Паломник и турист: экскурсоводы из Москвы и Твери нашли пять отличий

Паломник и турист: экскурсоводы из Москвы и Твери нашли пять отличий
Фото: РИА "Верхневолжье"

Труднее найти более неподходящее время для поездок по другим городам, чем сегодняшнее: пандемия, холод, ноябрь. Но люди мечтают о путешествиях, им хочется впечатлений, и это может показаться странным, внутренний туризм сейчас переживает подъем. Не уменьшается и количество паломников.

Именно в ноябре, на прошлой неделе, в Москве состоялся трехдневный I всероссийский форум православных экскурсоводов «Объекты культурного наследия Русской православной церкви. Миссия экскурсовода». Организаторами события выступили патриарший совет по культуре, Фонд содействия сохранению христианских ценностей, ассоциация исторических парков «Россия – моя история». Проходил форум в режиме онлайн-конференции, а потому каждый интересующийся мог следить за ним в режиме реального времени на официальном сайте Общественной палаты РФ, также входившей в число организаторов.

Круг участников собрания был обширен и авторитетен: Третьяковская галерея, музей-заповедник «Херсонес Таврический», Российский союз туриндустрии, крупнейшие музеи, экскурсионные и паломнические центры страны. Невзирая на онлайновый статус мероприятия, на форум приехали представители Сретенского, Ново-Иерусалимского, Псково-Печорского монастырей, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, многих других учреждений РПЦ. Их дискуссия транслировалась в Сеть.

Помимо прочего предметом разговора стала катехизация (воцерковление) экскурсантов во время посещения музейных и церковных памятников архитектуры, а также взаимодействие церковного и светского подходов к работе с туристами. Эксперты размышляли, как наладить паломническую службу, как выстраивать диалог на тему духовного наследия и просвещать посетителей в духе православной веры.

Тверской Афон

Вопросы, которые обсуждали в Москве, затрагивают интересы значительной части россиян и, конечно же, жителей Тверской области – и тех, кто ездит в паломничества, и тех, кто их организует. Как сообщил председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Тверской епархии протоиерей Александр Душенков, епархиальная паломническая служба сотрудничает с региональным министерством туризма. Вместе они разрабатывают маршруты, ориентируясь сугубо на внутренний туризм: в Тверской области полно достопримечательностей. Кроме того, в больших монастырях есть возможность пожить, потрудиться на благо церкви и людей.

Минувшим летом, когда открылись храмы, и до того большой приток паломников стал еще значительнее. Сейчас из-за пандемии ни в Иерусалим, ни к святителю Николаю в Италию, ни на Афон возможности поехать нет. Однако, как и прежде, верующие приезжают, чтобы поклониться мощам священномученика Фаддея, благоверной Анны Кашинской, посетить храмовый комплекс в Завидове. Один за другим отправляются автобусы в Старицкий Свято-Успенский монастырь и Нилову пустынь, в тверской Афон – Николаевский Малицкий мужской монастырь. «Афон живет и в афонской службе, воплотившейся в небольшом тверском монастыре Николо-Малица, где звучит византийское пение, а в центре храма качается хорос и паникадило» – так написал протоиерей Георгий Белодуров в своей книге «Неоконченное путешествие на Афон».

– Почти каждый храм организует поездки со священником, – рассказывает Александр Душенков. – Паломничество – это как молитва, как крестный ход. Люди едут, чтобы получить благодать от святынь, исповедаться, причаститься. Как правило, это дружный, сплоченный коллектив, вовлеченный в жизнь храма и общины. Это не просто туристы, и сама поездка – не экскурсия. Неверующий не поедет в паломничество.

В то же время, как отметил протоиерей, ему не раз приходилось быть свидетелем экскурсий, которые вели люди, несведущие в церковной тематике и вообще в истории страны. Они вдохновенно рассказывали о «тайнах и легендах» монастыря, несли отсебятину о подземных ходах, кладах и прочем, что, на их взгляд, интересно народным массам.

– Раньше можно было слышать, как экскурсовод перед группой туристов хулил православие, сообщал, что вот здесь монахи 700 лет пьянствовали, гуляли. Я часто сталкивался с таким. О памятниках старины многие, в том числе профессиональные экскурсоводы, имеют слабое понятие, – сокрушается священник. – Чтобы рассказывать о ценности храма как архитектурного памятника, надо иметь образование, и лучше, чтобы гид был верующим.

Но теперь всяким фривольным байкам про то, как монахи и монашки из соседних монастырей копали подземный ход навстречу друг другу, положен предел. В прошлом году Госдума приняла изменения в законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». А это значит, что отныне на территории любого монастыря все экскурсии проводятся только по согласованию с религиозной организацией. Надо зарегистрировать каждый маршрут и заверить текст каждой экскурсии, а вести самодеятельную группу любителей старины без аттестата от священников – незаконно. Исключения составляют только священнослужители с прогулками по храмам, а также официальные сотрудники учреждения, где проводится экскурсия.

В светских законах светского государства РФ закреплены термин «паломник» и «паломническая деятельность». Не обойдены вниманием законодателей внешний вид и поведение туристов, которые должны соответствовать требованиям храма.

Но и до появления этого закона в Тверской области на территории монастырей и храмов экскурсии проводили монахи и священники. В каждом религиозном учреждении, уверяет протоиерей Александр Душенков, есть образованные, хорошо подготовленные люди, знающие историю этого места.

Фото: Facebook. Волонтерская экскурсия по Твери

Волонтеры культуры

В эти же дни Общественная палата России проводила I всероссийский форум «Волонтеры культуры – территория реализации идей. От волонтеров культуры к креативной экономике». Волонтерство в сфере культуры как механизм профориентации и самореализации, механизмы формирования и развития региональных сообществ, презентации лучших добровольческих практик в сфере культуры, механизм продвижения и поддержки творческой молодежи, новый формат знакомства детей и подростков с историей города – вот неполный список тем, которые обсуждали на этом форуме.

Замечательно, что в Твери без всяких грантов и поддержки властей, просто из любви к своему городу стихийно возникают такие проекты. В одном из них, «Путешествие по Твери», принимает участие Мария Туманова. Социолог по профессии, несколько лет она бесплатно водит экскурсии по Твери для друзей и знакомых.

– Первая моя тема – «Утраченные храмы Твери», – рассказывает Мария Туманова. – Наши экскурсии не совсем стандартные, это такое путешествие с размышлением. Ходим от одного исторического места к другому, общаемся, вместе пытаемся найти ответы, например, на вопрос «Почему разрушали храмы». Гости из Москвы выдвинули версию: «Наверное, в Твери было сильным революционное движение, это видно и по порушенным храмам, и по большому количеству улиц, названных в честь советских деятелей». Не только приезжие, многие местные жители удивляются, что у нас так много церквей уничтожено. Я путешествую по стране и вижу, что в других городах России сохранилось культурное наследие. Наш город почему-то больше других пострадал.

С фотографиями в руках – а больше почти ничего и не осталось от этих зданий – туристы приходят к тому месту, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери (сейчас здесь гостиница «Селигер»), к построенной на месте Знаменского храма библиотеке имени Горького. Побывали они и на стадионе «Химик», на территории которого была церковь во имя святителя и чудотворца Николая, и там, где до 30-х годов прошлого века возвышался величественный храм Жен Мироносиц. От него осталась одна стена во дворе построенного на его месте дома на Тверском проспекте, много лет здесь был магазин «Молоко», сейчас – «Рив Гош».

Не считает себя профессиональным экскурсоводом и Марина Краснова, научный сотрудник отдела фондов Тверского государственного объединенного музея. Но она тоже любит водить экскурсии краеведам и своим знакомым и тоже не берет за это плату.

– Мне интересна тема благотворительности, привлекают люди, которые делали жизнь города лучше. Именно о них я в первую очередь и говорю, когда рассказываю об истории Твери. Когда подходим к зданию университета, привожу сведения об архитектуре, его истории и о Павле Максимовиче, основателе учительской школы. Если речь идет о Первой городской больнице, рассказываю и об этом учреждении, и о его создателе, докторе Василии Успенском. Проходить мимо исторических зданий, которых в Твери много, и ничего о них не знать – так не должно быть, – считает Марина Краснова. – Все виды экскурсий пробуждают интерес человека к своему городу. Многие люди удивлялись: «Много раз проезжали мимо этого дома и не догадывались, что он имеет такую историю». Надо просвещать людей. И рассказывать не только о старинных домах, но и о людях, с ними связанных, чтобы было понятно, во имя чего они трудились.

Эта взгляд на миссию экскурсовода созвучен мысли, прозвучавшей на форуме православных экскурсоводов. Открывая его, митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов обратился к участникам с такими словами:

– Что важнее, рассказать о высоте колокольни и весе монастырского колокола или о том, кто вообще эти люди, которые отрекаются от всего и уходят от мира и почему некоторых из них потом почитают как святых? – и сам дал ответ на свой вопрос: – Донести до людей то главное, ради чего создавались эти храмы, монастыри, писались иконы, создавались другие художественные произведения – в этом наша задача. Это не значит, что все сразу станут верующими и всех мы окрестим и стройными рядами приведем в Русскую православную церковь. Но открыть эту часть и главную часть церковного наследия мы, конечно, должны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру