В Тверской области открылась персональная выставка автора Ржевского мемориала

В Тверской области открылась персональная выставка автора Ржевского мемориала
Фото: личная страница героя публикации

Имя Андрея Коробцова теперь хорошо известно жителям Тверской области. Этот молодой скульптор является автором Ржевского мемориала советскому солдату, прекрасного памятника, ставшего крупнейшим монументом в истории современной России.

Вместе с ним над мемориалом работал архитектор Константин Фомин. Это сотрудничество, которое началось несколько лет назад, оказалось очень плодотворным. Творческий тандем воплотил ряд крупных проектов, в их числе памятник фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве, монумент Греческому легиону императора Николая I в Севастополе, памятники металлургам (Тула), княгине Ольге Константиновне Романовой (Салоники), Ивану III (Калуга), Герою Советского Союза Ханпаше Нурадилову (Грозный), генералу Петру Котляревскому (Феодосия).

Фото: Ржевские новости

Наиболее значительным произведением скульптора и архитектора стал Ржевский мемориал советскому солдату, открытый в июне 2020 года. По понятным причинам сами памятники невозможно разместить на выставке, но чтобы познакомить зрителя с этой важнейшей стороной деятельности Андрея Коробцова, их показали на фотографиях, а также в виде проектов и эскизов.

Экспозиция, которую с 19 февраля можно видеть в Ржевском выставочном зале, называется «Рубежи».

Военно-историческая тема, которой посвящено большинство монументальных произведений, является основной и в его станковом творчестве. Эту направленность, как рассказал сам художник, обозначили уже его ранние студенческие работы, в числе которых образ легендарного рязанского боярина Евпатия Коловрата и дипломная работа «Евгений Родионов», посвященная солдату Первой чеченской войны.

Фото: Ржевские новости

Посетители выставки узнают и о другой стороне творчества мастера, когда познакомятся с балетной серией работ. Она связана с появлением в жизни скульптора прима-балерины Большого театра Евгении Образцовой, которая в 2014 году стала его женой и послужила прообразом и моделью для большинства работ балетного цикла. Тема балета привнесла в творчество Андрея не только изящную пластику танца, но и обновление технических приемов: обращение к подвесным конструкциям и инкрустации драгоценными камнями.

В день открытия выставки корреспондент «МК в Твери» задал художнику несколько вопросов.

Фото: Ржевские новости

– Андрей, почему вы назвали свою выставку «Рубежи»?

– Мне показалось, это слово соответствует характеру выставки. Во-первых, здесь есть Ржевский мемориал, и, значит, речь идет о рубежах родины. С другой стороны, я хотел показать рубежи моего творческого пути. Здесь представлены работы, каждую из которых я воспринимаю как ступень к новому этапу жизни.

– Эта ваша не первая персональная выставка?

– Четвертая, кажется. Небольшой размер зала заставил меня выбрать лучшие работы.

– Сколько всего памятников вы сделали?

– Если не считать бюсты и мемориальные доски, 25 реализованных проектов.

– Какое место в ряду ваших произведений занимает Ржевский мемориал. Он и по размеру самая большая вещь?

– Да. И по значимости выделяется среди других работ.

– Многие ваши работы обращены к военно-историческим событиям нашей страны. Когда в вашем творчестве стала преобладать эта тема?

– Конкурсов на памятники проводится много, мы вправе делать то, что нравится. Выбором этого направления я обязан художественной академии Глазунова, в которой учился, и, в частности, самому Илье Сергеевичу. На конференциях он говорил, что художник должен служить своему народу, эти слова я сделал своим девизом. Он научил меня любить родину. Несмотря на то, что Глазунов у меня не преподавал, вектор движения для меня задал именно он. Лепить меня учили скульпторы Михаил Олегович Красильников и Салават Александрович Щербаков, но идейное наполнение – от основателя академии.

– Новая ваша тема, представленная на выставке, кажется, идет вразрез с центральной. Что может быть более противоположным войне и ее мощи, чем балет, его хрупкость и красота?

– Я бы по-другому сказал: что может быть более русским, чем балет? Это настолько богатая пластически тема, здесь не надо ничего придумывать – просто берешь красивое движение и лепишь. Появилась это благодаря моей супруге. Она позвала меня на свой спектакль – а до этого я никогда не был на балете. И был просто потрясен. Этим невозможно не вдохновиться. Балетная тема представлена десятью станковыми работами, размером 50-60 см, то есть треть всех экспонатов.

– Можете вы представить своих балерин, в бронзе или другом металле, стоящих на площади?

– Возможно, что-то появится. Если бы не коронавирус, одна работа уже стояла бы в Марселе.