Поклонники Мельпомены, которые посещают наш Театр драмы, наверняка открыли для себя новое имя. Александр Крайнов уже год выходит на сцену, за плечами есть заметные и большие роли. Удивительно, но ни одно большое интервью у актера не взяли. Я решил восполнить этот пробел, потому как видел Крайнова практически во всех спектаклях, в которых он был занят.
Эдуард в «Весах» Гришковца, Василий Иванович III, великий князь московский в «Невольниках» Рогова и Артамонова, на мой взгляд, конечно, особенно удались. Но встречался я с актером не для того, чтобы узнать, как он вживался в роль, трудно ли было и.т.д. Интереснее было, что думает актер о театре. Так сказать, взгляд изнутри. Когда же я узнал, что пошел он в актеры в конце девяностых, когда отечественное кино было в полнейшем упадке, как и театр, стало интересно, почему именно в такой момент?
С этого и началась наша беседа.
- Александр, вопрос не праздный. Вы пошли в актеры, когда многие звезды таксовали, подрабатывали ночными сторожами, и даже становились челноками. Театры превращались в казино и автосалоны. Тот ореол, который был вокруг актеров в советские годы, практически погас. Да и перспектив особых не видно было, страна бы не развалилась. Или вы из семьи актеров?
- Нет. Я родился и вырос в Казани в семье филолога и музыканта. Мой дед был героем России. Казаком. Танкистом он прошел всю войну, дошел почти до Берлина, после еще два года служил в Японии. По профессии он был директором школы, преподавал русский язык и литературу. Одна из бабушек была филологом. Другая – биологом. В детстве я думал, что моя жизнь будет связана с изучением природы, растений, животных… Так что театр – стечение обстоятельств. Однажды я заглянул в наш школьный театр. На время репетиций нас освобождали от уроков, и вот так я втянулся, заболел театром. По мнению преподавателя, у меня стало получаться, и он порекомендовал поступать в Казанское театральное училище.
Поступил, надо сказать со скрипом. Но опять же, что-то во мне заметили, приняли. А на последнем курсе взяли в Казанский Драмтеатр: нужны были «танцующие штаны» на сцене. Это сродни «кушать подано», только без слов. Время действительно было тяжелое для всех театров, но в наш все-таки ходили, пусть и не толпы. Однако мысли о том, что я не на своем месте, посетили меня. Я засобирался из театра. Старшие товарищи удержали, сказав, что через такие мысли рано или поздно, проходят все. Нужно это просто пережить. И я пережил.
- То есть в профессию вы попали случайно, не успев даже сформировать свои мечты о славе?
- Знаете, как у самураев? У них нет цели, только путь.
- А мотивация, для того, чтобы следовать по этому пути? Женщины, деньги, машины, квартиры, слава?
- Скорее, это общечеловеческие желания, а не именно актерские. Об этом я не думал. То, что я получаю на сцене как актер, не сравнимо с материальными ценностями. Энергетика зала! Сцена ведь действительно магическое место. Я выходил играть с ужасными болями в спине, а через мгновение забывал о них. Однажды лишь дома обнаружил на спине запекшуюся кровь, вероятно, я неудачно задел что-то за сценой, но ни во время спектакля, ни после него, ничего не почувствовал.
- При сегодняшних зарплатах актеров театра сложно мечтать о материальном?
- Действительно сейчас многие актеры озабочены подработкой. Так вот, знаменитый режиссер Николай Коляда, понимая это, все время пытается поднять зарплаты своим актерам, так как уверен, что, если актер на корпоративе скакал Винни Пухом, на сцене после этого он уже сыграть Гамлета не сможет. И он прав. Другое дело – кино. Оно держит в тонусе, заставляет проверять себя. Я очень благодарен за совместную фильмографию таким режиссерам, как: Сергею Быстрицкому, Павлу Дроздову, Юсупу Разыкову…
Сейчас чаще снимаюсь в сериалах. Правда, не всегда качество новых сериалов высокое. Тексты, порой, приходится переписывать самим актерам буквально в кадре. Сразу расскажу забавный случай. Меня пригласили на роль в фильм, в котором я в кадре вместе с Яном Цапником. Звезда многих сериалов, любимый страной актер. Так вот о приглашении я узнал практически в день съемок. Причем находился в другом городе. Успел, примчался на площадку, а мне через пять минут в кадр. Беру текст и ничего не понимаю. Там какой-то тарабарский язык, только буквы русские. Подходит ко мне Цапник: «Александр, вы готовы? Может сделаем прогон сцены?» А я не знаю, что ответить. В этот момент режиссер говорит: «Саша, я ничего в этом тексте не понимаю, давай импровизируй от себя». Цапник взял мой текст, пробежал взглядом и только затылок почесал.
- Это был единственный курьезный случай?
- Меня пригласили в картину «Бык». Фильм о лихих девяностых. Я играл бандита в наколках. Кстати, в одной из сцен, меня предупредили, что нужно было сниматься голым. У меня принцип: если это оправдано, то согласен. Прочитал сценарий, все нормально. Грим был сложный, наносили частями, так что, когда делали перерыв, я выходил покурить. И чем больше на мне появлялось уголовной символики, тем, к моему ужасу, со мной говорили почтительнее: предлагали закурить, кофе... «Ребята, зачем вам это преклонение? Неужели вы не понимаете?» - в какой-то момент возмутился я.
- А как вам живется в нашем Театре драмы?
- Комфортно. Мне очень хочется, чтобы этот театр стал для меня не только фундаментом и базой, но и родным домом на всю жизнь. В моей жизни были этапы служения Кимрскому театру драмы и комедии, Тверскому ТЮЗу, за что я очень благодарен. Но они закончены. В Тверской театр драмы я пришел, и наверно, как и все новые актеры, сначала поздоровался со сценой. Сцена меня приняла, спасибо ей за это.
- Вам есть с чем и с кем сравнивать? Вы играли в кино со звездами? Есть чему поучиться у наших актеров?
- Вообще, со многими известными актерами приходилось выходить на одну площадку. Пореченков, Хабенский, Ардова. Всех уже и не вспомню.
Сразу скажу, что для меня слово звезда – это не про известность, манеры, высокомерие, преклонение. Это про ответственность перед обществом. Если ты известен, то можешь привлечь внимание к значимым проблемам. Я очень уважаю актеров, у которых нет звездности в общепринятом понимании.
Отличный пример– Андрей Мерзликин, он занимается благотворительностью, очень скромный и вдумчивый актер. С ним мы снимались у Павла Дроздова в фильме «Прощаться не будем». Холод, снег, мокро. Один популярный актер картины после каждой сцены требовал сменить ему обувь, уходил в гримерку греться. Многим это не нравилось, хотя это обычное человеческое желание. А вот Мерзликин готов был работать, пока работают все. И в этом он настоящий, хотя известности ему не занимать. Но он всегда внимательно выслушивал режиссера, «копался» в роли, искал суть. Если с чем-то был категорически не согласен, пытался объяснить, деликатно разобраться. В жизни он очень скромный и простой. Никакой звездности! Такой же прекрасный пример звезды – Анна Ардова, Константин Хабенский...
В Тверском театре драмы тоже есть с кого брать пример, есть чему поучиться. Для меня таким человеком стал заслуженный артист России Андрей Журавлев. В нашем театре сохранилась настоящая актерская школа, и он один из ее представителей.
Мы работали вместе в спектакле «Весы». Шла репетиция финала. Два монолога. Это всегда сложно, и режиссер Александр Павлишин пока не одобрил нам этот эпизод. И вдруг Андрей Евгеньевич начал говорить в зал, хотя вроде бы слова его героя были адресованы мне. Всё! Наши откровения сцепились, и попали в точку. Режиссер прокричал: «Саша, ты видишь!». Мне очень нравится наблюдать за актерами старой школы в работе. Многому можно научиться, и я учусь. В сериалах этого нет. На съемки часто приходит масса «одинаковых» людей, неся с собой типажи из сериала в сериал. И не всегда понимаешь, а снимался ты с ними уже, или нет.
- Так что театр для вас, отдушина? А мыслей уйти из театра больше не появлялось?
- Театр действительно отдушина. И не только для меня. Об этом говорят многие актеры. Театр – храм, дом. Очень важно для меня то, что мой сын мечтает быть как папа. Значит, я выбрал правильный путь.
- Мечтаете об амбициозных ролях? Сыграть своего Гамлета?
- Конечно, я еще не сыграл всего, чего хотелось бы. Я жду новых ролей, и они найдут меня. И уверен, что в этом и есть соль профессии: сам процесс этого поиска, ожидания, разбора – это и есть главное в пути актера.
…Несмотря на пандемию, театр ожил, произошла «зачистка» по мастерству. Проводится масса фестивалей, конкурсов, появляются новые драматурги. Думаю, что всплески интереса к театру просто неизбежны. И в России еще состоится театральный взрыв.