Как известно, одним из магистральных направлений развития российской экономики заявлено создание индустриальных и технологических парков. До наступления пандемии в России таких насчитывалось 227, из которых было запущено и полностью функционировало 150.
Тверской регион не остался в стороне от процесса, и на нашей территории тоже возникло несколько особых экономических зон, обосновался целый ряд якорных инвесторов. К реализации в области заявлено более 70 проектов, за которыми стоит создание около 20 тыс. рабочих мест и объем инвестиций свыше 120 млрд рублей. Всячески поощряющий подобную политику губернатор Игорь Руденя отмечал:
- За последние четыре года в нашем регионе реализовано более 50 крупных инвестиционных проектов, создано свыше 6 тысяч рабочих мест, привлечено более 68 миллиардов рублей. Все эти показатели демонстрируют, что наша система вышла на совершенно новый, качественный уровень работы.
Слова губернатора не означают, что все вакантные площади в регионе уже заняты. Отнюдь – Верхневолжье готово принимать новые интересные инвестпроекты. И один из таких уже неделю на слуху у всей страны, от Москвы до самых до окраин. Речь идет о самом, пожалуй, обсуждаемом миллиардере планеты Илоне Маске и его автоконцерне «Тесла», для которого срочно понадобился новый завод.
Илон Маск называет свои заводы «машинами, которые строят машины». Ему приписываются и такие слова: «Ни технологии, ни разработки, ни маркетинг не представляют из себя буквально ничего, если у вас не будет завода, где все это можно воплотить в готовый продукт, за которым будут выстраиваться очереди».
Сегодня автомобили и комплектующие для бренда «Тесла» выпускаются в США, Китае, Германии и Индии. А на днях настоящей информационной бомбой прозвучало известие о том, что предприятие по выпуску электрокаров может появиться и в России.
Выступая по видеосвязи на российском просветительском марафоне «Новое знание», Илон Маск объявил:
- Думаю, мы скоро будем присутствовать в России. Я думаю, это будет потрясающе. Нам также нужно смотреть более широко на Казахстан и другие страны СНГ. Это важно для нас.
Минпромторг РФ тут же предложил Илону Маску посетить Россию с деловым визитом:
«Дорогой Илон Маск! Мы были рады узнать, что вы думаете о строительстве завода в России. Кстати, в нашей стране действуют государственные меры поддержки для локализованных производителей. Приезжайте, обсудим», – говорится в сообщении ведомства. А министр Денис Мантуров пояснил, что Россия готова к сотрудничеству с компанией «Тесла» по электромобилям при условии локализации технологий и создания добавленной стоимости в РФ.
И подобно тому, как европейские страны конкурировали между собой за право размещения очередного завода «Тесла», так и наиболее расторопные российские губернаторы затеяли негласное состязание, кому же удастся заманить к себе Илона Маска.
Раньше всех в своем телеграм-канале высказался калужский губернатор Владислав Шапша: «Предлагаю открыть первый завод в Калужской области. Регион полностью готов к этому». Напомним, его предшественник Анатолий Артамонов еще во времена Дмитрия Зеленина в похожей ситуации «переманил» к себе завод «Фольксваген», предложив готовую юридически оформленную площадку с инженерными сетями, в то время как Тверь приглашала такого «козырного» инвестора практически во чисто поле. Да еще, поговаривают, наши чиновники намекали европейцам на откаты.
Затем высказался глава Подмосковья Андрей Воробьев. Он заверил, что в его регионе трудятся лучшие специалисты, идеальная логистика, и вообще, здесь уже производят «Мерседес»!
Еще через две минуты глава Удмуртской Республики Александр Бречалов написал в «Твиттере»: «Welcome to Udmurtia!» - и предложил «Тесле» налоговые льготы.
О готовности принять у себя автозавод заявили и власти Калининградской области, правда, с оговоркой, чтобы это не нанесло вреда уже действующим производителям.
Творческую фантазию проявил губернатор Орловской области Андрей Клычков. Он заявил, что Орел – символ «бесстрашия и покорения вершин», и это объединяет город с философией компании «Тесла». Заводу он пообещал «уникальные и эксклюзивные предложения» в логистике, инфраструктуре.
Свердловский руководитель Евгений Куйвашев со всей уральской прямотой назвал идеальным местом для строительства особую экономическую зону «Титановая долина» и пообещал, что преференции позволят сократить расходы компании на 30%.
Наконец, и столичные власти объявили о готовности сотрудничать с самыми инновационными и передовыми компаниями в плане локализации производства в Москве.
Однако пока ни сам Маск, ни «Тесла» на предложения губернаторов не отреагировали.
Между тем бывший вице-премьер России, председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович сообщил, что предложение Илона Маска не стало неожиданностью для властей, поскольку эти вопросы обсуждаются с его коллегами уже в течение двух лет. Дворкович отметил, что коллеги Маска рассматривают Россию как большой и привлекательный рынок. И при условии одобрения проекта площадку для него выберут в Центральном федеральном округе, ближе к крупнейшим городам страны.
Образно говоря, экс-вице-премьер как бы загоняет добычу в заранее расставленные сети между двух столиц. И раз уж геолокация обозначена столь предельно конкретно, то, по частному мнению автора, именно Тверской области выпадает доля не упустить эту по-настоящему крупную рыбу. Можно сказать, премиальный трофей.
А уж место, где разместить завод «Тесла», у нас найдется, не правда ли? Один только индустриальный парк «Эммаус» имеет почти 2000 га земли и две федеральные трассы под боком. И, может быть, когда-нибудь его будут называть «ЭмМАуСК»?
Да и общий парк электромобилей в России пока насчитывает меньше 11 тысяч авто. В общем, есть над чем подумать.