Один год с Ржевским солдатом: авторы проекта вспоминают, с чего начинался величайший военный мемориал современности

Год на своем бессменном посту стоит бронзовый советский солдат, стремящийся в ржевское небо на крыльях журавлей. И словно слышны отзвуки той роковой битвы, переломившей множество судеб. Год - это небольшой, но важный юбилей. В честь этой знаменательной даты мы пообщались с создателями памятника, его посетителями, детьми и внуками павших героев.

Великая битва

В январе 1942 года советские войска Западного и Калининского фронта вели ожесточенные бои против 4 и 9-й полевых армий немецкой группы «Центр» на Ржевском выступе. Больше года боев три масштабные наступательные операции и смерти, смерти, смерти…

«Еще не так давно в официальной истории о боях подо Ржевом не принято было много говорить: мало, скупо рассказывали о тех событиях и сами участники. Слишком тяжело было вспоминать так называемую «ржевскую мясорубку». Долгие месяцы тут шла ожесточенная борьба буквально за каждый метр земли. Невозможно без боли думать о тех потерях, которые понесла Красная армия. Погибли, пропали, ранены оказались более миллиона трехсот тысяч человек», - сказал в своей речи президент Владимир Путин на открытии мемориала.

Ржевский мемориал Советскому солдату был открыт 30 июня 2020 года, он стал настоящим символом эпохи.

- Это крупнейший памятник Советскому солдату, созданный в новейшей истории России. Ржевский мемориал станет местом притяжения всех, кому дорога память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, центром поискового движения и патриотического воспитания Тверской области, - сказал Игорь Руденя, открывавший мемориал вместе с президентом.

И живым не в упрек

Авторы проекта - скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. Масштаб завораживает: 25-метровый солдат в центре 10-метрового холма. Молодой воин стоит в форме и плащ-палатке, который переходит у подножия в стаю взмывающих ввысь журавлей.

Как рассказал «МК в Твери» скульптор Андрей Коробцов, у него с соавтором были разные источники вдохновения: «У Константина – фильм «Баллада о солдате», а у меня – стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом».

- Мы участвовали в международном конкурсе, и первый тур был аннулирован из-за того, что жюри не смогло выбрать победителя, - поделился Андрей Коробцов. - Нашим первым проектом был солдат, поднимающий знамя. Но чем глубже я погружался в тему, напитывался историей, читал о войне, смотрел фильмы, тем больше понимал, что сегодняшнему поколению как никогда нужна правда. Ржевская битва – это не патетика и величие, а скорбь и горе, ведь это было одно из самых кровопролитных сражений в истории войны.

- Как вы думаете, что стало решающим в мнении жюри, почему они выбрали именно ваш проект?

- Наша искренность. Молодые художники, участвуя в конкурсах, вольно или невольно стараются смотреть на свои работы сквозь призму мнения жюри, угадывая, чем поразить экспертов. Но конкурс был очень серьезным, в нем участвовали маститые скульпторы, мы не надеялись победить и решили действовать от души и создать такую работу, которая понравилась бы нам самим. Мы не видели войны и создаем свое впечатление о ней по свидетельствам очевидцев, рассказам участников, по фильмам и книгам. Этот памятник – наш взгляд на эту войну, эмоциональный, живой, настоящий.

- Что было самым сложным в его воплощении?

- Сложностей было много, от создания эскиза до самой работы. Невероятный масштаб, большая ответственность, с которыми мы работали сутки напролет. В процессе работы мы многократно дорабатывали и меняли некоторые детали. Я исходил сотни километров по строительным лесам. Я сравнил бы себя с героем картины «Андрей Рублев», который отливал колокол и со страхом ждал результатов, пожалуй, подходящая аллегория. Но все случилось. Наш «колокол» зазвонил чисто!

- Над чем вы работаете сегодня? Есть ли новые работы, о которых можно рассказать нашим читателям?

- Ржевский мемориал задал очень высокую планку и одновременно подарил веру в свои возможности. К сожалению, шквала заказов не возникло, не получил я и желаемой мастерской, но работы достаточно. В Феодосии открыт памятник генералу Котляревскому, отличившемуся в русско-персидских и русско-турецких войнах. Памятник летчику Михаилу Девятаеву в Мордовии. Это Герой Советского Союза, который сбежал из немецкого плена на самолете. Участвуем в конкурсах в Комсомольске-на-Амуре, ждем результатов. В последнее время уровень конкурсных проектов серьезно вырос, задачи стали сложнее и интереснее, а результаты честными. Побеждают действительно сильные работы.

- Вы работаете в тандеме, как Ильф и Петров. Как происходит работа, нет ли конфликтов, ведь вы с Константином Фоминым творческие люди?

- Мы так же глубоко изучаем темы, с которыми работаем, чтобы понять суть. Потом вместе придумываем образы своей будущей работы, спорим, критикуем друг друга. В результате получается то, что получается…

Великая стройка

С момента появления идеи до открытия памятника прошло всего три года. Все вокруг сложилось в одну стройную цепочку событий.

Как родилась идея и как была воплощена, рассказал один из главных участников проекта, доктор физико-математических наук, профессор Тверского государственного университета, депутат ЗС Тверской области Андрей Белоцерковский:

- Я хорошо помню 2017 год, когда благодаря очередной поисковой экспедиции удалось поднять и перезахоронить останки тысячи бойцов. Именно тогда и прозвучала инициатива о возведении такого памятника от выдающегося государственного и политического деятеля Григория Рапоты. Его отец – летчик, который служил подо Ржевом. Так или иначе эта битва касается многих, и не только ржевитян. Дальше решение было вынесено на уровень Российского исторического общества. Я входил в комиссию международного творческого конкурса, который выбрал победителя только со второго раза, мы подходили к вопросу выбора проекта с особой тщательностью. В первых числах мая 2018-го победителем выбрали работу скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина.

- Что для вас стало вдохновением для работы над этим проектом?

- Мне было поручено курировать этот проект в Москве. Я не помню в жизни большей мотивации. Эта битва перевернула ход войны, унесла множество жизней. Я считал и считаю это совершенно правильным и честным создать такой памятник – покаяние перед русским солдатом. Тверская область взяла на себя большой объем работы – обеспечение инфраструктуры, сопровождение, логистика. Отмечу колоссальный вклад губернатора Игоря Рудени. Без его содействия воплощение проекта было бы невозможно.

- Спустя год, как вы оцениваете результат, в том числе и вашей работы?

- Думаю, все сложилось благодаря высокой, святой идее, которой загорались все, кто становился к ней причастным, от скульпторов до чиновников, от строителей до дорожников. Но проект еще не завершен! Не так давно к мемориалу стали ходить "Ласточки" – железнодорожную линию проложили по инициативе президента и под личным контролем губернатора. Меняются люди и жизнь людей в самом Ржеве, сюда стало приезжать больше туристов, которые интересуются не только мемориалом, но и историей самого города. А мемориал станет мемориальным комплексом, музеем под открытым небом, инфраструктурой для посетителей. К сожалению, поколение ветеранов уходит и единственные люди, которые так близко соприкасаются с войной, – это поисковики, благодаря им мы знаем правду, а правда – это самая мощная сила. Я рад, что поисковые работы продолжаются и работа над сохранением исторической памяти ведется.

Горевать - горделиво, не клонясь головой

За год памятник посетили более миллиона человек. Такое внимание превысило все возможные ожидаемые пределы. И поток не иссякает. Люди несут цветы, приезжают семьями из разных городов России, привозят своих друзей и близких. По признанию людей, памятник стал для них символом безымянного солдата. Ведь многие павшие во время Великой Отечественной войны так и не нашли места своего упокоения, не получили места последнего пристанища, пропали без вести.

Памятник стал сакральным местом преклонения и памяти солдат, пропавших без вести. Словно теперь у них появилось место, где можно встретиться со своей памятью, со своей болью.

Чувства у мемориала

Мне удалось найти лишь одного прадеда, погибшего во время Великой Отечественной войны, он захоронен в Ленинградской области, в братской могиле у деревни Заяцкая. А второго - увы… Он пропал без вести. Сколько бы времени ни прошло, я возвращаюсь к этому событию и чувствую здесь некую незавершенность. К скорби утраты добавляется потерянная могила. А здесь, на Ржевском мемориале, я чувствую единство вместе со всеми детьми, внуками и правнуками, мы все помним о них, кажется, так легче.

Елена Щуко, Тверь

 

Невероятное чувство охватывает меня здесь, чувство светлой грусти и единения вместе со всеми осиротевшими детьми и внуками войны, мы помним о своих солдатах, пусть незахороненных и потерянных в кровопролитных битвах, но вечно живых в нашей памяти.

Татьяна Демидчик, Ачинск

 

Мой отец ушел на фронт в 41-м году, накануне моего рождения, мы с ним так и не увиделись. Нет у него и могилы, он пропал без вести. Хочется, чтобы душа его нашла успокоение и приют, пусть здесь. А мы - место для скорби и воспоминаний.

Нина Чумакова, с. Новобирилюссы

Пусть так. Теперь у безымянного солдата есть свое место упокоения, вместо взмаха журавлиного крыла, облачка пыли, топи болотной, щемящей тоски по родному плечу есть успокоение, примирение и дань памяти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру