"Примерь" профессию, чтобы потом не жала: в Тверской области запустили проект по профориентации

"Примерь" профессию, чтобы потом не жала: в Тверской области запустили проект по профориентации

Как говорил писатель и поэт Хосе Марти, самая трудная профессия — быть человеком. Но в Тверской области пока решают задачи менее философские и более практичные. И все же не самые легкие. Кем быть вчерашнему школьнику? Каким ремеслом зарабатывать на хлеб? Оставить этот вопрос вчерашнему шалопаю на откуп и пожинать полчища… эх, не будем перечислять модные профессии, которые еще вчера считались перспективными. Впрочем, старательный человек найдет себя в любой сфере. Как шутят современные родители, главное, чтобы тиктокером не вырос. И все же, как понять, какой жизненный путь выбрать?

Квот и разнарядку пока не внедрили, но и плыть по течению – увольте. Давайте признаемся честно, какой процент молодежи горит своей мечтой и грезит об определенной профессии? И такие данные у нас есть. Опрос учащихся школ Пролетарского района среди 8-9 классов показал, что 72% учеников не определились с выбором. А в 10-11 классах - 48%! Более масштабный всероссийский опрос проводился в прошлом году. По исследованиям фонда развития культуры и кинематографии "Страна" около 26% опрошенных сказали, что не знают, кем хотят стать. Около 35% признались, что у них нет мечты. В ходе исследования проанализировано 4173 анкеты учеников 7-11 классов во время "Мотивирующих цифровых уроков" в российских школах с октября 2019-го по март 2020 года. Кстати, в проекте участвовали 70 регионов России, 1654 школы и более 28 тысяч школьников, так что на данные исследования можно полагаться. А есть еще 2% учеников, которые, как и 11 лет, назад не хотят учиться, а хотят сразу идти работать.

Если не определился

И чем же намерены заняться завтрашние выпускники? Не лучше ли праздно шатающимся ребятам выписать пропуск на завод? А что, с зарплатой там очень даже.

Профессиональная ориентация школьников и студентов, с одной стороны, должна решать проблемы самореализации личности в профессиональном выборе, с другой стороны, является ключевым вопросом рынка труда страны и региона. На кадровом ранке страны дефицит качественных специалистов. И во многом потому, что профориентация не поставлена должным образом. Как делали уже не раз, в Тверской области над этим вопросом начали работать комплексно еще до того, как тревожный сигнал общероссийской статистики привел в движение высшие сферы. Другими словами, не дожидаясь, пока сверху спустят директиву, мы начали заниматься профориентацией. Еще в прошлом году была одобрена инициатива по возвращению в школьное образование практики УПК (учебно-производственных комбинатов).

Так что выпускники смогут найти себе квалифицированную работу сразу после того, как покинут стены родной школы. Но это только одна из сторон многогранного процесса.

- В регионе должна быть создана единая система профориентации, обучения и закрепления кадров, - подчеркнул губернатор Игорь Руденя на обсуждении этого вопроса с правительством региона. - Для нас является приоритетом трудоустройство выпускников именно на территории Тверской области. Необходимо, чтобы молодежь чувствовала себя востребованной и вовлеченной в процессы на родной земле, чтобы молодые люди хотели заниматься развитием сельского хозяйства, бизнеса, сферы услуг на своей территории.

Министерству экономического развития Тверской области и министерству образования Тверской области было поручено разработать план пилотного проекта по развитию системы профессиональной ориентации для школьников и студентов и организации для них учебно-производственной практики. Делается это в том числе с целью трудоустройства выпускников и вместе с тем решения кадрового вопроса для тверских предприятий.

Цели проекта - профилактика кадрового дефицита, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и учетом требований рынка труда.

Реальные навыки

К проекту подключились школы № 28, 34, 52, 53, Некрасовская, Никулинская, тверская гимназия №8, которые привлекают школьников, родителей и преподавателей, организуя выход групп обучающихся на партнерские предприятия (ООО «Метавр», Accenture, ООО «Пластик-строймаркет», АО «ДКС»).

Запланирована серия встреч в формате case-study с целью изучения востребованных профессий региона.

В апреле-мае 2021 года примут участие в экскурсиях на предприятия 240 обучающихся школ.

Сейчас проект проходит тестирование, на постоянной основе он будет запущен в Тверской области с сентября текущего года.

Первые встречи уже состоялись. На одной из них мы поговорили со школьниками. Ребята участвовали в экскурсии по тверскому заводу "Метавр", где им рассказали, как протекает цикл работ и даже подарили памятные призы за лучшие вопросы и угостили пирогами! Кстати, вопросов было много. От средней заработной платы до рынков сбыта, от международного сотрудничества до объемов работы. Экскурсия, конечно, не закончилась торжественным зачислением школьников в ряды заводских, но, кажется, кое-что они уже начали понимать.

***

Как найти золотую середину между: «Ты не знаешь, чего хочешь, мы расскажем тебе, как надо» и полной свободой действий – большой вопрос. Очень хочется, чтобы каждый тверской ребенок нашел себе дело по душе. Так что пусть примеряют на себя разные профессии - от инженера до программиста. Карьерные ошибки дорого обходятся потерей времени.

А ваши дети уже решили, кем хотят стать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру