Наш трамвай отчаливает: нужен ли Твери речной транспорт

Наш трамвай отчаливает: нужен ли Твери речной транспорт
Судоходство в старой Твери

Что за странный вопрос, удивится читатель. Город, стоящий на слиянии нескольких рек и на древнем пути из варяг в греки. Город, для которого Волга исторически является важнейшей жизненной артерией. В конце концов, город, от которого начинаются туристические водные маршруты – все это наша Тверь.

Туристическая Мекка

Только в майские праздники 2021 года в Твери причалили 15 огромных туристических теплоходов, да еще 11 круизных судов в Калязине. На берега Тверской области за праздничные выходные ступили свыше 4800 туристов. А всего в этом сезоне в Твери планируется принять порядка 120 судов с более чем 18 тысячами пассажиров на борту, что почти вдвое превысит показатели 2020 года.

Тверь, Калязин, Весьегонск входят в круизные туры, которые предлагают федеральные туроператоры. Популярными также являются однодневные и двухдневные сплавы по рекам Тверской области. Развитие водного туризма заявлено в числе приоритетов для нашего региона, и губернатор Игорь Руденя хочет видеть Верхневолжье центром речного туризма для всего Волжского бассейна. Подтверждением тому служит создаваемый туристско-рекреационный кластер «Волжское море» с собственным речным портом в устье реки Шоши, способным (согласно проекту) обслуживать свыше 200 тысяч человек в год.

И, хотя эта большая стройка ведется на тверской земле, несложно увидеть, что будущий объект рассчитан главным образом на клиентуру из жителей столичного региона. Однако и Тверь способна встроиться в проект «Волжское море» не только как поставщик земельных и водных ресурсов.

Ах, белый теплоход

Наверное, редкий тверитянин никогда в жизни не отправлялся на теплоходную экскурсию по Волге от причала у городского сада. Мелодичный плеск воды за бортом завораживает, снимает напряжение и успокаивает – недаром вода считается одной из субстанций, на которые можно смотреть бесконечно. Однако помимо терапевтического эффекта от такой поездки можно заметить, что не особенно быстрый экскурсионный теплоход за достаточно короткое время успевает и подняться вверх по течению до Мигаловского моста, и спуститься вниз. Это оттого, что в городской черте Волга достаточно прямая и к тому же на ней не бывает автомобильных пробок, присущих улицам и проспектам областного центра практически в любое время дня. Плотный траффик превращает поездку на автомобиле или в общественном транспорте в достаточно изнурительное мероприятие. Так почему бы не подумать о том, чтобы переместить часть пассажиропотока на воду, запустив по Волге речные трамваи?

- Недавно я полчаса добирался на автомобиле от Смоленского переулка до мотеля «Тверь», а выезжая вечером обратно, просто не смог вклиниться в поток в сторону города. Пришлось делать крюк по окружной, - рассказал президент Тверской торгово-промышленной палаты, председатель общественного совета регионального министерства имущественных и земельных отношений и член областной Общественной палаты Владислав Шориков. – В наши дни, на мой взгляд, хороши любые транспортные решения, которые разгрузят город. А если обратиться к истории, можно вспомнить, что некогда водные пути были единственным способом передвижения на большие расстояния. Те, кто застал советское время, подтвердят, что и в эти сравнительно недавние годы судоходное движение по рекам было гораздо интенсивнее. Давайте учитывать и фактор строительства Западного моста, которое повлечет частичное перекрытие Горбатого моста, а также появление в том районе нового жилого комплекса – спрос на быструю поездку по воде через весь город наверняка будет. К тому же в хорошую погоду такая поездка одновременно и отдых.

Не забыть про инфраструктуру

По мнению Владислава Шорикова, стоит попробовать наладить и междугородное сообщение с муниципалитетами, расположенными по берегам реки. Помимо обычных пассажиров – местных жителей, такие рейсы наверняка привлекут много экскурсантов и туристов, которые предпочтут длинной поездке на автобусе путь по воде. Глава ТТПП добавил, что надо посчитать рентабельность водных маршрутов с учетом их сезонности, и, если цена на поездку будет вменяемой, проект речных трамвайчиков может оказаться очень даже реалистичным.

Хороший транспортный канал, который сегодня используется не на всю мощность, видит в реке Волге руководитель детского технопарка «Кванториум» Виталий Любимов:

- По моему мнению, речные трамвайчики могут быть полезны Твери для разгрузки пассажиропотоков, потому что очень много населенных пунктов и дачных хозяйств расположены по берегам Волги и Тверцы. Главное – развить инфраструктуру: пристани, способы оплаты, удобное расписание и информированность для населения. И кроме местных жителей нужно ориентироваться на туристов, разрабатывать для них отдельные маршруты или отдельные рейсы, можно маршрут сделать по достопримечательностям.

Отвечая на вопрос, стоит ли ожидать прибыли от подобного проекта, директор технопарка скептически заметил, что, по мировому опыту, общественный транспорт чаще всего бывает дотационным или же нужны высокие тарифы, но тогда будет маленький пассажиропоток.

Надо посчитать

Любопытно, что тема развития городского водного транспорта, по-видимому, витает в воздухе, потому что недавно об этом же высказывался и мэр Москвы Сергей Собянин. На встрече с активом городских округов прозвучала инициатива от жителей, что Москва-река должна стать центральной транспортной осью столицы. А курсировать по ней станут суда Московского водного транспорта.

На это градоначальник заметил, что речных трамвайчиков и без того много, они пользуются спросом для проведения экскурсий и свадеб. Тем не менее московское правительство наметило открыть как минимум два пробных пассажирских маршрута – от Северного и Южного речных вокзалов. Причем трамвайчики в заботе об экологии будут на электрической тяге.

- Впрочем, это больше аттракцион, чем реальная транспортная коммуникация, потому что слишком извилистая у нас река, - констатировал столичный мэр. – Там, где вы едете на автобусе 30-40 минут, по воде аналогичный маршрут будет составлять полтора-два часа… Но все-таки хочется, чтобы по Москве-реке ходили пассажирские трамвайчики.

Вместе с тем Сергей Собянин уточнил, что из-за извилистого русла на Москве-реке целесообразно организовывать локальные маршруты, «на 1-2 остановки».

- Сергей Собянин может в Москве придумывать что угодно. В столице огромный траффик жителей и туристов позволяет окупить любой вид транспорта, даже, например, велотакси. А в Твери такое невозможно, – сомневается председатель региональной Ассоциации выпускников Президентской программы, член Общественной палаты Тверской области Герман Кичатов. – Были речные маршруты, но они себя не окупали. За исключением перевозок с берега на берег в районе вагонзавода и с Химинститута на дачи. Были междугородные перевозки и от деревни к деревне, которые дополнительно играли роль магазинов. Но все они все равно были дотационными. В маршрут входят ведь не только теплоходы, но и инфраструктура с персоналом. А также, дополнительно в нагрузку, надзирающие и контролирующие органы со всеми вытекающими.

Но все возможно, если задачу рассматривать комплексно и речной транспорт брать в расчет еще при планировании развития территории, уточнил Герман Кичатов. И к вопросу подходить с новой организационной, финансовой моделями, с учетом новых технических возможностей. Может быть, даже применять беспилотный вариант.

Как видим, принципиальных противников у идеи пустить по Волге речные трамваи среди опрошенных экспертов не нашлось – наоборот, они стали даже предлагать свои варианты. Хочется верить, что причиной тому не только теплая летняя погода, но и трезвый расчет. А в профильных министерствах областного правительства, возможно, придумают, как привязать эту идею к проекту «Волжское море», чтобы сократить расходы регионального бюджета. Или даже изобретут отдельное частно-государственное партнерство. Понятно, что от идеи до реализации путь неблизкий, но, как сказал Наполеон в ответ на возражения, что посаженные у дорог деревца еще не скоро дадут тень для марширующих солдат, «поэтому и надо начинать сажать немедленно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру