Memento mori: что скрывают старые кладбища в Твери

Memento mori: что скрывают старые кладбища в Твери
Фото: Мемориал «Волынский некрополь»

Каждый хоть раз в своей жизни бывал на кладбище. Как говорил Воланд в бессмертном произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»: « Да, человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что иногда он внезапно смертен». Ну, а в народе говорят проще, мол, все там будем. Однако, не многие знают, что кладбище - это не только место погребения людей и наше последнее пристанище, но и историко-культурный памятник. В Твери кладбищ хватает: есть как до сих пор действующие, где продолжаются захоронения, так и уже ставшие частью истории. Возьмем, к примеру, Волынский некрополь или кладбище Неопалимой купины. Кстати, это единственные старинные погосты города, сохранившие свою территорию практически в первоначальном виде. Как их история, так и сегодняшнее состояние достойны внимания горожан.

Появление Волынского некрополя

Это место для захоронений возникло в последней четверти 18-го века, в междуречье Соминки и Тверцы. Причиной стал указ Сената запретить погребение умерших «в городах при церквах, и об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях».

Волынское кладбище было важным местом для всех жителей слободы, где хоронили как представителей купеческих фамилий, чиновников и духовенство, так и простых крестьян. Но время не стоит на месте. Город постепенно рос, и с начала 19-го столетия некрополь стал местом прогулок и городским "mementomori". Если возвышенно выражаться, то местом не только прощания, но и встречи с умершими. На его территории появились склепы, а с юго-восточной части Волынского кладбища было построена часовня.

Уже в начале 20-го века оно использовалось для погребения репрессированных. Именно сюда свозились заключенные из Калининского НКВД и расстреливались на месте. После погост был окончательно заброшен до мая прошлого года, когда группа добровольцев во главе с Владимиром Пимоновым взялась за восстановление захоронений.

Фото: Мемориал «Волынский некрополь»

Новая жизнь кладбища

- Сначала я решил восстановить памятник мещанину Коропову. Люди обратили внимание на мою работу и стали постепенно присоединяться. До начала работ кладбище имело очень запущенное состояние - было много мусора, варварски раскопаны некоторые могилы. Не были обустроены пешеходные дорожки, отсутствовали скамейки, урны для мусора, освещение, - рассказывает Владимир о начале восстановления некрополя.

Добровольцами было решено восстановить территорию как зону для отдыха и одновременно мемориал, сохранив естественный природный ландшафт. А ровно год назад, с начала октября распоряжением правительства Тверской области была официально создана рабочая группа по восстановлению кладбища. Одним словом, инициативу поддержали на официальном уровне.

Неизвестное захоронение

Уже в конце октября добровольцам удалось найти и привести в порядок старую могилу в юго-восточной части кладбища. Здесь хоронили, в основном, в 30-е, реже в 40-е годы прошлого столетия. Сначала волонтеры предположили, что найденная могила может быть датирована не позднее 1938 года, но на кресте была повязана георгиевская ленточка. Это навело всех на мысль, что найдено захоронение участника ВОВ и, возможно, кто-то время от времени может посещать его.

Установить личность покойной помогла Тамара Зорикова, которая, действительно, пришла на кладбище. Оказалось, что это могила ее родной тети – Фаины Жбановой. В начале 1942 года она ушла добровольцем на фронт в возрасте 20 лет, специально обучившись для этого сестринскому делу.

Девушка вывозила раненых в тыл под Ржевом. Все медсестры проживали в неотапливаемых дощатых вагонах. Уже в октябре она смертельно простудилась, когда была вынуждена прятаться в течение трех дней в болоте, вытаскивая раненых. После этого девушка попала в госпиталь, где была признана негодной к военной службе. А чуть позже скончалась. Так как Фаина была военнообязанная, ее разрешили похоронить на уже не действовавшем Волынском кладбище.

Вот такая история. А сколько еще тайн и сюрпризов таит некрополь? И, ведь, по большому счету, это история нашего областного центра, людей, которые в нем жили. Верой и правдой служивших родному городу и умиравших за него в военные времена.

Фото: Мемориал «Волынский некрополь»

Могилы Арефьевых

На очередном субботнике добровольцев ждало несколько неожиданное для них захоронение. Расчищая территорию от мусора, сухих веток и высокой травы, они обнаружили поваленный и вросший в землю памятник Ивана Арефьева. Человека, управлявшего нашим городом два столетия назад. Он происходил из старинной тверской купеческой семьи, а в 1811-1812 годах был главой городского самоуправления - доверенным лицом горожан, представлявшим их интересы перед государством во времена Российской империи. Вот такие имена стали возникать из небытия.

Кстати, там же рядышком был обнаружен и пирамидальный обелиск тверского купца, потомственного почётного гражданина Михаила Арефьева. Уже через месяц на памятнике восстановили все надписи, и он приобрел надлежащий приличный вид. К слову, узнать его очень просто. Несмотря на то, что Волынский белокаменный некрополь 19-го века изобиловал пирамидальными обелисками, памятник Михаилу Арефьеву - единственная сохранившаяся на Волынском погосте пирамида.

Кладбище Неопалимой купины

Ну, а теперь, давайте, поговорим о втором кладбище, упомянутом в начале публикации. Первые захоронения на территории погоста появились в 1771 году, а через 60 лет рядом с ними появилось и холерное кладбище. Через 10 лет после его появления была построена деревянная церковь в честь Неопалимыя иконы Пресвятой Богородицы.

Этот храм особенно знаменит тем, что в нём служили причисленные к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских Николай Маслов, Илья Громогласов, Илья Бенеманский и архиепископ Фаддей Успенский. Владыка Фаддей особенно любил Неопалимовскую церковь, потому что она напоминала владыке родные места на Нижегородчине.

Храм опустел в 1937 году, когда последние его служители были арестованы. Владыка Фаддей принял мученическую кончину 31 декабря 1937 года в здании тюрьмы НКВД, располагавшейся на месте нынешнего следственного изолятора на площади Гагарина. 2 января 1938 года сотрудники НКВД перевезли его тело на санках по льду через Волгу и похоронили на краю Неопалимовского кладбища - вблизи от его последнего места служения.

В советское время кладбище было заброшено и пришло в полное запустение. Кстати, существует неподтверждённая информация, что ещё в 1970-е годы здесь можно было найти могилу поэта Аполлона Коринфского, умершего в 1937 году. Но сейчас эта захоронение потеряно. Сам же храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был разрушен. Точная дата его утраты неизвестна, однако сохранился холм с остатками фундамента здания. Вот такая печальная история.

Восстановление церкви

Пора перейти ближе к дням сегодняшним. Мощи архиепископа Фаддея были обретены в 1993 году благодаря усилиям архимандрита Дамаскина (Орловского), занимавшегося исследованием жизни и подвига новомучеников. Он разыскал и опросил жителей Твери, которые лично знали архиепископа Фаддея. Выяснилось, что работники НКВД похоронили архиепископа без гроба, но почитатели святого вскрыли могилу и перезахоронили его в наскоро сколоченном гробу в другом месте. Это существенно затруднило поиски места захоронения.

А в 2014 году группа добровольцев очистила от мусора холм, на котором стоял храм, и прилегающую территорию. В том же году на этом месте был установлен поклонный крест. Через два года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора началось строительство деревянного храма в честь священномученика Фаддея на месте, где он был похоронен.

Фото: Мемориал «Волынский некрополь»

Современная территория кладбища находится в конце улицы Кропоткина, рядом с Восточным мостом. К сожалению, на сам памятник культуры пока не обращают внимания. Впрочем, уже идет речь как о благоустройстве территории и пустыря, так и самого кладбища – здесь планируют сделать парк. Проект разработал десятиклассник Алексей Гричик, живущий в районе Затверечья. Также в планах есть и создание специальных мест для отдыха около новой церкви, посвящённой архиепискому Фаддею. Кстати, рядом с ней энтузиасты из вело-клуба уже пять лет постепенно выращивают дубовую рощу. Концепция парка была рассмотрена лично губернатором Игорем Руденей, и уже запланирован запуск работ для воплощения проекта. Все правильно, историю нашего города, пусть и постепенно, надо возвращать из небытия.

Мнение эксперта

К слову, очень многие привыкли считать кладбище местом, которое не предназначено для прогулок. Насколько это мнение имеет место быть в современных реалиях, нам рассказал председатель ТРОО «Центр развития территорий «Волость» Александр Дылевский.

- Безусловно, старые мемориальные кладбища – это общественное пространство, которое можно и нужно интегрировать в городскую среду. Если говорить о сохранившихся старых захоронениях, то у них неповторимая атмосфера, они напрямую связаны с историей города. В них, безусловно, есть исторический контекст, а значит должны быть и, так сказать, его потребители – жители и гости города, - поделился своим мнением Александр Дылевский. - Посмотреть на могилу известного человека – это нормальная европейская традиция, в которой кладбища являются обычными прогулочными и экскурсионными зонами. Здесь нет, и не может быть кощунства, если человек ведет себя соответственно этическим правилам поведения на территории. Неважно действующее это кладбище или уже закрытое мемориальное пространство, но оно должно быть интегрировано в город. Захоронения, выброшенные за его территорию по причине, например, запущенности или из-за того, что они действующие, не сильно коррелируется с современной жизнью. Все зависит от концепции интеграции пространства.

И еще, замечу, что само Волынское кладбище, безусловно, уникально. То, что сейчас там началось общественное движение по поднятию и восстановлению старинных надгробий – это уже явление. А если оно помещено в контекст необычного и интересного места, городу обязательно нужно использовать это как кластер.

Что касается кладбища Неопалимой купины, то все намного сложнее. На нем практически ничего не сохранилось, есть только отдельные надгробия. Но контекст его истории не менее важен. Ведь это место старого храма Неопалимой купины, там захоронен священномученик Фаддей, есть уже построенный новый храм и в планах предполагаемая большая общественная территория. Все может быть использовано вдумчиво и с умом, тогда город обогатится новыми общественными пространствами.

***

Вот так! Эксперт, конечно, прав, как и европейцы, на которых он ссылается. Обе территории захоронений возникли примерно в одно время, но каждое имеет свою уникальную историю. Будем надеяться, что кладбище Неопалимой купины и Волынский некрополь будут успешно восстановлены и станут местами частого посещения для жителей и гостей города. Ведь это история нашего города, к которой нужно относиться крайне бережно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру