Когда земля отдает сокровища: реально ли найти клад в тверском крае

Когда земля отдает сокровища: реально ли найти клад в тверском крае
Фото из личного архива Алексея Минько

Очень многие мальчишки мечтали в детстве найти клад, запоем перечитывая книгу «Остров сокровищ». Те же, кто всерьез заинтересовался этой темой, в школе испытывали особый интерес к истории, даже ходили в краеведческий музей, чтобы изучить быт, нравы и ремесла своих предков. Ну а если идея запала в душу, то она так и пройдет с тобой через всю жизнь. Многие, уже став взрослыми, все же решают испытать судьбу, да и просто развеяться от рабочей рутины, и берут в руки металлоискатель.

Ищем и находим

«Они теряли и прятали – мы ищем и находим» - таков девиз тверских кладоискателей. И у каждого своя особенная страсть. Лучше всех, пожалуй, устроились так называемые «пляжники». Они очищают пляжи от металлического мусора, а найденные при этом золотые сережки и кулоны - их главная добыча. А кому-то, например, интересно раскапывать старинные бутылки и коллекционировать их. Но, безусловно, самыми информативными археологическими находками считаются монеты. Человек во все времена носил при себе деньги, поэтому обнаружить древние монеты с помощью металлоискателя можно практически везде. Достаточно прогуляться по берегу реки, полю или старой лесной дороге.

Корреспонденту «МК в Твери» удалось побеседовать с кладоискателем Алексеем Минько у него в офисе, который, пусть и неформально, объединяет сотни людей с таким необычным хобби. Мнение, что клады ищут только пираты, давно устарело. С его слов, с появлением профессионального оборудования заядлых «копателей» - целая армия. Объединяет их в первую очередь, конечно же, азарт, интерес к истории, ну и, пожалуй, любовь к природе. Тем более что каждый мечтал найти клад, просто со временем мы стали вспоминать лишь семейные предания о зарытых сокровищах или запрятанной заначке в прошлом.

Фото из личного архива Алексея Минько

Люди, драконы, птицы

Личная страсть Алексея – это монеты, которые были до Петра I. Все, что касается тверского удела (особенно XV век), домонгольщина и период монгольского нашествия. Гостеприимный хозяин демонстрирует свои сокровища. В допетровские времена Тверское княжество делилось на несколько уделов (Городецкий, Кашинский, Микулинский), в каждом из которых чеканились собственные монеты. На них отчетливо проглядываются изображения людей, драконов, птиц.

Достоинство каждой - серебряная деньга. В свое время на нее можно было купить пару зайцев или куриц. А вот на одной из них изображено предостережение для фальшивомонетчиков, за такое преступление злоумышленнику кипящее олово в рот вливали. Сурово, но, возможно, справедливо.

Апартаменты Алексея чем-то напоминают музей. Здесь как экспонаты давно минувших дней, так и предметы из прошлого века. Тут же каталоги и журналы. Они помогут определить, что непонятный кусочек проволоки – это литая гривна, которой более тысячи лет. А вот волкобой для посыльного на почте, которым тот отбивался от серых хищников. Понимаешь, что для полного погружения во все исторические детали тут пришлось бы, пожалуй, поселиться. Тем более что Алексей и сам как ходячая энциклопедия. Ведь каждая его находка требовала тщательного изучения того или иного исторического пласта времени. Иначе теряется сам смысл поиска. Начинающие кладоискатели всегда тут получали грамотную консультацию.

Есть контакт!

Ну а клады. Реально ли их найти в тверском крае? Со слов Минько, главное богатство земля хранит с 20-х годов прошлого столетия, когда при становлении советской власти происходило разорение церквей. Священники спасали церковную утварь, иконы, за что шли потом под расстрел.

- В Максатихе как-то, например, услышал рассказ о недавно умершем дедуле, который в молодые годы помогал местному священнику схоронить две подводы церковного добра в лесу. Потом за это отсидел двадцатку, затем война. А когда вернулся в родные края, уже не смог определить точное место схрона. Изменилось все кругом. Жаль, что мы к нему в гости с металлоискателем опоздали. Такие истории попадают в разряд легенд, я их записываю, - рассказывает Алексей.

А лет десять назад Минько добыл настоящий клад. Есть контакт! Аж тысячу серебряных монет XVII века, рассыпанных по широкому колхозному полю. «Какой-нибудь деревенский старожил, наверное, умер нежданно-негаданно от сердечного приступа. И такое наследство от родни пропало», - пытается разгадать прошлое Алексей. Кстати, опубликовал тогда везунчик информацию о своей находке в одной из тверских газет. В надежде, что археологи придут к нему, заинтересуются найденным. Никто не пришел.

Фото из личного архива Алексея Минько

А одной из своих главных удач Алексей Минько считает находку монет XV века близ Твери. Бульдозеры при выезде на Тургиново площадку ровняли. Пока работяги перекуривали, кладоискатели произвели небольшой осмотр на местности. И не ошиблись. Действительно, редкие монеты нашли, и по уму должны бы здесь археологи поработать. Да вот беда, не внесена земля в охранный реестр, а значит, стройка на законных основаниях велась. Алексей Минько пытался сигнализировать, но ученые мужи только руками развели. Накладочка, мол, получилась.

Эра заката

А вот кладоискатели ученым всегда стараются помочь. Читаю акт о безвозмездной передаче раритета Алексеем Минько Тверскому государственному объединенному музею: «Топор кельтский, железо, дар». Тверской край у нас необъятный, а археологов раз-два и обчелся. Добровольная помощь «свободных художников», находящихся в поиске, не может быть лишней.

Правда, с 2013 года многое изменилось. Как было раньше? Кладоискатели ориентировались на археологические карты России, где четко было прописано, в каких местах можно копать, а где нет. И вперед! Теперь же, со слов Алексея, законы настолько ужесточились, что копать вообще нигде нельзя. Вернее, требуется пройти столько бумажной волокиты и составить столько договоров, вплоть до нотариуса заверенных, что это убило инициативу у многих. А жаль, ведь в поисках клада разбогатеть и обеспечить себе безбедную старость удавалось кому-нибудь крайне редко, практически избранным. Дело тут не в наживе. Для романтиков важен сам поиск того, что таит в себе покров земли. Эмоции и ощущения. В 2013 году отчасти наступила эра заката кладоискательства по всей стране, но и сейчас, пусть и в меньшем объеме, поиск продолжается…

- Ведь кладоискательство – это своеобразный стиль жизни, привыкнув, уже трудно от него отказаться, - рассуждает Алексей. - Впрочем, кладоискательство – производное понятие от слова «поиск», которое гораздо шире. Это ожидание любой находки. Поэтому мой девиз по жизни: «Копал, копаю и буду копать». Ну а если копнуть поглубже, то мечтаю найти клад удельных князей Микулинских.

Именно клад из серебряных монет какого-нибудь из уделов Тверского княжества. Некоторые редкие монеты на рынке оцениваются и в 60 тысяч, и в 200 тысяч рублей каждая, но клад ценится еще больше. Да и обидно, когда тверские монеты попадают в частные коллекции других регионов России и зарубежья. И еще, как это ни сложно, но Алексей пытается изменить мнение о копателях, которых зачастую считают вандалами. Он сотрудничает с Военно-историческим обществом, участвует в Вахтах памяти, помогает поисковикам. Однако представители полиции нынче разбираться с кладоискателями долго не будут: для них любая пашня – потенциальный культурный слой, и они просто конфискуют до суда любой металлодетектор. Поэтому большинству копателей официально можно ловить удачу лишь на своих грядках и городских пляжах… Кстати, на пляжах тех стран, где имеет хождение евро, металлоискатели по понятным причинам окупаются за несколько дней – монетки в 5-10 евро стоят зачастую подороже наших исторических серебряных.

Чека от гранаты

А еще Алексей Минько - боец поискового отряда «Фронтовые дороги» на Тверском вагоностроительном заводе. И весной, если есть возможность, когда наступает очередная Вахта памяти, то в строю поисковиков. Кладоискательство – это дело личного характера, хобби, страсть. «Фронтовые дороги» - дань павшим воинам в Великую Отечественную войну. Для него это всегда была святая обязанность. И в основе всего тут ведь тоже поиск.

Много и с этой темой связано самых разных случаев. Порой от них даже адреналин зашкаливает. Однажды, например, от найденной ржавой гранаты чека отвалилась прямо у Алексея в руках. Впрочем, это уже совсем другая история.

Фото из личного архива Алексея Минько

Знаете ли вы

В 2004 году на северном берегу Лазури, когда-то застроенном домами купцов и мещан, в куче строительного мусора нашлась разбитая бутылка из-под пива «Калинкин». Ее прятали, видимо, в подвале дома № 18 по улице Л. Базановой. В бутылке были бумажные деньги на общую сумму 11 290 рублей: 38 кредитных билетов 1899 - 1912 годов стоимостью в 10, 25, 50, 100 и 500 рублей и 17 кредиток Временного правительства. Историки предположили, что клад заложен в 1918 году. Владелец, скорее всего, имел отношение к военным поставкам. Он, вероятно, погиб или оказался в длительном отсутствии, за время которого инфляция превратила этот клад в копилку экономических курьезов.

В 20-х годах ХХ века в Тверской губернии был найден клад из 109 древнеримских и византийских монет. Клад разошелся среди коллекционеров.

В начале 1991 года близ Весьегонска, в обвале берега реки Мологи, нашлось сразу два монетных клада XIX века. Первый - в глиняном горшке - состоял из медных монет времен Николая I. Сколько было монет, неизвестно. Второй клад находился в глиняном кувшине, заполненном доверху серебряными монетами, достоинством в 10, 15 и 20 копеек (1850 - 1879 гг.). Оба клада выкупили коллекционеры.

Согласно легенде, жители одной из деревень неподалеку от поселка «Труд» в Фировском районе затопили в колодце в XVII столетии массивный церковный колокол из серебра для того, чтобы он не попал в руки поляков. Колокол ищут уже триста лет, но пока безрезультатно.

В 2014 году клад из серебряных женских украшений начала XIII века был обнаружен во время раскопок при реставрации здания бывшего Реального училища (сегодня – Тверской государственный объединенный музей). В нем находились десятки предметов, изготовленных из серебра в технике скани и зерни. Среди них – аграфы (кольца с напускными ажурными бусинами), звездчатые и лучевые колты, а также рясна и цепи, которые прикреплялись к головному убору. Там же был найден серебряный створчатый браслет, декорированный гравированным орнаментом в виде плетенок и зооморфными изображениями. Это самый крупный клад, найденный в Твери за 100 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру