Пятилетка под знаком сосны: Тверская область модернизирует древесный драйвер своей экономики

Пятилетка под знаком сосны: Тверская область модернизирует древесный драйвер своей экономики
Фото: ПТО

Если бы в лексиконе областного правительства существовало понятие первого чтения, под него вполне попало бы рассмотрение на заседании 19 января региональной госпрограммы развития лесного хозяйства Верхневолжья на 2021-2026 годы.

Три основных богатства Верхневолжья перечислил губернатор Игорь Руденгя: чистую воду, лес и землю, на которой этот лес растёт. Да, у нас не Сибирь, и региону не суждено богатеть от нефти и алмазов. Сегодня наша нефть – это лес, которым Тверской регион зарос чуть более, чем наполовину. Он занимает около пяти миллионов гектар. И как всякому рачительному хозяину, губернатору хочется, чтобы свежеспиленное еловое или сосновое бревно прошло через максимальное число производственных операций на нашей территории, прежде чем в виде готового изделия будет продано потребителю. Этим озабочены и федеральные власти.

- По поручению президента России Владимира Путина в стране началось системное развитие лесопромышленного комплекса, – обратился Игорь Руденя к министрам. – Прежде всего, это государственная поддержка новых предприятий по глубокой переработке древесины. С 2022 года вводится запрет на экспорт необработанного леса. Предусматривается комплексная цифровизация отрасли. Будут существенно увеличены объём и качество мероприятий по защите и воспроизводству лесов.

Губернатор подчеркнул: речь идёт о продукции с высокой добавленной стоимостью, которая должна лечь в основу российского лесопромышленного экспорта. Кроме того, в дополнение к федеральным должен работать комплекс региональных мер поддержки леспрома.

За предстоящую пятилетку предстоит наладить модернизацию глубокой переработки древесины в Тверской области. Ведь торговать сырьём, значит упускать большую выгоду и попусту разбазаривать природные ценности. А вот если производить ламинат и паркетную доску, сложный композитный брус или мебель, это другое дело, вырастает добавленная стоимость, что означает повышению бюджетных доходов и новые рабочие места. Для этого в дополнение к федеральным программам разрабатываются наши региональные меры поддержки инвестпроектов, малых и средних предприятий ЛПК. Чтобы добиться цели необходимо обеспечить переработку на предприятиях Верхневолжья максимального количества древесины, заготавливаемой на территории области (допустимый объём сегодня – 8,4 миллионов кубометров в год). А также наладить выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам. Лесопромышленный комплекс должен стать драйвером региональной экономики.

При этом леса должны воспроизводиться со скоростью и динамикой, с которой ведётся их переработка, чтобы сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому в ближайшие пять лет в нашем регионе будет посажено 30 миллионов деревьев хвойных пород. Они займут около двух миллионов гектар. Трудиться над производством шишек с семенами уже начали пять лесопитомников. В перспективе соотношение площади вырубленных и высаженных деревьев будет составлять один к одному. Воспроизводство, охрана и защита леса, а также эффективное и ответственное использование лесных ресурсов – вот три кита, на которых зиждится региональная лесная политика. Так заявлено в программе, представленной областным минлесхозом.

На территории региона сегодня действуют 77 арендаторов лесных угодий и восемь крупных переработчиков древесины. Отметим, что по итогам 2020 года плата за пользование лесами, поступившая от арендаторов составила 382,9 миллионов рублей.

- А на неплательщиков министерство подаёт в суд, - уточнил лесной министр Валерий Барышков специально для областного прокурора Сергея Лежникова, присутствовавшего на заседании.

Обычно на заседаниях правительства по итогам докладов предлагается задавать вопросы докладчику. Но чтобы обсуждение начинал представитель «силового блока» - такого сразу и не припомнишь. Значит, вопрос решается очень важный.

А между тем плотный контроль в лесной отрасли необходим. Если даже при «белой» бухгалтерии хозяин пилорамы получает с каждого переработанного кубометра древесины 1400 рублей чистой прибыли, то насколько же вырастет его доход, если сырьё будут по дешёвке поставлять «чёрные» лесорубы?! Хотя по сравнению с предыдущим годом в 2020-м случаев незаконной заготовки древесины зафиксировано меньше, негативные проявления себя отнюдь не изжили. На данный момент, согласно информации из доклада министра Барышкова, из 154 зафиксированных в регионе незаконных рубок удалось идентифицировать всего 54 порубщиков.

Можно ли свести их деятельность на нет? Думается, что можно, если на службу закону поставить высокие технологии. Вместе с экономическими мерами поддержки лесной отрасли (объём программы 2021 года – 442,5 миллионов рублей) следует сделать акцент на мерах контроля зелёного ресурса, тем более что охрана и защита лесов заявлены одной из целей областной программы развития лесного хозяйства. Причём контроль нужен в режиме онлайн. Сегодняшние технические возможности позволяют следить из космоса за заданным участком поверхности. И если внешний вид какого-либо лесного участка меняется, значит, там идёт рубка. Останется передать со спутника этот сигнал в наземную диспетчерскую, где и определят, законная ли рубка в указанном квадрате или нет. И соответствующим образом отреагируют. Таким манером можно извести под корень «чёрных лесорубов», что покроет затраты на космический контроль. Это станет действенной дополнительной мерой поддержки ЛПК в дополнение к федеральным, о чём говорил и губернатор. А также косвенно поможет достичь по итогам программы целевого показателя глубокой местной переработки леса в 81%.

Губернатор, к слову, не поторопился одобрять лесную программу. Если к мерам противопожарной защиты и обязательству тушить возгорания в лесу в течение первых же суток вопросов не возникло, то к целому ряду экономических показателей программы такие вопросы были. Игоря Руденю удивило, что в столь передовой для региона отрасли средняя зарплата к 2026 году запланирована на уровне всего лишь 42 тысяч рублей. Кроме того, осталось непонятным, с каких барышей отрасль планирует собрать в 2026 году только в виде налогов 2,7 миллиардов рублей. Глава региона указал на это профильным чиновникам. Не слишком ли стремятся они выдать желаемое за действительное, при этом расставляя приоритеты в произвольном порядке? В таком важном вопросе нужно применить более реалистичный подход.

В итоге программу «Лесное хозяйство Тверской области» на 2021-2026 годы предложено взять за основу, а на доработку стратегического документа у чиновников теперь ровно месяц.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру