Юлия Овсянникова рассказала о тверской журналистике в большом интервью

Юлия Овсянникова рассказала о тверской журналистике в большом интервью

Что такое современная журналистика? Останутся ли в ближайшем будущем бумажные издания? Какой будет избирательная кампания 2021 года? Какие ошибки допускают парламентские партии в работе с избирателями? Об этом и многом другом Юлия Овсянникова, главный редактор медиахолдинга РИА «Верхневолжье» рассказала в интервью изданию "Край справедливости".

— Юлия Олеговна, вы уже более трех лет возглавляете крупнейший медиахолдинг Тверской области – РИА «Верхневолжье». Что изменилось за это время в самой структуре? Каким стал холдинг?

– На этот вопрос сложно ответить в двух словах, нужен экскурс в историю. Дело в том, что у холдинга с самого начала была одна большая проблема, корни которой тянутся еще из восьмидесятых годов. Давайте скажем прямо: еще в советский период в нашем обществе сформировалось исключительно потребительское отношение к государству, к госструктурам, к месту работы. Плановая экономика, отсутствие конкуренции и системы мотивации «вскормили» во многих утилитарное и безразличное отношение к государству. А для творческой интеллигенции, к которой себя причисляют, конечно, и журналисты, в советский период считалось дурным тоном быть заодно с государством. Целое поколение творческих людей в тот период научилось жить с двойной системой ценностей – выполняя государственные ритуалы и вытирая о них ноги на кухнях.

В советский период было такое шуточное выражение: «Тащи с работы даже гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». Но в этой шутке кроется целая идеология — потребительского отношения к государству и безразличия к реальному содержанию работы. Безусловно, у такого отношения были свои причины, но в итоге именно оно, на мой взгляд, во многом привело к развалу страны и к девяностым, когда государственный аппарат лежал в руинах и о него вытирали ноги. Государство в девяностые утратило своей авторитет, не транслировало никаких идей и ценностей, утратило инструменты мотивации и инструменты отстаивания своих интересов, но при этом имело бюджетирование — и поэтому органы власти, государственные предприятия в девяностые были крайне привлекательным местом работы. В обществе бытовало мнение, что государство — это объект потребления, а работа во власти — источник личного обогащения. Работать в госструктуры в тот период шли за стабильной зарплатой, а некоторые — чтобы что-то утащить и освоить. По-другому работа во власти и госструктурах в целом не воспринималась, и государственные СМИ, безусловно, были зеркалом этого отношения.

Но страна с тех пор претерпела очень большие изменения. Что там говорить – у нас поменялось буквально все. И экономический уклад, и управленческие подходы, и система государственных ценностей, и политическая система. А еще сменилось несколько поколений чиновников и журналистов. И, слава богу, мы видим, что в голову многих представителей нового поколения управленцев, чиновников, журналистов вложено новое отношение к государству. Помните, как президент Владимир Путин однажды обмолвился, что все эти годы пахал, как раб на галерах? Это было очень искреннее и очень понятное высказывание: сейчас работа в системе власти, в государственных органах как минимум на уровне высшего и среднего управленческого звена — это круглосуточный тяжелый труд. Федеральная власть транслирует простую идею: идя во власть, ты идешь не брать, а давать. Делиться с государством своими знаниями, умениями, профессионализмом, опытом, талантом, чтобы страна становилась сильнее, умнее и лучше, а государство дает тебе за это статус, репутацию и возможность для развития.

Именно такое понимание вещей сейчас лежит в основе современных госструктур, и государственные СМИ здесь не исключение. Посмотрите, в какую «конфетку» превратилась за десять лет РЖД, как современно работает Сбербанк, как креативит и сметает с пути всех конкурентов наш государственный телеканал Russia Today.

Я ни в коем случае не берусь сравнивать наше РИА «Верхневолжье» с этими гигантами — речь идет о том, что государственные структуры, где прошла смена поколений и потребительское отношение к государству сменилось на нормальные отношения взаимообмена, научились быть эффективными. Именно это я и считаю одним из итогов работы РИА «Верхневолжье» в последние годы: было мнение, что оно никогда не сможет конкурировать с коммерческими СМИ, ведь государственное — значит, неповоротливое, отсталое, медленное. Сейчас же нас, обратите внимание, постоянно обвиняют в монополизации тверского медиарынка и в том, что РИА вещает из каждого утюга, что очень показательно.

Да, девяностые давно закончились, практически во всех сферах. Они должны окончательно завершиться и в тверской журналистике. Главное достижение нашей новой команды за эти годы – коренной перелом в отношении к работе. В РИА «Верхневолжье» в прошлом году прошла большая реформа: полностью поменялась структура холдинга, почти полностью сменился и его кадровый состав. Были сформулированы новые цели, задачи, сформирован пакет площадок и проектов. РИА «Верхневолжье» давно перестало быть просто информационным агентством, выпускающим газеты и ведущим сайты. У нас есть группа дизайна, чьи баннеры висят по всей Тверской области, а инфографики разлетаются по городским и районным группам в социальных сетях, есть группа видео-продакшна, выпускающая немыслимое количество социальных роликов, есть сеть площадок в социальных сетях, привязанных к нашим изданиям, сайтам и брендам. Таким образом, РИА теперь способно выполнять функции полноценной PR-структуры, а в период избирательных кампаний быть политическим ресурсом.

По моему глубокому убеждению, именно таким многофункциональным, многозадачным и должно быть современное СМИ: умеющим работать с любым контентом, любыми форматами и любыми социальными группами. Потому что медиа — давно не газетная полоса, оно вообще-то повсюду.

Резюмирую: мы показали и доказали, что государственная структура может быть не отсталым и паразитирующим на государстве балластом, а эффективным современным предприятием, которое не только освещает, но и формирует региональную информационную политику.

— Раз уж мы об этом заговорили – а что такое современная журналистика? Давайте откровенно: мы видим, что многие информационные ресурсы работают в соцсетях, зачастую не неся никакой ответственности и, к сожалению, не являясь при этом профессиональными журналистскими сообществами. Но при этом они выполняют функции СМИ.

— Действительно, границы журналистики в нашу цифровую эпоху оказались размыты. По сути, каждый человек, у которого есть смартфон, может быть журналистом, то есть создавать медиаконтент. Каждый день мы берем в руки телефон и оказываемся в информационном потоке, потребляя его и одновременно создавая. И это действительно серьезная конкуренция классической журналистике. С другой стороны, в этом есть польза – это заставляет профессионалов развиваться, а не лежать на диване. Любой человек, который ищет медиаконтент, предъявляет к нему свои требования: прежде всего он должен быть качественным и соответствовать его предпочтениям. Но во все времена самым ценным будет экспертное умное мнение. Именно за эту нишу экспертизы и должны бороться профессиональные журналисты, способные доступным языком рассказать о сложном и при этом не переврать смысл. Если журналистика будет профессиональной, не уронит уровень экспертизы, она никогда не проиграет комментаторам в социальных сетях и тик-токерам. К ним люди пойдут развлекаться и выпускать пар, а к журналистам классических медиа за экспертизой и авторским мнением. Положа руку на сердце я вообще считаю, что умный человек, профессионал всегда найдет свою нишу, откуда его никто никогда не вытеснит, и всегда найдет себе интересное оплачиваемое занятие.

— Получается, качественная современная журналистика – это контент, которому можно доверять?

– Совершенно верно. Современная журналистика – это, прежде всего, журналистика экспертных мнений, которая формирует общественное мнение, влияет на него. Во всем мире медиа усиливаются как инструменты влияния на общество: с этого, я заметила, в последние годы начинаются курсы лекций о современной журналистике во многих мировых вузах.

Так что роль журналистики не уменьшается, а, напротив, растет и будет расти.

— Как вы считаете, жива ли бумажная пресса и останется ли она в ближайшем будущем?

– Помните, как еще в старом фильме «Москва слезам не верит» герои рассуждали о том, что скоро победит телевидение, и ничего больше не останется? Это, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует состояние классической прессы – ее все время хоронят, а она все никак не умирает. Но, на самом деле, этого не случится по одной простой причине: в отличие от интернет-сайтов бумажные издания могут контролировать свою аудиторию. Бумага – это то, что ты можешь вручить из рук в руки. Если я хочу, чтобы газету «Тверские ведомости» прочитала конкретная женщина 45 лет в Кувшинове, я могу просто взять и отнести ей газету — и буду знать, что она ее точно получила и прочитает.

В случае с интернет-контентом это сложнее. Его невозможно гарантированно донести определенному человеку, хотя алгоритмы, мы видим, нацелены на это, развиваются в эту сторону и все время совершенствуются. А мы с вами прекрасно знаем, что партийные, коммерческие и политические структуры работают с сегментированной аудиторией – городом, улицей, домом, коллективом.

Так что без традиционной прессы все равно еще очень долго будет не обойтись. И не будем забывать: что написано пером, не вырубишь топором. Человек может нахамить в интернете, нарушить тем самым закон, а потом скрыть свой пост или сообщение, избежав ответственности. С газетой так не получится.

Ну а дальше, когда космические корабли будут бороздить просторы Вселенной, а контент будет доставляться в наши интернет-мессенджеры в соответствии с возрастом, интересами, профессией, бумажная пресса станет атрибутом элитарности – ее будут читать люди с аналитическим складом ума, она станет знаком грамотного подхода к информационному потоку.

— Каким вы видите участие вашей структуры в предстоящей избирательной кампании? Не секрет, что в 2021 году на политическом поле будет жарко – нас ждут сразу выборы в ЗС и Госдуму, а также губернаторские выборы.

— РИА «Верхневолжье» за последние несколько лет приняло участие во всех региональных избирательных кампаниях, так же будет и в этот раз. Весь коллектив прошел через боевые выборные крещения, получил очень серьезную школу, и я вижу нашу структуру основной информационной площадкой на предстоящих выборах, это без сомнений. Лично мы к выборам полностью готовы: сайты, газеты, соцсети и сами журналисты. Планов громадье.

— Не секрет, что издания вашего агентства являются провластными. И вполне естественно, что на выборах вы будете выступать на стороне партии власти, которая, если откровенно, переживает сейчас не лучшие времена. Что бы вы посоветовали «Единой России» на предстоящих выборах?

– Партия власти понесла серьезные имиджевые и репутационные потери на фоне непопулярных решений, принимавшихся на федеральном уровне. При этом все эти решения были необходимы, как необходимы лекарства — они горькие, но они помогают.

Партия власти приняла на себя основной удар в истории с пенсионной реформой, потом была череда непростых решений в период коронавируса — чего стоят одни вынужденные локдауны, которые сначала все дружно требовали, а потом все ругали. Поэтому больно и обидно видеть, как некоторые местные чиновники, которым партия власти дала путевку во власть, начали в трудный период от нее отворачиваться, прятать значки, идти на выборы самовыдвижением, замазывать логотипы.

Но как бы кто ни относился к партии власти, а нужно осознавать, что именно эта структура была движком всех российских достижений последних двадцати лет, и это ее представители рулили нашими главными проектами – от олимпиад и Крымского моста до нового суворовского училища и современных вагонов в Твери.

Я посоветовала бы «Единой России» провести серьезную кадровую ротацию, приучив своих сторонников не только к наградам и карьерным трамплинам, но и к ответственности, а также к чувству локтя, к умению бороться не только за любимого себя, но и за того парня, и за всю партию.

Еще один важный момент: некоторые чиновники на местах воспринимают партийный ресурс как свой собственный, забывая, что это, прежде всего, ресурс государства. Поэтому очень важно уделить внимание формированию местных отделений: по моему глубокому убеждению, их координаторами и руководителями должны быть настоящие лидеры общественного мнения, ресурсные люди с безупречной репутацией, а не чиновники.

Ну и, конечно, очень важна консолидация. 2021 год будет трудным в политическом плане, потом рано или поздно на федеральном уровне придет время транзита власти, когда страна будет очень уязвима. В этот период нужно не заниматься местечковыми интригами, бросаясь ножами в спины, а поддерживать друг друга. Работать не в личных интересах, а на страну, на свой регион.

— А что бы вы тогда посоветовали представителям других политических партий, которые, как мы видим, тоже начинают активно участвовать в подготовке к избирательной кампании?

– Все политические системы устойчивы только тогда, когда они стоят на двух ногах. Задача провластных партий — работать с лояльным электоратом и транслировать властную повестку. Задача оппозиционных сил – работать с протестной аудиторией. Именно там они должны набирать свой политический вес, выполняя заодно крайне важную функцию площадок для выпуска пара, что критически важно для стабильности системы и устойчивости государства. Мы же со стороны парламентской оппозиции вместо реальной политической борьбы видим бесконечные попытки встроиться в провластную повестку, стать частью административного ресурса. И, к сожалению, настоящий бич нашей парламентской оппозиции – это партийная коррупция.

Закончиться это может печально – там, где деградируют парламентские партии, протестные ниши занимает внесистемная оппозиция, которая зачастую работает в интересах внешних игроков, а не российского государства. Так что в слабости парламентской оппозиции огромные риски для политической системы. Парламентским партиям нужно воспрянуть ото сна, начать интересоваться актуальной повесткой, искать ярких лидеров, заняться всерьез пересмотром кадровой политики. Посмотрите, дело дошло до утраты собственных информационных площадок и неумения составить свою программу. Мы видим, что кое-где на территориях парламентская оппозиция братается с несистемной и пользует ее ресурс, ее площадки. Это прямая дорога к разрушению политической системы, ее разбалансировке.

— На последних выборах мы столкнулись с большим количеством грязи, доходило даже до откровенного криминала. Есть ли, по вашему мнению, средства борьбы с этим беспределом?

— Казалось бы, в законодательстве прописано все, в том числе и способы борьбы с упомянутым вами информационным беспределом. Но, к сожалению, в реальности они не задействуются. У нас огромное количество надзорных структур, однако где она, реакция на грязь, хамство, фейки? А ведь сейчас появляются новые инструменты для закрытия незаконных площадок, борьбы с фейковой информацией. Но скажем прямо: поле исполнения законодательства сильно отстало от технологий, которыми пользуется другая сторона. Законы в сфере СМИ у нас писались еще под печатную прессу, а реальность уже другая – появились уже даже не только соцсети, но и мессенджеры, которые действуют еще более оперативно. На примере США мы увидели всю мощь новых медиатехнологий, новых медиа и слабость регуляторов информационных потоков: извините, но дело кончилось сменой президента и власти в огромной стране. Хочется надеяться, что мы извлечем нужные уроки. Лучше ведь учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных.

И еще один важный момент: если наша парламентская оппозиция вернется к работе с избирателями, займется дискуссионными площадками, прекратит использовать фейки для решения своих политических вопросов, наше поле станет значительно чище. Подчеркиваю, здесь важно и законодательное регулирование, и политическое, когда партии занимаются своими непосредственными обязанностями – партийной работой, а не разборками в соцсетях.

— Есть мнение, что журналистика и здоровый образ жизни несовместимы. Однако вы и многие ваши коллеги в РИА «Верхневолжье» своим примером опровергаете подобные суждения. При этом в обществе по-прежнему устойчив стереотип, что работа в СМИ – это застолья и попойки.

– Давайте не будем путать недолгий период девяностых в нашей медиасфере с классической журналистикой. Уверяю, в мире о такой «классике» не слышал ни один журналист.

Журналистика — это интеллектуальный труд, связанный со сбором информации и ее анализом, он требует ясной головы. А пьянки и застолья абсолютно несовместимы с продуктивным трудом, я не представляю современного журналиста, который работает в режиме 24 на 7 с рюмкой в руке.

Это не значит, что у журналиста не может быть досуга – все мы люди. Но на работе наш главный инструмент — это голова, и ее нужно беречь. Профессия журналиста во всем мире элитарная, а не богемная, так что давайте не путать два совершенно разных образа мысли и образа жизни.

А в РИА «Верхневолжье» мы действительно пропагандируем ЗОЖ, и примерно 70% наших сотрудников так или иначе занимаются спортом – от йоги и акробатики до кросс-фита и тяжелой атлетики. Кстати, мы проводим офисные зарядки, а летом даже занимались в Городском саду на открытом воздухе. И мы будем продолжать это делать, потому что спорт мотивирует. Современный журналист должен быть тренированным: во всех смыслах этого слова — постоянно прокачивать какие-то новые навыки и к чему-то стремиться.

— У вас многолетний опыт работы в политической журналистике. Не возникало желание самой окунуться в политику?

— Давайте сначала дождемся осени 2021 года, потому что впереди сложная кампания, и сейчас главная задача — достойно ее пройти. А вот потом можно, наверное, будет сделать паузу и подумать о будущем. Любому человеку хочется развиваться, совершенствоваться, расти, а вот куда это желание заведет — как говорится, поживем — увидим. Сейчас же передо мной стоят другие важные задачи.

— Что произошло в РИА «Верхневолжье» в этом году? Чем вы гордитесь как редактор?

– Начиная с 2017-го, перед Новым годом мы выпускаем итоговый видеоролик, где собираем все наши достижения за год. И если сравнить ролик 2017-го и ролик 2020-го, можно увидеть, от чего мы ушли и к чему пришли. Это две совершенно разные организации.

Что касается итогов, то мы запустили в этом году портал «ТОП Тверь», который занимает сейчас неплохие позиции в медиарейтингах. Еще два года назад появился проект нового макета газеты «Тверские ведомости»: в этом году прошла смена формата и внешнего вида газеты. Поменялась не только форма — в ней совсем другая «начинка». В этом году у нас заработало полноценное видеопроизводство — мы сняли больше сотни социальных роликов, часть которых ежедневно крутится в тверском эфире «Россия 24». Серия роликов «Тверской словарь», роликов с пропагандой детской безопасности, ролики информационной кампании по борьбе с ковидом, ролики о Ржевском мемориале и многие, многие другие — все это делалось в РИА «Верхневолжье».

Мы запустили два отличных видеопроекта – «Первые», о тверских достижениях, и «На пальцах», где рассказываем о разработках тверских предприятий и университетов. Об этом почему-то никто, кроме нас, больше не говорит, а ведь в нашем регионе создано много действительно прорывных проектов.

Мы провели целый ряд полноценных информационных кампаний – это наши социальные баннеры с врачами, с призывами оставаться дома, беречь детей, беречь пожилых людей висят во всех городах Тверской области. А голоса наших сотрудников без преувеличения знает весь регион, потому что записанные нами аудиоролики по профилактике коронавируса транслировались буквально из каждого утюга. И, конечно же, мы провели огромную, даже титаническую, работу по информационному освещению юбилея Победы. Это статьи, видеоролики, спецпроекты и даже флешмобы – мы записали стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», строчки которого по очереди прочитал весь наш коллектив.

Под конец года была проведена еще одна огромная медиаакция: экспедиция «Я люблю Верхневолжье», во время которой мы в подарок от РИА «Верхневолжье» установили в некоторых городах области таблички с QR-кодами, ведущими на социальное мобильное приложение — ты делаешь фото, и на нем появляются объекты дополненной реальности, символы трех рек, берущих начало на тверской земле. Кстати, эти объекты разработали две ученицы детского «Кванториума» — подсчитано, что при этом они сделали несколько миллионов кликов. По итогам экспедиции мы выдали первый тверской трэвел-сериал, наш вызов «Орлу и решке». Только в сети «ВКонтакте» последнюю серию за три дня посмотрели более 35000 человек.

И это лишь малая толика того, что сделано. Но самый главный итог 2020-го — завершилось формирование нашей команды. И весьма показательно, на мой взгляд, что костяк РИА «Верхневолжье» — это молодые ребята с красными дипломами тверских и московских вузов и горящими глазами. У них нет за спиной травматичного опыта девяностых, нет личного счета к государству и привычки жить с двойной системой ценностей. Им хочется быть полезными другим, обществу, стране, у них обостренное чувство справедливости, они очень порядочные, хотят учиться, развиваться. В РИА им как минимум интересно — во всяком случае, мне как редактору хочется в это верить. Именно эти ребята через 5-6 лет будут лицом тверской журналистики. Не сомневаюсь, очень талантливым, профессиональным и симпатичным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру