась на завод «Дубитель». Вышневолоцкий завод стал первым предприятием в своей отрасли – в первый год работы завод дал стране 530 тонн таннидов. Спустя три года проектная мощность предприятия перекрыта уже в 2 раза, а для удовлетворения потребностей народного хозяйства развернулось строительство новых предприятий по производству дубильных экстрактов в Можге (Удмуртия) и Горячем Ключе (Краснодарский край). А в Башкирии до сих пор есть поселок Дубитель, названный так в честь ценного природного сырья.

На заводе была собственная техническая библиотека, примерно 1000 томов, в которой можно было найти такие редкие книги как, например, двенадцатитомную «Техническую энциклопедию» или многотомный инженерный справочник Хюгге. В библиотеке стояли книжные шкафы из цельного дерева, в кабинете директора из такого же дерева были шкафы, стол и стулья, такого же типа мебель была в лаборатории. Вся мебель была изготовлена за границей. Во время войны на территории завода была построена дровяная котельная, которая обеспечивала теплом вышневолоцкие госпитали.

В советские годы завод «Дубитель» был одним из крупнейших предприятий Вышнего Волочка, здесь работало около 300 человек. Экстракты выпускались в и отгружались в мешках, по консистенции они были похожи на асфальт. Хотя мировая кожевенная промышленность перешла на более удобные жидкие и даже гранулированные экстракты. Население всех окрестных деревень активно участвовало в заготовке ивового и елового корья, которое принималось по рублю за килограмм и являлось неплохим подспорьем для небогатых семей.

В постсоветские годы завод «Дубитель», уникальное предприятие, постигла участь многих советских заводов. Предприятие стало жертвой экономического спада. Сначала его акционировали, но в 1995 году производство окончательно закрылось, а завод постепенно порезали на металлолом. Жители Вышнего Волочка до сих пор помнят, как с заводской территории выезжали грузовики, груженные цветным металлом. В 1999 году предприятие признали банкротом. Завод стал первым в Вышнем Волочке предприятием, которое «пустили под нож». Теперь там разбирают руины, бьют стены, на металлолом сдается арматура.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру