Тверитяне обсуждают законопроект о возможности сесть за руль с 17 лет

Тверитяне обсуждают законопроект о возможности сесть за руль с 17 лет
Фото: МК

Некоторые послабления в правилах дорожного движения уже введены. Например, снизили возраст, с которого можно учиться на права. Учиться водить легковой автомобиль и грузовик теперь можно с шестнадцатилетнего возраста, но права пока дозволено получать все же с 18 лет. Но законодатели готовы идти дальше и разрешить управлять автомобилем уже с 17 лет, правда, при определенных условиях, с сопровождением взрослого водителя-наставника, имеющего права. К чему может привести такое решение, мы обсудили с представителями заинтересованных слоев общества.

Не надо спешить

В тверском ГИБДД не прокомментировали инициативу, ссылаясь на то, что это пока лишь проект. А вот по мнению Ларисы Мосолыгиной, уполномоченного по правам ребенка в Тверской области, этот вопрос в настоящее время нельзя отнести к самым насущным в сфере безопасности дорожного движения. Скорее наоборот: «Смертельные ДТП в нашем регионе с участием подростков как виновников аварий не позволяют обсуждать такое предложение в качестве необходимого. Именно безопасностью дорожного движения должны руководствоваться при инициировании таких новелл».

Владелец тверской городской автошколы Константин Кузнечик прокомментировал вопрос так:

- С одной стороны, нам экономически выгоден данный закон, ведь мы получим возможность привлекать больше клиентов в свои автошколы. Но лично меня очень заботит качество знаний, которые мы даем. Для этого важен не только профессионализм сотрудников автошкол, но и ответственность учеников. Одно дело учиться в 16 лет, другое – водить, а значит, принимать решения, которые могут напрямую отразиться на здоровье и даже жизни, и не только твоей. Такая сознательность, на мой взгляд, приходит к водителям позже 17 лет. Если молодой человек получил бы возможность более длительное время провести за рулем под присмотром старшего взрослого, чтобы у него сформировались позитивные привычки соблюдать правила дорожного движения на уровне инстинктов, такие изменения можно приветствовать. Необходимо детально обдумать все аспекты, прежде чем разрешать водить в таком возрасте.

Разделить ответственность

Однако есть взрослые люди, успевшие даже немного состариться, которым не стоило бы доверять руль (и дело актера Михаила Ефремова тому подтверждение), а есть и молодежь весьма ответственная и деловая.

- Как мама подростка, я не дам однозначного ответа. Своей бы дочери после 17 лет я машину доверила, с соблюдением множества условий, конечно: знание правил назубок, хорошая школа, экзамены по вождению на отлично, не говорю сейчас о трезвости и адекватности. И, конечно, я понимаю, что мне придется разделить с ней эту ответственность. А вот за подростков и родителей страны отвечать мне страшно, – размышляет мама 13-летней дочери Елена.

Педагог-психолог Тверского суворовского училища Ирина Шамаева, в сопровождении которой как раз мальчишки проходят все этапы взросления, так отозвалась об этом вопросе:

- Наши суворовцы – это особая категория детей, которые с момента поступления, то есть с 10 лет, обучаются и воспитываются в традициях активной гражданской позиции, дисциплинированности, самостоятельности и ответственности. Заведомо желая связать свою жизнь с Вооруженными силами, к моменту поступления в военные вузы многие ответственные обучающиеся самостоятельно изучают китайский язык, например, а также сдают во время каникул экзамены на права. Такими ребятами, действительно, можно гордиться, и они заслуживают доверия.

Как таким доверять?

Управление транспортным средством требует осознанного и ответственного отношения к процессу вождения, умения мыслить системно – то есть держать в фокусе внимания всю ситуацию на дороге: не только свой автомобиль, но и скоростной режим, пешеходов, сигналы светофоров, знаки, нерегулируемые перекрестки и так далее. Если говорить об общих тенденциях психологического развития современных молодых людей, можно отметить инфантилизацию как следствие воспитания в условиях гиперопеки. Результатом становится неспособность отвечать за собственные действия, неумение принять решение в стрессовой ситуации. А на дороге ситуация непредсказуема.

Еще одной особенностью, продолжает психолог, являются клиповое мышление и новые формы зависимости, а именно: тотальная привязанность к гаджетам и трансляция собственной жизни в социальных сетях. Что в сочетании с инфантильностью приводит к затягиванию периода взросления, а ведь подростковую демонстративность и браваду никто не отменял. В таком случае управление автомобилем может использоваться как средство повышения собственного престижа в глазах сверстников. Современные подростки не мыслят себя без телефонов, и им сложно регулировать режим их использования, в том числе и за рулем.

Есть дела поважнее

Кстати, а как там, за рубежом? В некоторых странах права можно получить с 16 лет, например в Дании, Норвегии, Германии, Бельгии. Но это ученические права, позволяющие вести машину только в компании со взрослым наставником, стаж вождения которого превышает 5 лет.

В Америке каждый штат сам решает, со скольких лет ребята могут водить. В среднем это 16 лет, но с запретом ездить после определенного часа. Вообще, права подросткам там даются главным образом для того, чтобы добираться до школы.

Кстати, практика выдачи водительского удостоверения в 16 лет уже имела место в СССР. Но ездить подростки могли только с родителями. Да и машин тогда было существенно меньше, а значит, и водить попроще.

Есть здесь и еще один нюанс. Не приведет ли раннее обладание правами к еще большей разобщенности и социальному расслоению? Чья-то мама подарит сынку «навороченную тачку» как вознаграждение за успешное окончание полугодия, а одноклассники будут пускать слюни, не имея возможности даже отучиться в автошколе.

Конечно, есть примеры золотых digital-деток, которые попали под финансовый дождь, раскрутившись в Интернете, но это, скорее, исключение. В 16 лет мало кто может похвастаться финансовой независимостью. И если вы не Моргенштерн и не Инстасамка, тогда очевидно, что вся финансовая нагрузка упадет на плечи родителей. И расплата монетой – не самое страшное, что может случиться в этой жизни. А если чадо попадет в аварию и, еще хуже, в ней пострадают люди?

Слишком много вопросов, которые необходимо решить, прежде чем принимать такое решение. Может быть, в стране есть дела поважнее преждевременного омоложения водителей?

Когда верстался номер

Инструкцию поняли неправильно

Ставшая популярной новость о том, что новый регламент сдачи на «права» разрешит 16-летним подросткам управлять автомобилями, оказалась, как сообщил федеральный "МК", выдумкой.

Увидев в документе слова о том, что среди прочих документов, предоставляемых в ГИБДД будущим водителем, граждане в возрасте 16–18 лет должны иметь еще и письменное согласие родителей или опекуна, некоторые собратья по перу сделали вывод, что в России разрешат садиться за руль 16-летним подросткам. На самом деле, 16-летний гражданин имеет возможность получить права только на управление скутером или легким мотоциклом с объемом мотора не более 125 кубиков. А все остальные категории водительского удостоверения становятся доступными не ранее 18-летия. Другое дело, что МВД параллельно готовит поправки в «автомобильное» законодательство, разрешающее молодым водителям садиться за руль не с 18, как сейчас, а с 17 лет. В тексте проекта сказано, что семнадцатилетний тинейджер получит право самостоятельно рулить только в случае, если вместе с ним в машине будет находиться человек, обладающий водительским удостоверением соответствующей категории.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру