Китайское DiDi, попробуй, убеди: в Тверь пришел новый агрегатор

Китайское DiDi, попробуй, убеди: в Тверь пришел новый агрегатор
Фото: Кристина Белякова

Интернет забурлил, в Тверь пришёл китайский агрегатор такси DiDi. Для многих новость радостная: когда на рынок заходит новая кампания, она нещадно демпингует и обваливает цены в попытках привлечь клиентов. Изучив приложение нового агрегатора (к слову, не самое эргономичное), мы в этом убедились. Впрочем, это лицевая сторона, а всегда есть и оборотная.

Мы не смогли пройти мимо горячей темы и начали углублённые раскопки. Что такое DiDi, не очередная ли серая лошадка? Ещё свежо воспоминание о скандальном сервисе "InDriver", который в 2019-м появился в Кимрах и помогал «дружить» водителям и пассажирам. Тогда, напомним, при попытке пролить свет на сущность этой конторы всплыли нелицеприятные факты, а затем в редакцию стали поступать хамские анонимные звонки от «менеджеров сервиса». Звонившие яростно протестовали против того, что были озвучены следующие факты: в контактах значился адрес в Нью-Йорке, владельцем товарного знака являлась компания «инДрайверРу ЛТД», зарегистрированная на Кипре, а российское представительство было расположено аж в Якутске. Вся эта офшорная солянка в своё время выплеснулась на Кимры, картину дополнили сообщения в соцсетях о нетрезвых водителях с трудом изъясняющихся по-русски.

Не повторится ли история с китайским DiDi? Ведь служба такси – это сложная структура. Настоящее такси всегда лицензировано, платит налоги, автомобили брендированы, водители проходят медицинский контроль, по крайней мере должны. К сожалению, таких классических служб такси почти не осталось, хорошо, если на всю Тверскую область осталось две-три. Они вымирают из-за ощутимых накладных расходов на содержание инфраструктуры – собственного автопарка, диспетчеров, медиков, механиков.

Фото: Кристина Белякова

Рынок завоевали компании, которые воспользовались правовой лазейкой в обширной и не всегда однозначной системе нормативно правовых актов и законов. Агрегатор такси далеко не равен службе такси. С юридической точки зрения агрегатор предоставляет не транспортную, а информационную услугу. Приложение в телефоне сообщает водителю, что где-то есть человек, которому нужно куда-то ехать. Потенциальному пассажиру сообщают, что неподалёку есть водитель, готовый отвезти за некоторую плату туда, куда нужно. Собственно, на этом всё. Дальнейшая ответственность лежит в большей степени на водителе и в меньшей – на пассажире, который на свой страх и риск доверяет жизнь подъехавшему извозчику.

В некоторых регионах матёрые, хорошо известные агрегаторы заключили соглашение с ГИБДД, по которому принимают только водителей с лицензией. В некотором роде это маркетинговый ход, призванный показать, что бизнес социально ответственный, прозрачный и готов к проверкам. Как нам удалось выяснить, в Тверской области ни один из агрегаторов подобных соглашений с Госавтоинспекцией не заключал. Однако такси – такой бизнес, в котором репутация не пустой звук, и уже действующие компании стараются отсеивать наиболее маргинальных водителей (а теперь и пассажиров). Для этой цели используют систему рейтинга и обратную связь от клиентов. Впрочем, делается это исключительно для повышения доходности бизнеса. Проверка с последующим отключением от системы настигнет хама на неисправном авто уже после того, как случится неприятный инцидент. То есть превентивных мер защиты пассажира никто не принимает, всё решается постфактум.

Как закрыть правовую лазейку для агрегаторов, законотворцы думают с тех пор, как эти самые агрегаторы пришли на рынок. Пока безрезультатно. Как бывает в таких случаях, активность нарастает после резонансных происшествий, потом снова затихает. Надо признать, самые жестокие эпизоды связаны не с такси, а с сервисами поиска попутчиков для дальних поездок.

Но вернёмся к новинке DiDi, зашедшей в Тверскую область. Это детище огромной китайской корпорации «DiDi Chuxing». Компания предоставляет услуги такси, а также прокат автомобилей и даже транспорта класса «люкс». Капитализация компании достигает 51,6 миллиарда долларов. Юридический адрес в России значится в Москве, на Ленинградском шоссе. Основной вид деятельности – «Разработка компьютерного программного обеспечения».

Вот это программное обеспечение и предлагают установить в свои телефоны тверским водителям и пассажирам. Агрегатор активно даёт рекламу в соцсетях, обещая внушительные скидки на первую поездку. Зарегистрированным водителям ещё и по телефону звонят, предлагая привлекать новых клиентов посредством «сарафанного радио», разумеется, за бонусные баллы, которые потом можно конвертировать в деньги. Мы выяснили, как именно происходит регистрация и какой есть предрейсовый контроль.

Фото: Кристина Белякова

– Регистрация проходит онлайн, машину никто не осматривает, фотографируешь только документы и отправляешь их вместе с заявкой, – поделился водитель Сергей. – Нужно фото паспорта: страница с твоей фотографией и страница с пропиской. Кроме того, нужно фото «пластика» и водительского удостоверения с двух сторон. Фото машины не требуют, она может быть в каком угодно состоянии, грязная или битая, всё равно. В каком состоянии находится водитель, тоже никто не контролирует, перед выходом на линию никто не звонит и не проверяет. Как ты себя чувствуешь, пьяный, больной, уставший, сколько времени провёл за рулём, в маске или без маски, это твоё дело. Может, так стараются завлечь новых водителей, а может, так у них принято. Точно скажу, что водителей завлекают компенсацией поездок, когда клиент едет по скидке. Приложение очень путаное, разобраться в нём трудно, в целом система ещё «сырая». Я сделал пару рейсов и решил с ними пока не работать.

Громкого старта у китайской новинки в Тверской области не получилось. Пользователи поголовно списывают неудачу на неудобное приложение, что довольно странно для такого искушённого игрока как многомиллиардная компания, специализирующаяся на разработке ПО.

Отметим любопытный факт: когда компания «DiDi Chuxing» только появилась на российском рынке, а случилось это минувшим летом, ряд изданий бросился её исследовать. В публикациях отмечалось, что фирма заявила инновационную систему контроля за состоянием водителей. Дескать, следить за этим будет искусственный разум, которому водитель должен отправлять фото перед выходом на линию. Алгоритм применит многофакторный анализ и выдаст заключение, трезв ли человек за рулём, насколько устал, здоров ли и т.д. Да вот стоит ли верить такому заключению? Подобные программы сейчас разрабатываются по всему миру, и Китай в первых рядах, но эффективно работают лишь некоторые программы, созданные для госсектора и спецслужб. Гражданский сектор успехами похвастаться пока не может. Вспомним хотя бы телефонные приложения, которые определяют возраст – чуть сдвинешь камеру: и вот тебе не 30, а 45 лет, и какая-то обида поднимается изнутри. А что будет, когда вывод, сделанный «таксошной» нейросетью, войдёт в противоречие с коммерческими интересами компании? Вопрос риторический, а ответ очевиден.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру