Инженер нашего времени: почему помощь сельскому хозяйству в Тверской области больше не "укол в протез"

Инженер нашего времени: почему помощь сельскому хозяйству в Тверской области больше не "укол в протез"
Фото: из личного архива героя публикации

Вот и осталась позади добрая половина Года науки и технологий, которым по решению президента был объявлен нынешний 2021-й. И подобно тому, как в 2021 году прошел чемпионат Европы по футболу-2020 и пройдет Олимпиада-2020, были подведены и итоги всероссийского конкурса «Инженер года-2020».

В этом профессиональном состязании участвовали 39 тверских инженеров от 13 организаций Верхневолжья. Лауреатом конкурса и обладателем звания «Профессиональный инженер России» в номинации «Агроинженерия» стал заместитель декана инженерного факультета по внеучебной работе Тверской государственной сельскохозяйственной академии Артем Виноградов. Мы не могли пройти мимо такого события и взяли интервью у выдающегося инженера.

Ученый и педагог

- В чем заключалось ваше участие в конкурсе «Инженер года»?

- На этот конкурс были отобраны все мои последние достижения: опубликованные статьи, научные разработки, патенты «Обоснование параметров и режимов работы льнотеребильного аппарата, повышающего качество и надежность уборки льна».

- У вас широкий круг научных и профессиональных интересов, и они не всегда напрямую связаны с сельским хозяйством. ТГСХА – это осознанный выбор или были варианты другого построения карьеры?

- Вполне осознанный выбор. Сельское хозяйство для меня всегда было приоритетом, и вся моя научная или педагогическая работа всегда тяготела именно к нему.

- Вы в большей степени ученый, инженер, педагог?

- Наверное, больше всего соответствует истине определение «ученый-педагог». На науку я трачу процентов 30-40 времени и сил, процентов 40-50 – на педагогическую, воспитательную деятельность, а оставшееся – на прочую работу в сельскохозяйственной академии.

- Значит, вам нравится работа со способной молодежью, которая решила связать судьбу с агропромом?

- Да, и здесь можно привести сравнение с цветком. Всем интересно, когда он распустится и красиво зацветет, но далеко не каждый захочет за ним ухаживать, когда он только пророс из земли. Мне же, наоборот, интересен процесс подготовки из бывшего школьника специалиста, который посвятит свою жизнь работе на селе.

- А как вы сами пришли в профессию?

- Родом я из города Ржева и все летние каникулы проводил в деревне у деда с бабушкой. Дедушка был главным инженером в колхозе «Городковский» Оленинского района, от него, видимо, мне передалась любовь к сельхозтехнике, к узлам и агрегатам. Кроме того, он был партийным деятелем и подсказал мне житейскую мудрость: чтобы не делать самому, научи других. Покажи как, чтобы умели. Когда мы с братьями приезжали на каникулы, он нам много уроков преподал. Я даже не пошел потом в 11-й класс, а выучился в Ржевском аграрном колледже на механика. Затем продолжил образование в Тверской сельхозакадемии, которую и окончил в 2005 году. В том, чтобы выбрать именно этот вуз, не было даже сомнений.

- Что для вас самое интересное в вашей работе?

- Обучать студентов и прививать им умение, глядя в книгу, не видеть фигу, а понимать суть прочитанного. Поддерживать в них желание обучаться дальше, и чтобы свои дипломы они получали не за красивые глаза.

- А каких студентов у вас больше: тех, что пришли по зову сердца или тех, кто не сумел поступить куда-то еще?

- Встречаются разные. Например, ко мне на занятия и на кружки ходят ребята из Селижаровского, Торопецкого, Андреапольского районов. И я думаю, они заинтересованы выучиться и остаться в Тверской области, чтобы развивать агропромышленный комплекс своей малой родины.

Фото: из личного архива героя публикации

Перспективнее, чем вчера

- Лет 20 назад вокруг были сплошные менеджеры и мерчендайзеры. Но сегодня государство старается вернуть уважение к профессии инженера, к реальному делу. По вашей работе такая тенденция просматривается?

- Конечно. Мы активно контактируем с сельхозпредприятиями Верхневолжья и не только. Если раньше в конце срока обучения к нам приходили представители предприятий и просили дать им выпускников, а выпускники порой предпочитали устроиться монтажниками пластиковых окон, то сейчас работодатели ведут своих будущих молодых специалистов уже со второго курса: на практику их берут, контракты заключают, как-то стимулируют. Это большие агрохолдинги типа «Мираторга», «Дмитровой Горы». Но и колхозы направляют на учебу свою молодежь, потому что не хватает работников на селе.

- За целевую подготовку специалистов АПК ратует и губернатор.

- Да, сельхозакадемия плотно работает в этом направлении с областным министерством сельского хозяйства, чтобы у выпускников была гарантия трудоустройства.

- Было время, когда один из областных чиновников сравнил помощь сельскому хозяйству с уколом в протез. А сегодня аграрий – это звучит гордо?

- Сегодня это звучит более гордо, нежели вчера. Насчет укола в протез – такое тоже было, правда. А сейчас система стала меняться, поля стали обрабатываться, больше дотаций пошло в производство. Многое делается, чтобы сельское хозяйство поднималось.

- Хотите сказать, что эта профессия в нашей нечерноземной полосе, в зоне рискованного земледелия приобрела какие-то перспективы?

- Конечно. «Дмитрова Гора» построила несколько свиноводческих комплексов под Ржевом, а это не просто свинофермы, они и корма себе рядом выращивают. И прямо душа радуется, когда видишь, что на полях растет не сорный березняк, а пшеница.

- Есть какие-то имена, достижения, которые вас вдохновляют в работе? Кто для вас пример для подражания?

- Это мой бывший декан, а ныне проректор по научно-инновационной и производственной деятельности Василий Степанович Андрощук. Он сыграл большую роль в моем профессиональном становлении.

Своими руками

- Какую задачу обдумываете сейчас, над чем работаете?

- Раньше практически половину выпускных экзаменационных работ студенты ТГСХА делали виртуально, предлагая, например, модернизировать какой-то технологический процесс. Я же хочу добиться, чтобы каждый студент, который выпускается под моим руководством, делал это в металле, вживую. Чтобы это можно было посмотреть и потрогать. У нас ребята делали и отвалы на трактор, и снегомет мы построили со студентами. Каждая из таких разработок, может быть, на данный момент не нужна, но через два-три года кто-то приедет, скажет: мне надо прямо сейчас – а у нас уже есть.

- Что вам сегодня внушает оптимизм в АПК Тверской области?

- У нас была демографическая яма, студентов было очень мало, и мы брали всех подряд. А сегодня студент пошел грамотный и приходит целенаправленно – не просто чтобы корочку о высшем образовании получить, а твердо зная, куда он потом пойдет работать и на каких условиях.

- Кстати, на какую зарплату может рассчитывать выпускник, скажем, вашего же инженерного факультета?

- Чистый оклад без дотаций и матпомощи начинается в среднем от 25 тыс. рублей. А с доплатами такой специалист может получать 40-50 тысяч. Плюс к тому некоторые хозяйства предлагают жилье, питание и другие льготы. Мне кажется, неплохо для начинающего. Такие меры помогают сгладить остроту кадрового вопроса на селе. Да и техникумы в том же Ржеве, Бологое теперь выпускают трактористов современных машин, способных заменить пять старых.

- Была когда-то в прессе такая рубрика – «Если бы я был министром». Если бы вы оказались министром сельского хозяйства Тверской области, какие шаги бы предприняли?

- Честно говоря, для меня гораздо проще сделать что-то руками, нежели составить какую-то бумажку. Но, если представить такую ситуацию, я бы увеличил дотации небольшим хозяйствам на обработку пахотных земель. Потому что, допустим, СПК «Березка» из Оленинского района не может тягаться в этом с «Дмитровой Горой». А у нас почему-то помогают не тем, кто загибается, а тем, кто и так справляется.

- Бич российских полей – борщевик Сосновского. Порой кажется, что тот, кто найдет эффективный способ борьбы с ним, будет достоин Государственной премии. Чем в этом плане может похвастаться ТГСХА?

- У нас много разных разработок. Как инженеры мы пытаемся убрать его техническим путем. Вместе с молодыми аспирантами доктор наук Вячеслав Голубев разрабатывает машины для уничтожения растения. Один аспирант предлагает растение подрезать, другой – снимать верхний слой почвы. В процессе исследований стало понятно, что самое эффективное – это обработка земли. Если земля будет простаивать, борщевика будет очень много. Корень у него живет два года, зато семена сохраняют всхожесть до 8 лет. Но этот метод, повторюсь, пока на стадии разработки, и нужно доказать его эффективность. Главное, чтобы с ним боролись сообща. Нельзя один участок выкосить, а соседний не трогать.

Фото: из личного архива героя публикации

- Если бы не агропром, где бы вы нашли себе применение?

- Думаю, везде. Я человек коммуникабельный и с техникой дружу. Отец у меня был дальнобойщиком, так что, в конце концов, и я бы мог сесть за руль.

- Какие книги предпочитаете?

- Когда-то любил научную фантастику, а сейчас в основном читаю про новые трактора и комбайны.

- Самый любимый фильм?

- «В бой идут одни старики».

- Что слушаете из музыки?

- Высоцкий, Тальков, Цой.

- Любимое место в Твери? А на земном шаре?

- Улица Трехсвятская и город Ржев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру