Тверской курсант-суворовец изобрел умное покрытие для самолетов-невидимок

В науке – побеждать, или Круче "Стелса"

Тверской курсант-суворовец изобрел умное покрытие для самолетов-невидимок
фото из личного архива

Как известно, Сириус – самая яркая звезда на небосклоне Северного полушария. Ну а кто самая яркая звезда в самом «Сириусе» - детском образовательном центре в Олимпийской деревне Сочи?

На этот вопрос есть 435 вариантов ответа. Ведь именно столько школьников из 64 регионов страны приняли участие в научно-технологической проектной программе «Большие вызовы», которая проходила этим летом в черноморском городе-курорте. В течение трех недель школьники решали задачи в проектных командах в лабораториях и мастерских «Сириуса» под руководством ведущих специалистов российских компаний и НИИ. Все ребята после этой программы получили статус выпускника «Сириуса» и были занесены в реестр одаренных детей России. Хороший старт долгого пути в науке.

Наш регион представляли учащиеся Тверского лицея и средней школы №17 Твери Алиса Панченко и Елизавета Тулубенская, а также курсант Тверского суворовского военного училища Михаил Вахрушев. Ребята успешнее других презентовали свои проекты на весеннем региональном этапе и получили личные приглашения от педагогов и наставников «Сириуса». Как неоднократно подчеркивал губернатор Игорь Руденя, инвестиции в подрастающее поколение – это самые надежные и эффективные вложения. Для молодых ученых в регионе даже учреждена специальная губернаторская премия. Нет никаких сомнений, что юные покорители «Сириуса», когда подрастут и займутся наукой профессионально, получат эту премию.

«МК в Твери» поговорил с Михаилом Вахрушевым, который вместе с командой ровесников разработал «умный полимер», поглощающий радиоволны. Со слов шестнадцатилетнего исследователя, это может оказаться новым словом по сравнению с нашумевшей технологией «Стелс».

Михаил родился в Твери, в начальных классах учился в 12-й гимназии, с пятого класса – в Суворовском училище. Его родители работают в прокуратуре.

Красивая форма

- Михаил, вы стали курсантом Суворовского военного училища в возрасте 10 лет. Такой маленький мальчик – и попал в строгую систему министерства обороны.

- Не особо помню, почему вдруг я захотел стать суворовцем – может быть, увидел на улице курсантов в красивой форме. Но помню, что это было мое собственное желание, а не родителей. Да, поначалу было сложно. Эмоционально трудно было возвращаться в училище после увольнения в выходные. А потом, через полгода, уже привык, и все пошло как по маслу.

- Вы учились в старых корпусах, с этого года училище переехало в новый комплекс в Мигалово. Где лучше?

- В старом здании я проучился пять лет, и там все знакомо, это уже история. А если смотреть по бытовым условиям, сейчас мы живем по двое в комнате. Есть все для спорта, для досуга. И тем, кто поступит в училище сейчас, будет гораздо уютнее.

- Помимо расписанного режима дня в чем еще отличие СВУ от гражданской школы?

- Мы живем на территории училища. И кроме обычных школьных предметов учим военные уставы, тренируем строевой шаг. Правда, меня это меньше касалось из-за научной деятельности. Кроме того, раньше я активно занимался спортом и выступал за сборную училища по борьбе и легкой атлетике. Так что я много пропускал именно военных дисциплин. А в последнее время начал заниматься наукой и тоже освобождался от строевой подготовки. Когда все готовились к параду в Москве, я занимался в лаборатории.

- Но ведь пройти в парадном расчете по Красной площади – наверняка мечта любого суворовца.

- Да, это большая честь, за участие в параде даже дают медаль.

- Удается совмещать учебу, науку и спорт?

- Сейчас я окончил 10 класс, а когда учился в девятом, получил травму ноги. Тогда и решил делать упор на занятия наукой, хорошо сдать экзамены и поступить в престижный вуз, а спортом заниматься для здоровья.

- Разве теперь после Суворовского не обязательно поступать в военное училище?

- Нас никто не ограничивает в выборе. Можно поступать в гражданский вуз, можно идти в техникум. И да, отслужить еще год в армии. Но у нас в классе таких не очень много.

фото из личного архива

Дорога в «Сириус»

- Михаил, расскажите, какие дороги привели в «Сириус».

- У меня был научный проект по пьезокерамике, который я готовил еще с 8 класса на конкурс между училищами. Ездил с ним в Тулу, делал там доклад. И в течение девятого класса я отправлял его на разные конкурсы. Потом наш научный куратор в училище, Евгений Сергеевич Жуков, предложил поучаствовать в программе «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус». Я об этом ничего не слышал, но посмотрел в Интернете и увидел, как это классно. Был 2020 год, я дистанционно написал олимпиаду, оказался победителем и заработал приглашение на летнюю смену. Но из-за переносов и ограничений поехать удалось только в июле 2021 года.

- Не сказать, что пьезокерамика – обычная и понятная многим тема.

- За понимание в этом сложном предмете спасибо опять-таки Евгению Сергеевичу Жукову. Будучи методистом учебного отдела нашего СВУ, он умеет разглядеть в курсанте склонность к той или иной дисциплине. Мне он сказал, что этой темой успешно занимаются в Тверском университете, что там со мной готов позаниматься преподаватель. Я почитал литературу по пьезокерамике и согласился. Стал заниматься наравне со студентами, которые готовили дипломы. Это из области новых материалов, и мне было бы интересно ими заниматься уже на вузовском уровне. Такая кафедра есть в МИСиСе. Направление очень перспективное. Задаются нужные свойства, и под них нужно изобрести метаматериал.

- А это что такое?

- Приставка «мета» по-гречески означает то, что не существует. Метаматериалов не существует в природе, мы их создаем сами. Допустим, создавая определенную геометрию тела, геометрию метамолекулы. У метамолекулы очень большая концентрация поля в центре, и электромагнитная волна, попадая в нее, поглощается. Соответственно, наш метаматериал будет не видно.

- Очень интересно. То есть вы заранее знаете, что будете создавать: керамику, металл или, скажем, какой-нибудь полупроводник. Не ощущаете себя в такие моменты кем-то вроде Демиурга, сотворившего землю, океаны и прочее?

- Ну да, бывает. В общем, сейчас это очень актуальная тема исследований. Работу, которую мы написали в «Сириусе», напечатали в специализированном международном журнале.

- Эта научная публикация для вас первая?

- На английском языке – да.

- Наверняка такие разработки имеют военную направленность. Наверное, речь идет о какой-нибудь секретной краске, которая делает самолеты и корабли невидимыми.

- Сами эти материалы и принцип их работы не засекречены. Военную тайну составляют параметры военной техники, где это применяется.

- Новых материалов может быть создано неизмеримое количество, так что поле вашей деятельности безгранично. А если вспомнить про ученых Гейма и Новоселова, получивших Нобелевскую премию за изобретение графена, можно только предполагать, сколько «нобелевок» скрыто на этом поле.

- Может быть. Но они описали его свойства, запатентовали и в целом показали готовый продукт.

- У вас как будущего ученого есть какой-то идеал, образец для подражания в науке, чей портрет можно повесить над своим рабочим столом?

- Блин, не задумывался об этом. Напрашивается ответ «Илон Маск», но не думаю, что Илон Маск какой-то крутой гений, я ему не особо симпатизирую. Многие сейчас по нему фанатеют, но я этого не понимаю. Поэтому – Циолковский.

Резонансное открытие

- Как проходила ваша смена в «Сириусе». Как строилась работа?

- Нас – направление новых материалов – разбили на шесть команд по шесть человек. Но еще за месяц до поездки мне пришло от организаторов смены предложение написать два сочинения по наиболее понравившимся темам, а сами темы расположить по интересу. На первое место я поставил материалы-невидимки и, прибыв в «Сириус», попал в команду по их разработке. Наша работа длилась 24 дня. Мы жили в кампусе и в 8 утра приезжали на автобусе в корпус для научной деятельности, где были лаборатории, материалы, приборы. В общем, все для того, чтобы наша работа была продуктивной. У нас было 4 учебные «пары» в день – 6 часов учебы с перерывами на еду. Слушали лекции преподавателей МИСиСа, работали в лабораториях и на станках.

- И все шесть команд изобретали новые материалы?

- Да. Кто-то делал материалы для защиты от ударов, кто-то – солнечный парус или бахилы из крахмала, а мы работали над материалами, невидимыми для локаторов. Вначале мы прослушали пару лекций, узнали, что раньше эта защита от радаров была похожа на множество пружинок, наклеенных на металлическую пластинку, но такая конструкция много весила и норовила отвалиться на лету. И мы в соответствии с заданной гипотезой придумали материал, который может менять частоту резонанса (резкое увеличение частоты колебаний. – Прим. ред.). Он поглощает электромагнитную волну и скрывает объект от любых типов локаторов. Можно привести очень отдаленное сравнение с фантастическим фильмом «Хищник», где инопланетный гость разными способами сканирует окружающее пространство, а земляне стараются укрыться.

- И что же это за чудо-материал?

- Металл. Пластинами из него можно покрывать и радары, и крылья, и кабину пилота. И он дешевле, чем черная краска для стелс-технологий, которая к тому же не может наноситься на самолетный радар, потому что заглушит его. Раньше этого достичь не удавалось.

- Вы хотите сказать, что шестеро школьников за 24 дня летней смены изобрели ноу-хау, которое способно коренным образом изменить расклад сил на любом театре военных действий? Но как?

- Да, за 24 дня. Есть две формулы, относящиеся к перемене частоты. И мы подумали, почему бы не установить конденсаторы переменной емкости, где емкость будет меняться переменой напряжения. Направление, в котором думать, нам задал куратор нашей группы.

- Может быть, он подбросил вам уже решенную задачу?

- Нет, Мы просмотрели все доступные ресурсы, в том числе на английском языке. Среди патентов тоже подобного не нашли.

- Получается, с вас шестерых надо теперь брать подписку о неразглашении и запирать в секретный научный институт.

- Зачем, лучше так продолжать работать. К тому же, как я говорил, мы опубликовали свои результаты в научном журнале. Хотя информация там отфильтрована.

- Можно сделать вывод, сама атмосфера образовательного центра «Сириус» способствует научным озарениям?

- Да, там есть все. Туда приезжают классные преподаватели из МГУ, МФТИ, других ведущих вузов страны. Там есть возможность отвлечься от учебы и поиграть в волейбол или просто погулять – в этом не ограничивают. Лично меня проведенная в «Сириусе» смена укрепила в намерении заниматься наукой, а именно - разработкой новых материалов.

- Где видите свое будущее?

- Если будет хорошая работа в России, я никуда не собираюсь уезжать. Хочу продолжить работать здесь на благо нашей страны.

БЛИЦ "МК"

- Любимая книга?

- Джордж Оруэлл, «1984». Стивен Хокинг, «Природа пространства и времени».

- Любимая музыка?

- Русский рок.

- Любимое место в Твери?

- Трёхсвятская улица.

КСТАТИ

Школьники Тверской области могут сделать первые шаги в решении реальных технологических и научных задач и подготовить проект для участия в конкурсе «Большие вызовы». В этом им поможет программа «Сириус. Лето: начни свой проект». Для участия в программе необходимо зарегистрироваться в программе до 31 августа 2021 года на сайте конкурса: siriusleto.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру