Врач-педиатр из Твери собрала экспозицию, достойную большого музея

Коллекция коллекций

Врач-педиатр из Твери собрала экспозицию, достойную большого музея
Фото: Личный архив героя публикации

Наши постоянные читатели уже заметили, что еженедельник «МК в Твери» запустил проект, в котором рассказывает о необычных коллекциях, собранных жителями Тверской области. Редкие валдайские колокольчики, самобытный фаянс Конаковского завода, даже ископаемые трилобиты и зубы шерстистых носорогов, чего только не встретишь в этих коллекциях. Каждая отражает неповторимый внутренний мир своего собирателя и определенный исторический период, рассказывает нам о жизни людей, их вкусах, пристрастиях, привычках. В сегодняшнем выпуске мы решили развить эту концепцию и написали про… коллекцию коллекций. Речь не про музейную экспозицию, как сперва может показаться, а о личном собрании отдельно взятого человека. Наша героиня - врач-педиатр Татьяна Лисина - всю жизнь собирает редкие вещи. Изучив одно направление, отыскав редкости и диковинки, она переключается на другое. Очень многое есть в ее коллекции, коробки буквально ломятся артефактами разных эпох, при этом Татьяна уверена: конца работе еще не видно. Ее заветная мечта – организовать большую выставку, привлечь единомышленников и открыть в Твери музей коллекций.

- Татьяна, что вас вдохновляет, что вы собираете сейчас и какие у вас планы?

- У меня есть цель - открыть музей частных коллекций, но не дорогих редких предметов, а на уровне того, что есть в каждой семье. Начиная с детства, проследить, как постепенно, уже в зрелом возрасте, что-то меняется в предпочтениях человека, чем люди жили раньше и что окружает их сегодня. При этом совсем не обязательно, чтобы сами экспонаты лежали прямо тут под стеклом. Хотелось бы рассказать о коллекциях известных людей нашей страны и других государств, например о самой большой коллекции клоунов жительницы Англии. Ведь все мы в детстве играли в куклы, это часть нашей жизни. Казалось бы, вот обычные вещи, и мы даже не обращаем на них внимания, но в них говорит эпоха. У меня есть почти все на таком уровне, начиная с фантиков, марок, спичечных этикеток. Есть вымпелы, деньги, брелоки, коллекция игрушечных клоунов, самовары, подстаканники, декоративные фигурки людей и животных, посуда и многое другое.

- Вы увлеклись коллекционированием еще в детстве?

- Не совсем. У меня есть очень большая коллекция открыток, вот их я собирала с детства. Значительную часть коллекции собрала уже будучи взрослой. Есть российские открытки, есть фотооткрытки, рисованые, царского времени, советские. Это очень интересная тема, я сама изучала, как делали первые советские открытки, как они выглядели. Меня увлекла такая тема, где на открытках был год, например, 1919, 1913 и т.д. У меня собраны открытки с 1899-го, с небольшим перерывом на войну, и почти все до сегодняшнего дня. Можно посмотреть, как открытка выглядела в 1912 году и как она выглядела в 2012-м, через 100 лет.

Если возвращаться к истокам увлечения, то после открыток начала собирать спичечные этикетки. Эти коллекции у меня сохранились, они мне особенно дороги. А уже когда выросла, увлечение возродилось, чуть ли не по случайности. Хотя, наверно, оно всегда было во мне. Моя приятельница собирала фарфор, я ей помогала, а потом и у меня как-то сама собой появилась коллекция. Потом переключилась на другие направления. Так, одно за другим, набралось очень много вещей, и года три назад возникло желание сделать такой музей.

Фото: Личный архив героя публикации

- Коллекционирование – процесс достаточно кропотливый. Нужно как-то выискивать экспонат, специально охотиться за ним?

- Да. По каждому направлению я провожу изыскание, расспрашиваю людей, читаю. Это нужно не только для того, чтобы добыть какой-то конкретный предмет, это в первую очередь очень интересно, ведь узнав историю вещи, начинаешь особенно ее ценить, вокруг нее появляется целый мир.

Вот, например, конаковский фаянс. Когда Кузнецов открывал свои заводы, туда набирались крестьяне и в основном такие, которые рисовать не умели. Сначала это воспринималось не очень благосклонно, а потом стало настоящим стилем, который узнавали даже за границей. Такой характерный широкий мазок с оттяжкой ведется еще с кузнецовских времен. Почитаешь, поинтересуешься, купишь чашку с таким рисунком XVIII века, потом XIX, потом XX, потом XXI. Я интересовалась каждой темой. Если это фантики, то интересовалась, когда появились конфеты, где продавались, сколько стоили. А еще мне всегда было приятно кому-то что-то интересное рассказать, какие-то необычные факты. Вот вы знаете, что в начале XX века были бумажные деньги – мотыльки. Это такие маленькие марки. Когда ими расплачивались, они часто разлетались, и в народе их прозвали мотыльками.

- Но мы привыкли, что старые деньги – это такие большие ассигнации, огромные листы.

- А «мотыльки» маленькие и поэтому особенно примечательные. Но, конечно, у меня есть и большие ассигнации. Деньги - это отдельная тема, очень интересная, недаром в мире столько нумизматов. А я вот на чем-то одном не могу остановиться, все время увлекаюсь новым. Например, у меня есть коллекция «Молочники». Молочник – это такой маленький кувшинчик для молока в чайном сервизе. Еще его называют сливочник. Для начала смотришь, у кого такая коллекция есть в России. Есть один актер, который собирает только белые молочники. Еще один писатель в Москве собирает, хотя, казалось бы, это специфическое направление. У меня была идея рассказать о коллекциях молочников и немного показать, как это выглядит вживую.

Фото: Личный архив героя публикации

- А когда коллекцию можно считать состоявшейся, когда ее можно показывать публике?

- Это очень неоднозначное решение – признать коллекцию состоявшейся. Для меня дорог каждый предмет, и даже если удалось собрать всего несколько вещиц, для меня это уже коллекция, пусть и небольшая. А вот чтобы показывать широкой публике… Тут, конечно, никогда не удовлетворишься наличными экспонатами. Когда я готовилась открыть музей, проинспектировала все что есть и стремилась дополнить каждое направление, что-то разыскать, докупить. Например, решила, что у меня не очень хорошая подборка кукол, докупила советских кукол. Это все изучается, рассматривается, покупается на аукционах. Но пока вот ковид отбил желание и возможность начинать организацию такого масштабного мероприятия, как создание музея. Но я еще не отказалась от этой идеи. Его можно открыть в Твери или в каком-то районном городе. Пока ищу единомышленников. Сейчас у меня все сложено в коробки, а на виду стоит не так много вещей. В основном храню свои коллекции на шкафах, в комнате, на лоджии. Можно посмотреть мои коллекции в ВКонтаке, я распаковывала коробки, фотографировала и кое-что выставила у себя на странице.

Фото: Личный архив героя публикации

- Вам попадались люди, которые коллекционируют что-то, на ваш взгляд, очень необычное, что-то такое, о чем бы никогда не подумали, что это вообще можно коллекционировать?

- Лично мне такие не попадались, но в Интернете всякое найти можно. Вообще, настоящий коллекционер не удивится, увидев какие-то редкие или необычные вещи, потому что понимает, как это может быть захватывающе. Вопрос в том, как вы смотрите на процесс, что от него получаете, какие смыслы видите за предметами. Например, у меня есть коллекции игрушек из киндер-сюрпризов и игрушки из Макдональдса – это уже от внуков досталось. Я их немного подправила, добавила какую-то мелочь, стало интересно. А кто-то на такие фигурки смотрит снисходительно и как бы свысока. Но это тоже коллекция, и для моих внуков эти игрушки очень ценны, пожалуй, для взрослого человека мало найдется вещей, к которым бы были такие же теплые чувства, как у детей к их коллекциям из «киндеров». Это тоже часть жизни, примета эпохи. А моей коллекции они добавили разнообразие и особое очарование. Но чего-то очень экзотического у меня нет. Знаю, например, что люди даже песок с пляжей коллекционируют в баночках, но это уже все из Интернета, у меня такого нет.

- Как вам удается совмещать свое увлечение с работой? Ведь у медиков очень высокая нагрузка, неужели остаются силы и время?

- Знаете, когда дети вырастают (а у меня их трое), они немножко разбегаются и освобождается время. Вечерами надо его чем-то занимать, переключить мысли, а если найдешь единомышленников, то втягиваешься еще больше, общаешься с людьми. Вместе с музеем хорошо бы создать клуб коллекционеров, люди могли бы встретиться, поговорить. В Интернете, конечно, все хорошо видно, но картинки не заменят живого общения, ощущения, что прикасаешься к истории.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру