Детский омбудсмен Тверской области рассказывает, как помочь сироте

В конце прошлого года, когда в Совете Федерации федерального собрания РФ обсуждались вопросы семейной политики, прозвучало предложение переориентировать Министерство труда и социальной защиты РФ в сторону семейной политики и расширить его полномочия в этой сфере. В Тверской области это уже свершившийся факт, министерство демографической и семейной политики работает именно в интересах семьи.

В прошлом году произошли и иные изменения на федеральном уровне. Как сообщила уполномоченный по правам ребенка Тверской области Лариса Мосолыгина, в сентябре 2020 года правительством РФ утвержден комплекс мер по совершенствованию механизмов соблюдения законных прав и интересов детей, проживающих в детских домах, а также оставшихся без попечения родителей и помещенных под надзор в государственные учреждения.  

Достаточно объемный, этот комплекс мер предусматривает анализ доступности и качества медицинской помощи воспитанникам, обеспеченности государственных учреждений для детей-сирот кадрами, поскольку дальнейшая успешность жизни и социализация ребят во многом зависит от того, кто там трудится, какая работа с детьми организована. Это крайне важно в том числе в вопросах реабилитации детей с инвалидностью: надзор за их состоянием здоровья должен быть постоянным. 

Еще одно нововведение произошло в 2020 году, и также на федеральной уровне: принято решение и разработана дорожная карта по передаче в единое подчинение органов опеки и попечительства и всех учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки в Тверской области находятся в ведомстве социальной защиты населения, а учреждения распределены между другими министерствами – здравоохранения (они занимаются домами ребенка), образования (в их ведомстве детские дома и интернаты), соцзащиты (Кашаровский дом-интернат для детей с тяжелыми нарушениями умственного развития). В подчинение министерства демографической и семейной политики в прошлом году были переданы социально-реабилитационные центры. Сейчас они переименованы в семейные центры в связи с изменением функциональных обязанностей: помимо стационарного содержания детей, они переориентированы на работу с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации, с целью избежать лишения их родительских прав и предупредить помещение детей в казенные учреждения. Самая главная задача – сохранить кровную семью. Если это сделать не удается, – предоставить ребенку возможность жить в замещающей семье. 

– Зачем передавать все в одни руки? – отвечает Лариса Мосолыгина. – Межведомственное взаимодействие всегда является тонким местом. Совместные действия разных структур трудно координировать, многое зависит от внутренних регламентов каждого ведомства, да и личный фактор нельзя исключать. Когда судьбы детей находятся в зависимости от оперативного и заинтересованного взаимодействия разных структур, их права не всегда соблюдаются должным образом. Очевидно, что когда все находится в едином подчинении, межведомственных противоречий не возникает. Дети, лишенные попечения родителей, - особая категория граждан, нуждающаяся в поддержке государства. И правильнее организовать государственную поддержку через единый центр – одно ведомство. 

Помощь помощи рознь

Приятно констатировать, что с каждым годом в детских «сиротских» заведениях все меньше воспитанников. Если раньше счет шел на тысячи, но в прошлом году в учреждениях Тверской области проживало 360 человек. 3,5 тысячи детей находилось в семьях опекунов и приемных родителей – они тоже имеют статус сирот. Многое меняется к лучшему.  

Изменился и подход к решению вопроса изъятия детей из семей: это происходит только в крайних случаях. Сотрудники соцзащиты работают с родителями – кодируют их от алкоголизма, помогают в трудоустройстве, делают ремонт в их квартирах и даже учат варить кашу и мыть полы. В СМИ иногда попадают шокирующие видео, на которых полицейский и соцработник силой забирают ребенка у матери. Такие ужасные картины формируют общественное мнение. Но сотни, если не тысячи других историй по сохранению семьи в соцсети и СМИ не попадают, и их никто не видит. 

В этом году все социально-реабилитационные центры и детские дома столкнулись с рядом ограничений. Чтобы не допустить проникновения вирусной инфекции, сотрудники работали вахтовым методом, проживая в самом учреждении. Слава богу, серьезных происшествий не произошло. Число контактов с детьми, которые проживают там, и сейчас максимально ограничивается. Но при этом продолжается работа с кандидатами в опекуны и приемные родители, встречи происходят с соблюдением всех норм безопасности. И родители по-прежнему могут посещать своих детей, в силу семейных обстоятельств оказавшихся в казенных заведениях.

В этом году, как и в предыдущие, ребята не остались без подарков, как правило все учреждения имеют долгие отношения с постоянными крупными благотворителями, ряд организаций, в том числе государственных, оказывает постоянную шефскую помощь учреждениям. Но стало заметно меньше тех, кого можно отнести к «одноразовым» волонтерам. 

– Любой неофит в благотворительности начинает с этого, – рассказывает уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина. – Когда хочется оказать помощь, при этом выглядеть благородно, первое, что приходит в голову желающему помочь, – принести подарок сироте. При этом люди не понимают, что подарок, который ребенок не ждет и в нем не нуждается, будет скоро выброшен и забыт, как и человек, который его принес. Я много раз бывала в детских домах сначала в качестве волонтера, а потом в рамках профессиональной деятельности, и вижу, как это все ребята воспринимают. Они не всегда рады гостям, коллективным песням и пляскам, развлечениям, которые устраивают для них, потому что у каждого из них свои потребности, в том числе - эмоциональные. Они также, как и мы все, могут чувствовать себя уставшими, им может быть грустно, они хотят иметь личное время, чтобы почитать книгу или поиграть в футбол. Вместо этого их в течение дня могут не раз собирать на очередную встречу с благотворителями, которые привезли подарки. Я всегда призываю сравнить то, что происходит в детском доме, со своей семьей. Мы же не пускаем на порог своего дома всех желающих нас облагодетельствовать, не заставляем своего ребенка выслушивать незнакомых людей и брать от них подарки только потому, что гости так решили.  

Реальную помощь детям Лариса Мосолыгина видит в укреплении системы наставничества. Причем это актуально как в самом детском учреждении, так и после, когда ребята поступают в колледжи или вузы и окунаются во взрослую жизнь.  

Наставник – это тот самый значимый взрослый, мнение которого важно. Для подростка наставником может стать как родственник, воспитатель, педагог, так и посторонний человек, которому небезразлична судьба ребенка. Формат предварительной (временной или, как еще ее называют – гостевой) опеки позволяет забирать ребенка из учреждения на выходные или каникулы домой. Короткие встречи именно в таком формате часто удобны как взрослому, так и подростку, который с одной стороны очень хочет попасть в семью, с другой – в силу предыдущей жизни и печального опыта очень этого боится. Это непростой процесс взаимного осторожного сближения, узнавания, формирования отношений и привязанностей. Иногда предварительная опека приводит к тому, что ребенка забирают в семью окончательно и опека становится постоянной. Иногда формат общения без совместного проживания в семье опекуна сохраняется, причем на долгие годы, когда наставник остается старшим другом.

Именно наставник может дать ребенку навыки, необходимые для жизни. Выйдя из детского дома, подросток выпадает из довольно тепличных условий, когда за него принимали все решения, когда он был всем обеспечен, и все для него было приготовлено. В новой жизни уже нет подарков от спонсоров, нет кем-то приготовленной еды, которая ждет его в определенное время. И тогда у него возникает когнитивный диссонанс, непонимание, почему все так резко изменилось и что дальше делать?  

– Постоянная работа с ребенком-сиротой довольная тяжела и не всегда благодарна, – говорит детский омбудсмен. – Это гораздо тяжелее одноразового визита с подарками. Не все к ней готовы. Но есть люди и организации, которые реально на постоянной основе помогают детям, например, организовывают для них поездки и экскурсии. Калязинский детский дом много лет имеет замечательный опыт организации тренировочной квартиры – в ней живут подростки, которым в скором времени предстоит выходить в самостоятельную жизнь. Они проживают там под круглосуточным присмотром воспитателей, но без какого-либо их вмешательства. Подростки на своем опыте учатся оплачивать коммунальные платежи, сами убирают квартиру, выносят мусор, ходят в магазин, стирают и гладят одежду, контролируют свой режим дня. Вот такая помощь действительно бесценна.  

Хочешь помочь ребенку? Стань ему настоящим другом!

Система наставничества существует и на общественном уровне. Вопреки расхожему мнению о неблагополучии выпускников детских домов, наши ребята в основном вполне успешно оканчивают колледжи и университеты, некоторые становятся уникальными специалистами в самых разных сферах. Но проблема не только в выборе профессии – важно помочь подросткам, которые годами находились в стрессовой ситуации, справиться с психологической травмой, сделать для себя правильные выводы.  

Им бы очень помог наставник, считает Лариса Мосолыгина. Причем, не назначенный кем-то, а тот, кто вызывает доверие и к мнению которого стоит прислушаться. Пусть даже этот человек не может взять в свою семью ребенка, но он может быть ему другом на протяжении всей жизни. Случаи такого партнерства есть, но пока этот опыт не столь широко распространен. 

– С любым подростком работать тяжело, а с подростком, долгое время находившимся сначала в неблагополучной среде, а затем в системе госучреждения, – втройне, – говорит Лариса Мосолыгина. – У него другое восприятие реальности, другие ориентиры. Нужен вагон терпения, чтобы стать ему настоящим другом. Но если вы действительно хотите помочь сироте, займись его воспитанием, будьте рядом, как старший товарищ, отвечайте на вопросы, порой самые странные, помогайте в учебе, делитесь жизненным опытом, учите общаться с людьми за периметром учреждения, в котором он живет. Если вы горите желанием делать доброе дело, и есть для этого силы и время, для начала изучите тему сиротства, узнайте, какими бывают дети, с какими проблемами вы можете столкнуться при общении с ними. Пройдите школу приемных родителей, даже если не планируете им становиться, – там разбирают те самые ситуации, которые могут возникнуть при общении с ребенком, проживающим в сиротском учреждении. Это только пойдет на пользу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру