«Священная война» генерала Александрова: самая проникновенная песня Великой Отечественной из Тверской области три месяца была под запретом

«Священная война» генерала Александрова: самая проникновенная песня Великой Отечественной из Тверской области три месяца была под запретом
Фото: Яндекс.Дзен

Главной песней, музыку которой сочинил советский композитор, хоровой дирижер, педагог, народный артист СССР Александр Васильевич Александров (1883-1946), принято считать Гимн СССР, он же Гимн России. Однако сегодня мы хотим рассказать о другом его произведении, тем более что его история оказалась связанной с нашим городом.

Все началось в Бологое

Даже для советского периода отечественной истории, богатого на уникальные человеческие судьбы, фигура и биография Александра Александрова остается одной из самых необычных. Певчий в хоре, исключительно мирный человек – и создатель первого в мировой истории военного мужского хора, который до сих пор носит его имя. Убежденный коммунист – и вместе с тем глубоко верующий человек (в одной из его биографий приводится факт, как перед вступлением в партию Александров провел ночь в часовне, горячо молясь об искуплении греха – вступления в ряды партии безбожников). Любимец Сталина, один из символов официозного советского искусства – и вместе с тем один из самых страстных исследователей и знатоков фольклора, автор множества новых переработок народных песен, которые благодаря Александрову обрели «второе рождение». И, конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех замечательных свершениях этого человека, поэтому остановимся на истории одной песни, которая прославила имя композитора в веках.

Тверь, тверская земля сыграли в его творческой биографии важную роль, причем неоднократно. В первый раз – когда молодой певчий Александров (эту фамилию он избрал как творческий псевдоним, поскольку его настоящая фамилия, Коптелов, звучала слишком неблагозвучно) прибыл в Бологое, поправить здоровье. В Бологое он не только прославился как создатель местного хора, но и обрел свое семейное счастье, женившись на местной девушке, хористке церковного хора Ксении Морозовой. Все трое его сыновей родились на тверской земле – в Бологое и Твери. На свидетельстве Тверского окружного отдела ЗАГС за № 2203 от 16 октября 1919 года подтверждалось, что «…в 1-й части метрической книги Тверского Преображенского Кафедрального собора за 1910 год, под номером 4 значится следующая запись: Июля 13 родился, 20 – крещен Владимир; родители его: Регент Тверского Архиерейского Хора Александр Васильевич Александров и законная жена его Ксения Павловна, оба православного вероисповедания…"

Второй эпизод случился четыре года спустя, когда в Твери объявили конкурс на замещение вакансии регента хора Спасо-Преображенского собора. Это место считалось весьма престижным, приехали маститые регенты из Курска, Саратова, Пензы, испытания длились десять дней, но победил самый молодой участник – Александр Александров. Комиссия не ошиблась в своем решении: уже в самое ближайшее время соборный хор благодаря его руководителю прослыл лучшим в Тверской губернии. Многие любители музыки из разных мест специально приезжали послушать удивительное пение. В 1915 году Александр Александров открыл в Твери музыкальную школу как филиал Московского отделения Русского музыкального общества. В ней работали классы хорового и сольного пения, классы фортепианной и скрипичной музыки и другие. Среди тех, кто обучался в этой музыкальной школе, был мальчик из Корчевы Андрей Жданов, который при новой большевистской власти станет членом Политбюро, ближайшим соратником Сталина. Спустя много лет, вручая в Кремле орден композитору Александрову, Жданов напомнит, что знакомы они давно: «Я когда-то пел у вас в хоре».

Фото: kudago-com

«Солдатская молитва» русских

А третий «тверской» эпизод связан с историей песни «Священная война». В первые дни Великой Отечественной из Кремля поступил приказ – как можно быстрее сочинить и разучить песню, которая смогла бы «мобилизовать» советских воинов на борьбу с фашистами. Александрову принесли стихи поэта Лебедева-Кумача, на которые предполагалось написать музыку. Как только он написал музыку, вспоминал очевидец, он тут же собрал хористов, написал мелом на грифельной доске ноты и слова, поскольку времени печатать слова и ноты не было. Хористы так и репетировали песню, стоя лицом к доске, как школьники. Времени на репетиции не было – песню разучивали до глубокой ночи.

А вечером 26 июня состоялась премьера песни – «Священную войну» хор Александрова исполнял на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт военные эшелоны. В зале ожидания сколотили небольшое возвышение, артисты ансамбля поднялись на эту импровизированную сцену и грянули первые слова песни: «Вставай, страна огромная!». С первых же тактов песни наступила абсолютная тишина, все встали, как будто во время исполнения гимна. На суровых лицах солдат виднелись слезы, и это волнение передавалось исполнителям, которые также не могли сдержать своих эмоций. Песня в исполнении ансамбля произвела огромный фурор. Это был однозначный успех – песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Первое исполнение «Священной войны» стало одним из самых ярких эмоциональных событий первых дней войны. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.

Однако военная цензура долго не пропускала «Священную войну»! Сначала поставили отметку «Разрешено к исполнению» до 1 августа, потом – до 1 сентября. Советских цензоров беспокоило то, что в названии упоминалось слово «священная», а какая может быть священная война в стране победившего атеизма? И еще к песне относились с подозрением, считая ее слишком трагичной по настроению. Ведь в ней пелось не о скорой победе над врагом, а о тяжелой битве («вставай на смертный бой»), а это, считали военные чиновники, будет внушать солдатам, идущим в бой, неправильные чувства.

И все же песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях. За время войны ее дважды записывали на грампластинки: в 1941 и 1942 годах. Святая песня о священной войне – с ней шли на смерть, и она стала бессмертной. Она звучала и предупреждением, и напутствием, отзываясь в каждом сердце. Даже сегодня «Священную войну» нельзя слушать без волнения, а представьте, как она звучала в первые дни войны! Великий композитор Дмитрий Шостакович писал, что именно благодаря этой песне родилась великая страна, которая выстояла и победила. Даже враги признали небывалый духовный заряд песни Александрова – геббельсовские пропагандисты называли «Священную войну» «солдатской молитвой». И то сказать: у вермахта не было песен, которые можно было бы поставить рядом со «Священной войной» по мощи, уверенности в победе, по той скрытой силе, которая до сих пор ощущается в ее исполнении.

Фото: Википедия

И «цыганочка», и «лезгинка»

За время войны «Священная война» стала фактически народной песней: ее часто пели как разные коллективы, так и рядовые исполнители, выезжавшие на передовую поднимать боевой дух наших бойцов. Ее исполняли в госпиталях и в тылу, она звучала по радио, накрывая собой всю великую страну – воодушевляющий песенный щит, стерегущий от больших бед… О «Священной войне» написаны тома. Знатоки вычислили: в канву звукоряда этой непостижимой песни-плаката автором вплетены отзвуки известного вальсочка, «цыганочки», «лезгинки» и даже старинного кельтского марша. Уместно привести и слова самого Александрова: «Мне хотелось соединить в этой песне жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева».

Однако все это случилось позже, а до октября 1941 года «благодаря» тем же военным цензорам на исполнение «Священной войны» был наложен негласный запрет. До 16 октября 1941 года эта песня не звучала на радио, не исполнялась фронтовыми бригадами. Массовый слушатель о ней ничего не знал!

И тут в судьбе песни (и в судьбе самого Александрова) снова возникла Тверь. 15 октября 1941 года немецкие войска продвинулись вперед, захватив Калинин. Как гласит легенда, именно после этого в Кремле осознали, что ситуация на фронте чрезвычайно тяжелая и необходимо приложить все усилия, чтобы поднять боевой дух советских людей. На следующий день после взятия Калинина «Священная война» впервые прозвучала в радиоэфире. И с тех пор звучала каждый день, утром, после боя Кремлевских курантов – вплоть до 1944 года, когда немецкие войска были изгнаны с территории Советского Союза. «Даже мы, дети войны, пели эту песню каждый день, потому что это была ярость благородная, ярость всей страны, всего народа. И эта песня точно определила духовное состояние нашей страны», – сказал о «Священной войне» народный артист СССР Иосиф Кобзон. Жизнь всей страны в военные годы прошла под звуки этой удивительной песни, и именно после этого «Священная война» стала – и остается до сих пор – главным музыкальным символом Великой Отечественной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру