Туризм здорового человека: как имидж тверского региона подогревает местный патриотизм

Туризм здорового человека: как имидж тверского региона подогревает местный патриотизм
Фото: София Шереметкер

Сегодня мы заново открываем для себя Россию. Открываем как самостоятельное, интересное, разностороннее государство. Речь не о политике, не о финансовых раскладах, а о мироощущении. Мы заново учимся видеть красоту родной земли, на этот раз не в произведениях литературных классиков, а непосредственно своими глазами. Чтобы такая возможность появилась, потребовалось пройти немалый путь.

Чего греха таить, мы долго использовали чужие шаблоны, будь то экономические модели или покрой джинсов. Казалось, «там» всегда лучше и слаще. Но не будем разбирать исторические предпосылки, а остановимся на тенденциях последних лет, благодаря которым удалось стряхнуть комплекс провинциальности. Начнём с внешних причин, в научной среде их называют экзогенными. Даже люди, не следящие за международной политикой, должны согласиться, что Запад в последнее время ощутимо сдаёт. Францию атакуют мигранты, Америка третирует половину мира в попытке сохранить положение гегемона. Всё это ведёт к большим имиджевым потерям для западных стран. Имидж здесь – ключевое слово, и мы ещё не раз обратимся к нему.

Пока эти процессы разворачивались на международный арене, русский человек приложил все усилия, чтобы объездить и изучить каждый доступный иностранный курорт, музей, город. И не то, чтобы пресытился, скорее, привык, перестал поражаться. Эта «насмотренность» вкупе с распадающимся западным идеалом побудили нас искать чего-то нового, самобытного и незахватанного. Взоры российских туристов стали обращаться к родным просторам. И здесь снова нужно вспомнить про имидж, ведь человек скорее поедет в то место, о котором слышал хорошие отзывы.

Коль скоро мы живём в Тверской области, возьмем её в качестве примера, и, к слову, это будет один из лучших примеров в Центральном федеральном округе. За последние пять лет мы совершили колоссальный рывок: у нас побывали все видные знаменитости и политики. Так, Владимир Путин приезжал в Верхневолжье, чтобы окунуться в прорубь на Крещение, сейчас это зовётся паломническим туризмом. Ещё одна репутационная фишка – это форумы. Вспомнить хотя бы «IT-форум», который прошёл в 2019 году, и «Реки России». Это важный показатель, сигнал, адресованный политическому и финансовому истеблишменту: мы можем проводить серьёзные мероприятия федерального уровня. Кроме того, наши чиновники и предприниматели проехали по всей стране с презентациями, и к тверским стендам подходить действительно не стыдно.

Стоит отметить, что идёт процесс двусторонний. О нашем регионе узнают не только за его пределами, мы сами постепенно начинаем осознавать, что на малой родине не так уж плохо. Перестаём смотреть на Москву и заграницу восторженными глазами. Это органическое движение, естественный путь к себе, который тем не менее мог бы застопориться без должной управленческой работы. Сперва губернатор Игорь Руденя с помощью административных инструментов создал министерство туризма, которое принялось культивировать местные фестивали, пестовать туристические бренды и отстраивать инфраструктуру. Затем глава региона подтянул крупные форумы и VIPов, используя для этого личные связи. Эта работа захватила многих. Расписывая красоты Тверской области потенциальным туристам, мы сами по-новому взглянули на неё.

Тектонические сдвиги мировоззрения сперва были незаметны, ведь не так просто раскрутить маховик общественного мнения. Но по мере того, как это происходило, всё быстрее из голов выветривался комплекс провинциальности. Были времена, когда ленивые московские блогеры, экономя на электричках, ездили в Тверь снимать криминальные сюжеты. Тогда, глядя на их «творчество», мы пожимали плечами: «Ну да, у нас так». Теперь же подобные сюжеты могут вызвать только прилив негодования: «У нас ведь столько хорошего, зачем везде искать грязь!?» Да и не стало больше таких деятелей, канули в Лету со своей чернухой. Теперь блогеры едут, чтобы снимать исторические памятники и живописную природу, дегустировать местную кухню, ловить рыбу. Инстаграм, к примеру, забит фотографиями Торжка и Калязина.

Мировоззренческая разница между вчера и сегодня едва уловима на бытовом уровне, но если вдуматься, она проводит важную черту, за которой начинается более уверенная жизнь. Если человек эту черту не переходит, он так и остаётся в оборонительной позиции. Репутация родного региона не последний элемент самоощущения всех его жителей. Сейчас можно смело сказать, мы – в числе первых. Первыми в стране запустили цифровое телевидение и новую транспортную модель, воздвигли самый большой военный мемориал в современной России, у нас самые красивые реки и озёра на европейской части страны.

К слову, если мы обратимся к истории, то тоже найдём немало достойных примеров. Крупнейший медиахолдинг Тверской области РИА «Верхневолжье» даже создал по этому случаю внушительный цикл материалов, который так и называется «Первые». Проект родился из интересного наблюдения: Тверская область часто встречалась в различных книгах про открытия и путешествия, а уроженцы или жители Верхневолжья в разное время были первооткрывателями в своей сфере. Из этого наблюдения, а также в результате жарких споров о региональной идентичности и родился проект «Первые». Он показал: тверской регион и его жители внесли серьезный вклад в науку, культуру, экономику и другие жизненно важные сферы человеческой жизни. И это не преувеличение, а возможность зафиксировать первенство, лучше узнать историю через жизнь земляков и их успехи в общероссийском и мировом масштабе. Какая теперь провинциальность, настало время гордиться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру