Автобус цвета ультрамарин: «Транспорту Верхневолжья» исполнился год

Автобус цвета ультрамарин: «Транспорту Верхневолжья» исполнился год
Фото: ПТО

Гордиев узел

Долгое время на дорогах Твери безраздельно доминировали полулегальные опасные маршрутки.

Бизнес по части пассажирских перевозок издавна считался своего рода Клондайком. В пользу сравнения говорили горы неучтенной наличности, которую приносил каждый рейс. А где не учтённый капитал, там и криминальные структуры. Эта сфера предпринимательства всегда балансировала между серой и тёмной стороной, а о том, что в средствах здесь стесняться было не принято, говорят хотя бы поджоги автобусов конкурентов, абсолютно в духе лихих девяностых, хотя дело было всего лет пять назад. И за всем этим стояли вполне определенные кланы, аффилированные чиновники и группировки.

Так что были все основания сомневаться, что транспортную схему Тверского региона когда-либо удастся перекроить на легальный лад. И потребовалась политическая воля губернатора Игоря Рудени, сродни той, что помогла взять под областной контроль важнейшие предприятия коммунального и энергетического комплекса.

Но транспортный бизнес всё же отдельная песня. Слишком много ниточек и финансовых ручейков тянулось из этого сектора в самые разные кабинеты, чтобы вот так одним махом можно было разрушить порочную и коррупционную схему. Долгие годы муниципальный транспорт Твери уничтожался в угоду владельцам маршруток, которые заносили кому надо солидные пачки «нала» и продолжали хозяйничать на дорогах. Пассажиры продолжали стиснув зубы терпеть хамство водителей-нелегалов и гадать, доедут ли до нужной остановки. Чего уж говорить про ЕСПБ и льготников – хозяева бизнеса их просто игнорировали. Водители маршруток лихачили не стесняясь: не подрежешь – не заработаешь. Но эта погоня за лишним рублем была чревата авариями и последующими пробками. Да, маршрутки вносили свой весомый вклад в тверские пробки.

Ещё год назад мало кто верил, что начинание Игоря Рудени увенчается успехом. Чтобы понять всю сложность процесса, представим, что была проведена сложнейшая операция, сродни пересадке сердца. Транспортную систему часто сравнивают с кровеносной системой человека. В таком случае главное предприятие, отвечающее за перевозку пассажиров, это действительно сердце. Но ведь мало пересадить, нужно ещё и запустить, добиться ритмичной работы, стабилизировать состояние. И всё это в рекордно короткий срок.

На старте

И так, год назад, 3 февраля 2020 года, в регионе начала действовать новая модель пассажирских перевозок. Началась реформа с областного центра.

Синие ЛиАЗы сразу порадовали чистотой. Надо признать, строгое правило каждый день начисто мыть общественный транспорт внутри и снаружи заслуживает самых высоких похвал. Помнится, в прежние времена в автобусах висели правила проезда, воспрещающие грязную одежду или багаж, пачкающий пассажиров и салон. И в то же самое время с механизма закрывания дверей на пассажира запросто могла капнуть несмываемая капля какого-нибудь солидола. Теперь же таких казусов не бывает. После смены ЛиАЗы моют изнутри и снаружи – и вручную, и мощными щетками на мойке. Да еще после каждого рейса дезинфицируют от коронавируса.

Пассажирская транспортная реформа в Тверской области – по прошествии года это очевидно – заработала. Осталось подождать, пока новые стандарты транспортного обслуживания граждан не распространятся и на другие муниципалитеты Верхневолжья. На очереди Ржев, Старица и Кимры.

И давайте посмотрим, что приобрели пассажиры после выхода новой модели перевозок на проектную мощность.

Все плюсы синего

Безопасность в пути. Сегодня трудно представить, чтобы один ЛиАЗ подрезал другой или пытался перестроиться через три ряда. Добавим, что в автобусах есть видеокамеры, которые фиксируют все, что происходит на дороге и в салоне.

Четкое расписание. О том, что маршрутчики подчинялись хоть какому-то распорядку движения, говорили разве что дешевые секундомеры на приборной панели. Но и такой график был условным. Вечером, не доехав до конечной, водитель без тени смущения мог объявить, что машина дальше не идет. Теперь расписание можно посмотреть в приложении «Волга», причем конкретное время прибытия на конкретную остановку.

Мобильное приложение «Волга» – вот то, что позволяет за пару нажатий клавиш построить нужный маршрут, узнать, где сейчас нужный автобус и когда он подойдет к остановке. С помощью приложения можно и оплатить проезд, используя его как виртуальную транспортную карту.

Дорожный комфорт – это понятие включает в себя места для инвалидов, кнопки связи с водителем, кондиционеры, пандусы, низкие полы и прочие технические удобства. На этом фоне как страшный сон вспоминаются гонки в дребезжащей «Газели» в положении на корточках, чтобы не заметили снаружи и не оштрафовали за перегруз инспекторы ГИБДД.

Пересадка со скидкой. Для тех пассажиров, кто оплачивает поездку банковской картой MasterCard PayPass, VISA PayWave, МИР, смартфоном, умными часами или другим гаджетом с поддержкой NFC, маршрут с пересадкой обойдется на 10 рублей дешевле. Если пересесть на другой автобус в течение часа, то второй раз платеж составит не 25, а 15 рублей.

Абонементы – еще одна возможность сэкономить. Оплата наличными у водителя составит 29 рублей, с помощью карты – 25, а с абонементом одна поездка обойдется в 21 рубль. Ну и льготы в законе – это правило для синих автобусов. Все, кто имеет на них право, могут сесть в любой автобус и ехать по социальному тарифу.

Рабочие места. В «Транспорт Верхневолжья» принято свыше тысячи водителей, в числе которых есть и бывшие маршрутчики из числа «легальных». Все они получают полный соцпакет, трудоустройство по ТК РФ, оплачиваемый отпуск, бесплатное медицинское обследование и корпоративный транспорт.

Добавим, что транспортная реформа будет внедряться и в других городах Верхневолжья. Всего предполагается, опираясь на опыт модернизации системы общественного транспорта в тверской агломерации, запустить по области свыше 230 маршрутов – муниципальных, межмуниципальных и междугородних.

Пример Твери – другим наука

На «Верхневолжское АТП» зачастили визитеры из других городов и весей необъятной России: всем хочется посмотреть, «как это работает», и перенять передовой опыт. В числе гостей делегации из Татарстана, Липецкой, Саратовской, Челябинской, Кемеровской, Костромской, Ульяновской и Смоленской областей.

В апреле прошлого года на совещании у президента председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов отметил, что механизм обновления городского общественного транспорта несколько месяцев разрабатывался совместно с правительством РФ.

- Это очень позитивная программа, которая дает и экономические и социальные эффекты. Нам удалось её запустить в Твери. Это недорого - в Твери потратили 3миллиарда 200 миллионов рублей. Эффекты огромные. Это совершенно качественная услуга по перевозке граждан, современный безопасный транспорт, - сказал Игорь Шувалов.

В настоящее время, как подтвердил председатель «ВЭБ.РФ», программа готова к запуску еще в 12 городах России. А Тверь же как первопроходец в этом деле готова делиться опытом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру