Гвоздь программы: под Тверью готовится к открытию музей уникального промысла

Гвоздь программы: под Тверью готовится к открытию музей уникального промысла
Фото: Васильевский музей гвоздарей

Современная Тверская область – место с уникальной историей. За века ее существования случилось столько всего, что издаются целые учебники. Но мы продолжаем открывать все новые и новые темы, раскрывать локальные истории, важность которых трудно оспорить. Замечательно, что эта история находит и читателя, и слушателя. А кое-где она получает себе целый музей. Как в Михайловском сельском поселении в Калининском районе. Здесь, в селе Михайловском под Тверью, готовится к открытию Васильевский музей гвоздарей. Совершенно исчезнувший сегодня кузнечный гвоздарный промысел кормил здесь тысячи семей, обеспечивал гвоздем столицу и крупные города. Главный промысел Васильевской волости Тверского уезда, получив необыкновенное развитие в XIX веке, полностью исчез сегодня.

Местные кузнецы делали только гвозди. Десятки видов, начиная от крошечных шпилек, заканчивая огромными костылями. Нам захотелось узнать немного больше, и мы попросили основателя музея гвоздарей, местного краеведа и общественника Александра Дылевского рассказать подробнее о гвоздарном промысле и музее.

Фото: Васильевский музей гвоздарей

Предпосылки создания

- Гвоздарное дело жило довольно долго, примерно полтора века. Кто же пользовался изделиями васильевских мастеров?

- Рынок сбыта был очень большой. Гвозди шли в Санкт-Петербург, Москву, Тверь, расходились по едва ли не всей европейской части империи. До середины XIX века, пока не начали открываться первые гвоздарные заводы, конкуренции у гвоздарей не было. Это был пик их промысла. Тогда еще не открыли железную дорогу, и гвоздь в огромных количествах шел на строительство судов, на обслуживание извоза. Ну и на строительство, само собой. Рынок сбыта был колоссальный, промысел процветал. В Васильевской волости им занимались несколько тысяч человек. Уже к концу XIX века местные кузнецы делали и шпильки. Точно известно о местных умельцах, которые делали шпильки для ферм Волжского моста (ныне Старый мост) в Твери.

Нужно понимать, что кузнечество было основным занятием местных крестьян, которых не могла прокормить местная болотная земля.

- Если гвоздарное дело процветало, почему оно так быстро исчезло?

- Первый серьезный удар случился с открытием гвоздарных заводов. В начале, когда они только появились, качество «машинного» гвоздя было хуже, чем ручного. У заводских гвоздей часто ломались шляпки, из-за круглого сечения гвоздя кололся тес. Поэтому люди делали выбор в пользу гвоздя ручного, который хоть и был дороже, но был лучше. Но в отличие от промышленников, которые анализировали рынок, мужики-кузнецы не могли этого делать. И они проиграли конкуренцию по очень банальным и грустным причинам.

Главным гвоздем, вбитым в гроб этого промысла, стала полная зависимость местных мастеров от перекупщиков. Те из гвоздарей, кто был предприимчивее, скапливал деньги и выбивался в спекулянты. Они переставали ковать и начинали перепродавать гвоздь. С одной стороны, рядовым гвоздарям было удобно: не нужно искать покупателей, самому везти гвоздь в город, не нужно думать о покупке железа, потому что перекупщик за гвоздь всегда платил частично железом.

Понятное дело, металл перекупщики продавали гвоздарям не самый лучший, из которого мог получиться соответствующий гвоздь. И в то время, когда заводы работали над качеством, ручной гвоздь становился все хуже. Гвоздари тоже не гнушались ссыпать на сдачу гвоздь плохой и бракованный, перемешивая его с хорошим. Расплачивался за все это, понятно, покупатель.

Ручной гвоздь дешевел стремительно, конкурировать с заводами было невозможно. Тысячи кузнецов и их семей встали на грань выживания.

- А семьи раньше были большие…

- Поэтому и ковали всей семьей. С 9 лет ребенок шел в кузню. Никому не было интересно, хочет ребенок или нет. Он был ртом, который хочет есть и руками, которые могут на еду заработать. Поэтому сыновья были подмастерьями, а спустя несколько лет и сами становились мастерами. Жены ковали даже будучи беременными.

- Если в кузню пускали женщин, то, наверное, условия работы были не очень тяжелые.

- Кузницей была низкая землянка, поставленная на берегу реки. В ней могло помещаться от четырех до восьми человек, и было только два выхода на свежий воздух: дверь и люк наверху, куда выходили дым и гарь. В помещении было жарко, душно, грязно, пыльно, темно и шумно. Кузнецы работали до 15 часов в сутки. Легочные болезни – это профессиональные заболевания гвоздарей. Это все отражалось на потомстве, особенно когда ковали беременные женщины. Сама нагрузка сказывалась на всех, кто там работал, - кузнецов называли «васильевские кособокие» из-за искривления позвоночника, связанного с работой молотом.

Попытка сохранить промысел

Игнорировать проблему бедственного положения гвоздарей, в конце концов, стало невозможно, на них обратило внимание уездное земство.

Фото: Васильевский музей гвоздарей

- Мастерам пытались как-то помочь? Получается, они не только жили бедно, но и страдали от собственной работы.

- Земство создало артели, чтобы избавить кузнецов от перекупщиков. Идея была хорошая, но несвоевременная. Гвоздари еще не доросли до нее. Люди были консервативны, не могли подстроиться, выполнять все обязательства перед руководителями артели, руководители не могли найти рынок сбыта. К тому же перекупщики, оставшиеся не у дел и начавшие терять деньги, специально подтачивали доверие гвоздарей к артели. Просуществовав несколько лет, артели развалились с большими долгами перед земством. Все вернулось на круги своя.

- Получается, мастера сами в какой-то степени были виноваты в закате промысла. Чем они стали заниматься, когда перестали быть востребованными?

- Виноваты были все и никто. Нужно понимать, что свое дело сделали и фабрики, которые вытягивали из пригорода всю рабочую силу. Крестьяне бросали землю и уходили на Морозовскую мануфактуру, кузнецы бросали молоты и нанимались рабочими. Началось так называемое отходничество.

Именно на фабриках бывшие гвоздари услышали первые революционные идеи и возвращались в деревни уже пролетариатом со сложившимися убеждениями.

Формально гвоздарный промысел все еще существовал, но перестал быть социально-экономическим явлением, которым был в середине XIX века.

С приходом советской власти промысел просуществовал в прежнем виде до свертывания НЭПа. В начале 1930-х годов не могло быть и речи об индивидуальных кузницах. Оставшиеся кузни национализировали, крупных перекупщиков раскулачили и выслали в Сибирь с семьями, а кузнецов объединили в коллективную артель.

Оставшиеся гвоздари переквалифицировались на другие изделия, начав резать болты и гайки. Молодое Советское государство стояло на пороге индустриализации, и артель «Васильевский кустарь» быстро расцвела.

- Что стало с гвоздарным промыслом?

- По сути, гвоздари как явление исчезли вместе с НЭПом. Остались рабочие артели, среди которых было много молодых женщин. Артельщики зарабатывали прилично, поэтому шли туда работать охотно. Для артели построили целое производство с цехами, клубом, столовой. Возможно, сейчас под Тверью существовал бы крупный завод, но этого не случилось. В начале 60-х годов производство передали в ведомство МВД, после чего на его базе создали колонию для осужденных. Сегодня это ИК-10 в поселке Металлистов. Кстати, основная ее деятельность – это металлообработка. В музее мы готовим экспозицию, которая будет посвящена истории этого учреждения через историю местного кузнечного промысла. Мы благодарим руководство ИК-10 и УФСИН России по Тверской области за содействие. Они нам очень помогают.

Фото: Васильевский музей гвоздарей

Идея создания музея

Гвоздарный промысел изучали многие исследователи, но никто ни разу не пытался эти данные объединить и проанализировать. Я начал заниматься изучением промысла 15 лет назад и сегодня могу сказать, что тема полностью оформлена. Сейчас мы пытаемся отыскать потомков сосланных в Сталинск местных жителей, мы работаем над самой экспозицией, собирая то немногое, что оставили после себя местные кузнецы.

- Александр, если ремесло существовало до середины прошлого века, наверное, память о них еще жива в семьях?

- Сейчас в нашей местности можно спросить почти у любого старожила, и он расскажет, что его предки были кузнецами. Многие внуки помнят, что их деды ковали именно гвоздь. Но больше никто ничего не знает. Ни этих адских условий труда, ни трагедии промысла, ничего. Идея создания музея и появилась вместе с пониманием того, что все уходит из памяти, хотя тема очень интересная и важная. Музей гвоздарей – это единственное место, где собрано почти все, что касается истории промысла, судеб людей. Нам осталось это оформить и открыться. Мы планируем сделать это до конца года. И тогда Тверская область получит очень специальный, очень интересный и социально важный музей, который станет визитной карточкой всего поселения.

- Насколько тяжело создать своими руками музей?

- Тяжело. Потому что музей начинался не с вещей, а с работ в архиве. На это ушли годы. Вещи начали собирать в последний момент, хотя в этом наша ошибка – многое погибло. Мы понимали, что у нас, возможно, есть не так много, как хотелось бы, но к процессу создания музея подключились другие люди, которые приносили и дарили уникальные вещи. Эти вещи: кузнечный инструмент, наковальни, фотографии, обязаны быть в музее и нигде больше. Из них и складывается настоящая экспозиция. И она прекрасна. Российский этнографический музей передал нам безвозмездно копии фотографий гвоздарных кузниц с экспедиции 1905 года в наши края. Это пока единственные известные изображения. По ним мы создаем инсталляцию.

- Недавно вы написали в соцсети, что будете реконструировать кузню.

- Мы этого очень хотим. К счастью, их размеры и внутренний вид подробно описаны. Если у нас когда-то получится, а на это нужны деньги, посетители музея смогут зайти внутрь и попробовать почувствовать себя гвоздарем. Сами кузни-землянки исчезли почти полностью в 1950-х годах.

- Музей будет как-то связан с другими интересными местами?

- Наша задача – связать с музеем все поселение. Музей будет плотно связан с местным приходом церкви Василия Великого, который очень много помогает нашей команде. Мы показываем туристам храмы (у нас в поселении три старинные и очень интересные церкви), у нас есть Елисеевский парк Победы в Васильевском, который посадил в 1960-х годах общественник Федор Елисеев в память о своих погибших на войне односельчанах.

История должна быть обязательно связана с современностью. Она не может консервироваться в музейных стенах. Поэтому мы занимаемся и развитием общественных пространств в наших селах вместе с коллегами-общественниками. К нам от Твери ехать 15 минут по хорошей дороге. Мы должны и будем принимать туристов и развивать это направление. К нам уже приезжают большие группы из Москвы, Петербурга и уезжают под впечатлением. У нас есть все: история и красота мест, замечательные люди, наши большие помощники, желание развиваться. И мы уверены, что все получится.

Подробнее о музее можно узнать по телефону: 89040270511 – Александр Дылевский. Группа ВКонтакте: https://vk.com/gvozdari.

Фото: Васильевский музей гвоздарей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру