Первый "Тотальный диктант" и "Последний герой" Ирины Безруковой: известная актриса дала эксклюзивное интервью

Первый "Тотальный диктант" и "Последний герой" Ирины Безруковой: известная актриса дала эксклюзивное интервью
Фото: Екатерина Царева

В Твери, как и во всей России, в апреле прошел «Тотальный диктант-2021». В нашем регионе его написали больше 200 человек на разных площадках (со соблюдением всех мер безопасности и дистанции): в библиотеке имени М. Горького, на филологическом факультете ТвГУ. Проверили свою грамотность, уже традиционно, и заключенные нескольких колоний. Также впервые к акции присоединился известный отель в Завидово, где диктант прочитала известная актриса театра и кино Ирина Безрукова. С ней удалось побеседовать корреспонденту «МК в Твери».

«Премьера»

Помимо того, что она актриса, она еще и тифлокомментатор высшей категории (в 2019 году выступала от России в Женевском отделении ООН). В Тверской области, по ее словам, Ирина бывает лишь проездом, зато часто останавливается в Завидово. 11 апреля, в день «Тотального диктанта», у нее был День Рождения, что ни капли не смутило: наоборот, эти три дня отдыха в Тверской области она запланировала полгода назад.

- Идея сбежать из Москвы и провести свой День Рождения на свежем воздухе, в том числе, участвуя в «Тотальном диктанте», очень понравилась. Все спонтанно: хотелось выспаться, погулять, сходить в ресторан. Прошлый день рождения прошел в недобровольном «заточении», все тогда сидели под вынужденным «домашним арестом», вызванным пандемией.

«Тотальный диктант-2021» Ирина Безрукова называет премьерой. Но объясняет:

- Все, что делается впервые, можно назвать премьерой. Несмотря на то, для меня работа на сцене с людьми уже привычное дело, в роли «тотального диктатора» я выступала в первый раз. Несколько раз прочитала текст перед выступлением. Отмечу, что моя первоочередная задача была не эмоционально проинтонировать текст, но помочь людям: поставила себя в роли учительницы, которая хочет для своего класса лучшие отметки. Очень понравился и фильм (снятый по тексту «Обещание» - ред.), легко, но, главное, образно сделанный. Именно фильм в чем-то помог понять, что происходит в тексте. Пишущие диктант словно прочувствовали эмоции той девочки, которая обещает папе придумать лекарство от смерти, а потом уже становится взрослой женщиной, которая сидит в больничном коридоре, волнуется и идет на прием к онкологу. Это было сильно.

Как рассказывает Ирина, она представила себя на месте тех, кто собирался писать «Тотальный диктант».

- Это непросто, если ты несколько лет этого не делал, написание диктантов осталось где-то далеко в школьных воспоминаниях. Прочтя текст, я поняла, что сама сделала бы там ошибки, где-то забыла бы двоеточие или запятую…Как помочь людям, чтобы они сделали минимум ошибок? Интонацией, паузами. Мне очень интересно, чем дело кончилось, какие успехи. Ведь все так старательно писали, сидели как на уроке. В «урок» мы уложились, в 45 минут. А вообще, с появлением и активным использованием гаджетов навык писания ручкой теряется, не удается писать уже так быстро, как раньше. Там сидела девочка, которая явно дописывала быстрее всех и поднимала голову. Я ей кивала, но ждала остальных взрослых, делала паузы.

Фото: Екатерина Царева

«Неужели вот это и есть жизнь, неужели жизнью не должно называться ничего более великое?»

Безрукова говорит, она бы еще с удовольствием стала «диктатором». Тотальным, конечно же.

Напомним, что текст Дмитрия Глуховского «Обещания» рассказывает историю девочки, чей отец умер от рака. Она становится талантливым научным сотрудником, ее приглашают за рубеж, но всю свою жизнь она пыталась сдержать данное обещание отцу «найти лекарство от смерти». После свадьбы героиня выбирает семью, а не науку. И текст, и фильм заканчиваются на сцене, где героиня сидит в больничном коридоре и потом заходит в кабинет к врачу-онкологу.

- Для женщины достаточно естественная вещь – выбрать семью, а не карьеру. Она родила троих детей, появились внуки. Но такое ощущение, что человек чего-то не сделал, чего-то не случилось. «Неужели вот это и есть жизнь, неужели жизнью не должно называться ничего более великое?» - прозвучала грустная мысль в конце. Внучка героини, которая выбрала карьеру, а не семью, смогла изобрести то, что обещала ее бабушка, но сама оказалась лишена семейного счастья.

- Героини Глуховского делали такой выбор. А какие самые запоминающиеся решения принимали вы в своей жизни?

- Для того, чтобы это все записать, потребуется трехтомник. Каждый выбор по-своему сложен. Для меня, например - приехать из родного города в негостеприимную Москву, где не было ни работы, ни перспектив – ничего. Москва, как в одноименном фильме, слезам все-таки не верит: не было друзей, я только начинала знакомиться с людьми. Жила в коммунальной квартире 16 кв.м. в течение 10 лет, моим соседом был мужчина с открытой формой туберкулеза, который умер в коридоре нашей коммунальной квартиры. В своей автобиографии я подробно описываю, как происходило принятие меня Москвой. Ничего не давалось просто так, рано осталась без родителей. Никогда не выходила замуж за олигархов, острова мне не дарили. Все, что я делаю и чего добилась, сделано моим профессиональным трудом.

Бывает так, что режиссер выбирает артиста, и снимает его из фильма в фильм, продолжает Безрукова:

- Вот у Михалкова был пул артистов, которых он снимал из фильма в фильм. У меня не было такой истории, чтобы какой-то режиссер сказал: «Ирочка, ты моя актриса, я буду снимать тебя в кино из фильма в фильм». Это все какая-то жизнь с какими-то сложностями, ты приходишь – тебя или утверждают, или нет (что чаще). Сколько бы тебе ни было лет и, не смотря на опыт, тебя каждый раз будут выбирать, как цветы в цветочном магазине.

Фото: Лара Бардина

«Последний герой»: вода с сюрпризом, животные, экстрасенсы

- Почему решили участвовать в «Последнем герое»?

- На «Последний герой» я пошла, чтобы лучше узнать себя. Съемки проходили в 2019 году на Филиппинах, на частном острове, которого даже нет на карте. С одной стороны – скалы, с другой - песок, деревья. Помню, еще в детстве смотрела «Клуб кинопутешественников», который вел Юрий Сенкевич. Все шутили, что на мир смотрят глазами Сенкевича во время «железного занавеса». Сейчас аналог – «Орел и решка», люди сидят и смотрят, как кто-то путешествует.

Ирина рассказывает, что в детстве увлекалась географией, и потом начала активно путешествовать по разным странам, заинтересовалась древними культурами. Но, как и любой турист, не жила «с погружением».

- Не интересовали шикарные отели, хотя и такие попадались, а достопримечательности. Потом захотелось попробовать пожить жизнью тех, к кому приезжаю как турист. На «Последнем герое» это удалось, даже больше – жила буквально жизнью робинзона. В этом было что-то потрясающее.

Накануне старта съемок «Последнего героя» женщина вместе с актерами-участниками познакомились и посидели в местном ресторане.

- Нам принесли воду, поставили на стол в кувшине. Запомните: путешественник в таких странах никогда не должен пить воду, которую он сам не открыл. Вода может быть откуда угодно, даже из-под крана, но местные к ней адаптированы. Мы же – нет. Тоже самое и со льдом – там может быть использована такая же вода. В итоге все до самого утра не выходили из одной очень маленькой комнаты. В этом состоянии выехали на съемку, снимались на жаре, в красивых лодках (где всех дружно укачало после пережитого). Потом были и соревнования, а назад до своего острова мы плыли на плоту. Даже не разожгли костер, не сделали покушать, а просто упали спать. Достав из непромокаемых рюкзаков свои вещи и положив их под голову, мы уснули как «бомжики».

В первый день Ирина проснулась в 6 утра…и первое, что увидела – оператора.

- Он в чистенькой одежке, наверно, неплохо перекусивший, бодренький. В этот момент очень не хотелось, чтобы тебя снимали камеры. Но это реалити-шоу. Хоть в туалет с камерой не ходили. Те, кто лежат рядом, спят, даже не успели стать товарищами: кого-то ты видишь второй раз в жизни, с кем-то просто здоровался. Такое вот утро, полное лишь вопросов.

15 дней Безрукова, как и другие члены команды, спала на песке «рядком», где ползала «живность», лазали обезьяны, бегали крысы.

- Они иногда, по ошибке, пробегали и по нам. Мы просыпались от того, что кто-то ползет по телу.

Однажды участников разбудила голодная филлипинская собака, которая пробралась к бухте после отлива. В зубах она держала выигранное накануне командой яйцо, и на глазах участников его же и съела.

Помимо разной и порой опасной живности, на «райском» острове были и другие сложности. Как известно, погода на Филиппинах весьма жаркая:

- Готовили мы на костре в плюс 50, соревновались тоже (часа 3-4, которые умещали в полторы-две минуты на экране). Стирали в море, мылись и зубы чистили в море. Не было зубной щетки с собой, кремов, масел. Те еще условия для женщины, которая минимум два раза в день ходит в душ. Был только рюкзачок с бытовыми вещами, ничего лишнего нельзя было брать с собой (удалось положить купальники, несколько рубашек с длинными рукавами, спортивный костюм, чтобы спать, шерстяные носки – которые пригодились холодными ночами). Человека словно выбросило на берег, а у него чудом оказался рюкзачок с вещами.

Актриса рассказывает, что все основные дела надо было завершить до захода солнца: фонарей или иного света вечером не было, а до этого времени надо постирать, еду приготовить, помыться. Участники, помимо соревнований, вместе наблюдали за сказочным звездным филиппинским небом, спасали новорожденных черепашек – уносили их к морю, чтобы не склевали птицы, беседовали на абсолютно разные темы.

- Гаджетов тоже не было, но отсутствие коммуникаций волновало меньше всего. Жаль было только, что нельзя сфотографировать на память какие-то важные моменты. Но, мне удалось сделать «контрабандную» фотографию с черепашкой, уговорила редактора, наверно, везет с людьми. Наша команда Актеров - на 90% адекватные, нормальные люди. Все мы, конечно, нервничали, истерили – этому способствовали и травмы, и холод, и голод. Порой эмоционально было сложно принять какое-то решение, - вспоминает Ирина.

Дикие «племена»

- Были на проекте и «сказочные» племена. Например, племя Экстрасенсов. Самое главное, в таких условиях остаться человеком. Не всем среди них это удавалось: часто воровали еду друг у друга, рылись в рюкзаках. Люди предавали или обвиняли в чем-либо. Специфическая публика, эти, так называемые, экстрасенсы.

Тот сезон «Последнего героя» назывался «Актеры против экстрасенсов». По словам Ирины, на острове у последних было все странно: помимо отсутствия взаимопомощи и взаимоуважения, таланты их не приносили им реальную пользу – то профиль оказывался не тот, то колдовство.

- Мы у себя на острове на острове создали «утопический коммунизм»: все делили поровну – и обязанности, и еду. За дровами для костра ходили мужчины, часто лазали на скалы, все чередовались во время готовки. На острове экстрасенсов же процветал бандитизм: кто раньше вставал – то все и съедал, причем у чужих. Один раз я поинтересовалась: «Вам нечем заняться? Итак тяжело, зачем делать еще труднее?». Было понятно, что они слабая команда, так как они разрозненные. Побеждают те, у кого уравновешенный дух, сбалансированная личность: не надо идти в крайность, истерику или депрессию, надо быть адаптивным.

- А будущее у них пробовали узнать?

- Они меня как-то пытались убедить, что я хочу узнать у них будущее, разложили карты Таро. Я ответила, что не играю в эти игры, считаю, что нельзя это делать. Магические вещи табуированы для меня. Предложила им самим захотеть узнать, кто сегодня убудет из реалити-шоу. Отказались, потому что должен якобы захотеть другой человек. Потом все-таки сказали: это будет молодой человек в очках. Был у нас такой, да. Но в этот день после совета ушла я (заранее договорившись с командой), потому что опухла нога после укуса ядовитой сколопендры. Нога вообще не вмещалась ни в какую обувь, температуры не было, а нога стала синеть – необходимо было лечение.

- Легко ли было покидать реалити-шоу?

- Когда на кого-то пишешь «на вылет», кажется, что ты человека выгоняешь, и он погибнет один. Он как будто не в отель уезжает, начинает есть шоколадки, мыться в нормальном душе, а словно с ним будет происходить что-то ужасное… Когда я попросила написать на меня, ребята выдохнули, ведь непросто кого-то отправлять в, якобы, неизвестность, а тут сама вызвалась. На прощание обняла каждого члена команды, а проснувшись на утро, не узнала себя: тишина, я одна, мне так было странно, хотелось с кем-то общаться.

Фото: Лара Бардина

Политика, мошенничество и «лазейки» в законодательстве

Ирина Безрукова ведет новый проект на YouTube – «Начало». Это программа не о «жареных» фактах из жизни звезд, а о личности.

- Мы не делаем «интриги, расследования» - всего этого полно в интернете. Речь идет о заполнении ниши нормального человеческого разговора, беседы, где каждый гость проявляется именно как личность, а не «с кем он, зачем он, как он»…

- Помимо этого, вы же занимаетесь политической деятельностью?

- Долгое время возглавляла общественную палату Московской области по здравоохранению и социальной политике. Что могли – делали. Меня неоднократно приглашали (почему-то, кроме улыбки, это ничего не вызывало) в ГосДуму баллотироваться. Я не хочу оставлять свою профессию, а если ты депутат – то это серьезно и требует времени. Да и не устроена я так: приезжать, отсиживать заседания, мне кажется, я не принесу большой пользы.

- Таким образом можно помочь людям…

- Помочь людям можно разными способами. Жертвовать своей жизнью, фактически, чтобы из творца стать чиновником – неоправданная жертва. Если мое мнение нужно – я его итак могу высказать. Так, подписывала письмо Президенту, которое направляла инициативная группа – чтобы нефтепровод прошел как можно дальше от Байкала. Одно дело, первый вариант значительно экономнее, но были высоки риски. Очень часто помогаю своим коллегам, у кого есть фонды.

- Эта сфера стала довольно мошеннической…

- Да, это не секрет уже. Мошенники берут истории реальных детей, переписывают счета, изготавливают «переднички» и начинают ходить по улицам с кубами. Деньги надо перечислять в профильные фонды. Не надо давать деньги «сотрудникам фондов» в духе «Подари жизнь…». Мошенничество в нашей стране еще не искоренено вокруг благотворительности. На Западе такого уже нет.

- Почему такая ситуация сложилась?

- Мошенники не только приходят к бабушкам и забирают последние деньги, или заставляют подписывать «липовые» документы. Мошенники существуют везде, где могут поживиться. А сострадание, благотворительность – ресурс для них. Такие фонды называются, как правило, абстрактно. Не разобравшись, некоторые известные люди приходили на их мероприятия, а такое вызывало доверие у населения. Поэтому я очень аккуратно смотрю, с кем работать, кому помогать. При этом уже давно опубликованы списки сомнительных организаций.

- Как законодательно регулируется мошенничество в благотворительной сфере?

- Наверно, не совершенна система еще. Если бы в России было такое общество – нравственное, человек жил бы по совести – то тогда бы и законы были бы не нужны. Если в Европе все доведено до ума, то у нас пока нет. Но там и перекосы серьезные, например, толерантность перешла в какие-то нездоровые формы. В России пока есть люди, которые пользуются «лазейками». Но я уверена, что наше государство в состоянии за свой счет лечить всех своих людей, взрослых, маленьких или стареньких. Но пока почему-то так не происходит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру