Празднование 4 ноября как Дня народного единства в России насчитывает уже шестнадцать лет и становится более или менее привычным.
Официальная дата его начала – 29 декабря 2004 года, это дата принятия федерального закона о новом государственном празднике в современной России. Но, разумеется, у этого праздника обширная предыстория, в которой немало исторических коллизий.
Мы – страна с довольно-таки путаным календарем. Если пытаться строго совместить даты по европейскому летоисчислению (григорианскому календарю, кстати, в начале XVII века и для Европы еще довольно новому), то получится, действительно, что именно 4 ноября по этому календарю, которым сейчас пользуется большинство цивилизованного мира, и случилось освобождение Москвы в 1612 году. Так-то это случилось по русскому календарю 24-25 октября 1612-го, вернее, для большинства тогда 7121 года «от сотворения мира», однако и дата от Рождества Христова была книжным людям понятна. И тут нужно помнить, что в тот период разница между календарем юлианским, принятым в России до 1918 года, и григорианским составляла не 13 дней, как теперь, а только 10, так что 25 октября по юлианскому календарю, когда ополчение Минина и Пожарского торжественно вступило в освобожденный Московский Кремль, может быть соотнесено не с нынешним 7 ноября, а с тогдашним григорианским 4 ноября.
Изгнание врагов
Это если нам принципиально важно иметь какую-то астрономически сравнительно точную зацепку данного события. Историки могут спорить достаточно долго, справедливо ли эта дата остановлена на 4-м числе последнего осеннего месяца или эти три дня нужно еще сдвинуть, – у таких вопросов нет однозначного ответа. Освобождение Москвы - событие, которое уже современники оценивали скорее как символическое. Внешне оно еще ничего не решало. Это был крупный военный успех второго ополчения, но столица Русского царства лежала в руинах, царь Василий Шуйский был пострижен в монахи и увезен в Польшу (где он и скончался), династия московских Рюриковичей прервалась, и предстояли еще трудные выборы нового государя. Продолжалась гражданская война, контроль над территорией страны у правительства Минина и Пожарского был достаточно эфемерный. Предстояло уладить открытые военные конфликты с Польшей и Швецией, вести которые разоренная страна уже не могла. Поэтому сказать, что прямо вот тут закончилось Смутное время, конечно, нельзя. Но, как в болезни бывает момент не очень заметного сразу внешне, ощутимого только больному кризиса, так и взятие Москвы знаменовало такой перелом в болезни государства, в котором оно находилось уже как минимум восемь, а как максимум – более двадцати лет, с гибели несчастного царевича Димитрия в Угличе в 1591 году.
Святая икона
Освобождение Москвы как событие почитали само по себе. Но, кроме того, в дату 22 октября было вписано празднование иконы Казанской Божией Матери, с которой ополчение шло на Москву. Казанская была не единственной святыней, сопровождавшей русские войска, однако в тот момент это был любимый и самый ближайший по времени явления образ, зримо показывавший русским людям, что небесный покров Богоматери над Русским царством продолжается. Раз являются новые иконы, значит, не все потеряно. Не очень ясно, почему был выбран именно день 22 октября, а не 24-е или 25-е. Историки склоняются к тому, что в данном случае инициатива принадлежала государю Алексею Михайловичу в 1649 году, у которого в этот день, 22 октября, родился первенец Димитрий (проживший всего год). Тем не менее государь успел отметить этот день как государственный праздник, соотнеся его заодно с хорошо памятными тогда многим событиями Смутного времени. 22 октября 1612 года – дата непустая. В этот день состоялся штурм Китай-города, решивший сражение за Москву.
Новорожденный царевич в 1649 году был крещен накануне Димитриева дня, старинного и важнейшего осеннего праздника (8 ноября по новому стилю, 26 октября по старому).
День святого Димитрия когда-то был едва ли не главнейшим осенним праздничным днем – особенно применительно к княжеским семьям времен Рюриковичей. Например, Димитрием был наречен в крещении великий князь Всеволод Большое Гнездо, от которого у нас фактически пошли все княжеские династии Северо-Восточной Руси XIII-XV веков. Икон и храмов в честь этого святого появилось много, имя Димитрий давалось многим княжеским детям.
Про Дмитрия Донского знают, наверное, все. И, наверное, многие читали или слышали, что именно он был инициатором установления Димитриевской Родительской субботы (поминальной субботы накануне 8 ноября). Привязка этого события к Куликовской битве 1380 года – легенда. Кроме нас эту субботу празднуют и другие славянские православные (и католические!) церкви, которые, понятно, не имеют никакого отношения к событиям русской истории. Димитриевская суббота праздновалась, однако, уже в XIV-XV веках, а то и раньше. Так что новый праздник Казанской иконы пришелся на дни, очень важные и давно отмеченные в народном земледельческом календаре.
Это уже давно один из рубежных дней в народном календаре, своего рода «зимоуказатель» и отчасти указатель будущего года:
«Матушка Казанская спросит хворосту вязанку» (от этого дня наступают настоящие холода).
«Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет».
Считалось, что если в этот день нет дождя (переходящего в снег), будущий год будет плохим и неурожайным. Не было принято пускаться в этот день в дорогу («поедешь на колесах, а приедешь на полозьях»), и благочестиво – не работать женщинам («Казанская», и летняя, и зимняя, – «бабья заступница»). В эти дни, как правило, завершались все полевые работы, теперь до весны оставался только домашний труд. При этом запасы еще ни у кого не подходили к концу («на Казанскую и у вороны копна»). Поэтому в этот день часто устраивались свадьбы – гостей можно было широко и хлебосольно принять даже бедному хозяину.
Нельзя сказать, что праздник Казанской иконы людьми того времени не соотносился с историей Смутного времени. Конечно, об этом помнили, не вдаваясь в подробности, что и какого числа было на самом деле. Примерно семьдесят лет, пока окончательно не ушло из жизни поколение, видевшее «конечную погибель» Московского царства и его чудесное избавление, люди не забывали поставить свечу перед этой иконой, заступницей русского воинства. По всей стране основывались храмы, например Казанский собор на Красной площади в Москве, Казанский монастырь в Ярославле и другие. За XVII век почитание Казанской иконы невероятно выросло на огромной территории Руси, чего, конечно, одними указами государей о почитании новой святыни достичь было бы невозможно.
Почитали Казанскую и позже, в синодальный период и в советский. Многочисленные церковные легенды о явлении Казанской иконы в дни Великой Отечественной войны – тому подтверждение. К сожалению, самая первая Казанская икона пропала еще до революции 1917 года. Но сохранились ее многочисленные и очень ранние списки, которые можно встретить в разных храмах.
Как правило, каждый год в новой России Дню народного единства соответствуют какие-то общественные мероприятия. К сожалению, в нынешний ковидный год они невозможны, но стоит отметить как событие 2021 года восстановление в Казани Казанского собора на том месте, где и была обретена изначально Казанская икона Богоматери. Событие прозвучало очень заметно в российском масштабе. Ну а в Твери есть свой Казанский храм в поселке Власьево (прежде пригородном селе), тоже очень примечательный: он был в конце советского периода первым храмом в городе, открытым для богослужений в 1989 году.
И по традиции (уже новой, современной, но насчитывающей не один год), проходит крестный ход с Казанской иконой из старинной Волынской церкви в Твери по городу. С молитвой о помощи Божией всей тверской земле.
Битвы на земле тверской
Тверская земля стала ареной судьбоносных битв Смуты. Города крепости видели под своими стенами врагов, их окутывал пороховой дым, а воздух пронзали крики воинов. Особое внимание обратим на Торопец, где русское ополчение впервые одержало победу над интервентами.
Окрестности города подверглись разорению еще в 1580-х годах. В Смуту Торопец выдержал несколько осад (в 1609, 1610, 1613, 1617 годах), но крепость так и не была взята поляками. В 1609 году в мае под Торопцем у села Каменка произошло одно из важных сражений похода на Москву Скопина-Шуйского. Первая победа над польско-литовскими войсками.
Да-да, этот факт хорошо известен историкам, но, увы, не широкой публике – первая победа русских войск над польскими интервентами, с которой и началось освобождение страны, была одержана в битве под Торопцем. Или, как ее еще называют, в битве под Каменкой.
Великая сеча произошла 15 (25) мая 1609 года. Все началось с того, что князь Михаил Скопин-Шуйский в Новгороде договорился о союзнических отношениях со шведами. Князь собрал войско и отправился с ним на север, под Новгородом русско-шведские отряды перешли в наступление. Отряд под руководством Федора Чулкова и шведа Горна подступили к Торопцу, занятому интервентами. Гусары и казаки Кернозицкого были застигнуты врасплох и разгромлены у села Каменка. Остатки отряда пытались укрыться в Троице-Небином монастыре, но были оттуда выбиты.
После этой первой победы пошла цепная реакция: русские северо-западные города, вдохновленные Торопцем, один за другим начали “откладываться” от Лжедмитрия II (Тушинского вора). Сейчас на месте битвы установлен памятный знак, регулярно проходят исторические реконструкции.
Ещё одна важная страница истории – “Торопецкое осадное сиденье” – героическая оборона города от поляков.
Один из людей, внесших огромный вклад в освобождение страны от польско-литовских интервентов – Василий Иванович Туренин-Жар, князь, стольник и воевода. Он активно участвовал в низложении Василия Шуйского и в возведении на царство Михаила Федоровича Романова. Его подпись стоит на грамоте избрания Михаила царем. На его счету много военных побед, известно, что за них он был пожалован, помимо прочего, серебряным с позолотой кубком. Но историки полагают, что кубок был вручен князю за вполне конкретный подвиг – за “Торопецкое осадное сиденье”.
Дело было в 1613 году, а князь в этот момент был торопецким воеводой. Многострадальный пограничный город Торопец, который постоянно захватывали, жгли и осаждали, на сей раз был атакован польскими войсками великого старосты Александр Корвина Гонсевского. Это был завершающий этап Смуты, когда Михаил Романов уже был избран на царство, а польско-литовские войска оттеснены к границе. Торопец находился в осаде с февраля до лета, после чего Гонсевский снял осаду. Город находился в бедственном положении, и многие его защитники получили награды в виде наделов, освобождения от пошлин, денежные оклады. Ну а воевода Туренин, возвратясь в Москву, “за Торопецкую службу и за осадное сиденье” получил кубок и шубу. Это, кстати, было второе жалованье шубы царем – первая до этого досталась Михаилу Бутурлину за “взятие Белой”.
Торжок. Здесь произошло сражение в июне 1609 года между войсками Скопина-Шуйского и войсками «тушинского вора», панов Кернозицкого и Зборовского. Город сильно пострадал, но кремль не был захвачен тушинцами. Еще раз город был осажден в 1617 году. В одну из этих осад была убита вся братия Борисоглебского монастыря с архимандритом Константином.