Новый год - праздник, с одной стороны, традиционный, а с другой – претерпевший заметные изменения за время своего существования. Как его праздновать, мы более-менее понимаем, а вот как в былые годы народ развлекался после него? Ведь раньше тоже были долгие зимние каникулы.
О традициях тверской губернии и событиях, которые освещались в газетах XIX века, рассказывает историк и краевед Павел Иванов.
Другие акценты
…Ну, во-первых, отмечали не Новый год, а Рождество. Новый год как-то блек на фоне шумных рождественских праздников и застолий, колядок и гостеваний. Этим зимним забавам наши предки предавались искони, еще когда и христианства не было на Руси, да и Руси не было.
Между прочим, о Руси. Открывая утром в один из первых дней после Нового года губернскую газету, тверской чиновник или купец, или священник (обычно простолюдины в XIX веке газет не читали) мог прочесть, например, такую шапку неофициальной части:
«Благослови венец лета благости Твоея, Господи».
«В наступающем году… начало Триоди Постной 1 февраля, Масленица начало 15 февраля, Прощеное воскресенье 22 февраля, Пасха 12 апреля…».
И так далее все переходящие церковные праздники. В данном случае это цитата из №1 «Тверских губернских ведомостей» за 1881 год, и тогда, кстати, по старому стилю даты совпадали с датами переходящих праздников наступающего нашего 2022 года.
Кроме того, читателю сообщалось, что в том же 1881 году мир ожидает два лунных и два солнечных затмения, прохождения Меркурия через солнечный диск, но все эти явления «не видны в России», кроме первого частичного затмения, которое можно будет наблюдать в северной части Сибири и у берегов Белого моря.
А в другой год, между прочим, сообщалось также, что «весна начнется 8 марта, лето – 9 июня, осень – 11 сентября, зима – 9 декабря. Нынешний год… от основания Российского государства 1015, от введения христианства в России 889, от начала царствования императора Александра Николаевича 23».
Посчитайте сами, какой год имеется в виду. А для подсказки – это славный год в военной истории России.
Что же касается зимы и весны, то даты, конечно, указывают астрономические сезоны (по старому стилю); тогда предполагалось, что газеты читает образованная публика, все это знающая. Иногда взгрустнешь, понимая, что нам такие объявления в газетах уже не публикуют…
Но от мировых событий давайте перейдем к местным.
Новый год в Твери отмечался, конечно, в первую очередь официальным молебном. Вот, например, в 1884 году, 1 января, «в день Нового года в соборе литургия была совершена викарием Тверской епархии епископом Старицким Антонием. После литургии был отслужен установленный в день Нового года молебен. На литургии присутствовали г. Губернатор, представители военных, гражданских и городских властей».
Простенько? Нет, потому что на это мероприятие губернатор и власти выходили при всем параде, что собирало порядочную толпу зрителей, обсуждавших, кто как выглядит, во что одет и как с кем стоит. После молебствия начинался традиционный «объезд» с «визитами». Чиновничество спешило «засвидетельствовать почтение» начальству в виде появления в их парадных, где имелась специальная тетрадь с указаниями, куда вписывать записи о своем прибытии. Порядок этот, хорошо известный старшему поколению по изучаемому в школе стихотворению Н.А. Некрасова, был действительно тяжким и позорным. «Одержимый холопским недугом» чиновничий мир наносил визиты, которые уже и начальству-то были не нужны, но… Ничего сделать было нельзя. «Визиты» сопровождались и приношениями, обычно ничтожными, потому что денег у чиновников особо не было. Просвещенные правители губернии с 1860-х годов боролись с этим обычаем.
Но не очень успешно. Вот заметочка из №1 «Тверских губернских ведомостей» 1881 года:
«Обычные праздничные визиты, в которых очень многие видят одну тяжелую необходимость, пытались у нас заменить различными способами: взаимными одновременными поздравлениями в залах собраний и подпискою известной суммы в пользу общества «Доброхотной копейки», но обыкновенно выходило так, что сперва поздравляли в залах собрания, подписывали известную сумму, а затем все-таки ездили по домам. В редакции «Тверских губернских ведомостей» тоже принималась подписка (не меньше одного рубля) в пользу детских приютов; каждому подписавшемуся рассылались в первый день утром печатные списки всех подписавшихся, так что подписавшие лица считались исполнившими визиты, но и это, кажется, весьма немногих избавило от поездки с «визитами».
…Когда, наконец, официальная часть подходила к концу, можно было сесть за стол. Обычно на 1 января делали в богатых домах зажаренного поросенка, потому что исстари на день Василия Великого полагалось есть «кесаретского поросенка». Имя Василий было одно из самых распространенных, у многих, значит, 1 января совпадало с именинами. Кстати, примечательный факт. В церкви Аваевской больницы в Твери 1 января обязательно служилась панихида по Василию Петровичу Аваеву. Пока была жива память об этом замечательном купце-благотворителе, панихиду заказывали сами больные, и, например, в 1880 году все, кроме двух лежачих, считали долгом побывать на ней.
Дворянство на Святках предавалось законным увеселениям в Благородном собрании. Увы, год от года это сословие в дореволюционной России беднело, что видно, например, за строчками неутешительного объявления в №1 губернской газеты за 1884 год:
«Нам сообщают, что содержатель буфета в Благородном собрании г. Королев больше не будет держать буфета. Несмотря на поддержку со стороны собрания, которое в последние годы (с 1878 по 1884) переплатило Королеву 2620 руб. (до 1878 года сам Королев платил собранию 400 руб.), содержание буфета оказывается невыгодным».
Жизнь уходила из некогда роскошных усадеб и поместий. В 1905 году, еще до печального в русской истории 9 января, в №1, корреспондент, побывавший в зале Дворянского собрания на одном из рождественских вечеров в канун Нового года, писал с грустью:
«…Не слышно в стенах Благородного собрания прежнего веселья; блестящие балы заменились детскими вечерами, большую часть года еле освещено пустое, прекрасное его зало, а один-два столика играющих в огромной комнате-библиотеке не нарушают мертвой тишины дома.
Наследство почти все прожито. Надо искать средства для дальнейшего существования… Пусть двери Благородного собрания откроются новым запросам жизни: запросам ума, эстетики, искусства, и ярко наполненное электрическим светом зало собрания запомнится настоящим и будущим поколениям».
Зато ярко горели огни многочисленных трактиров и дешевых забегаловок. Там теснился народ, там было не очень благородное, зато общепонятное веселье. С вполне ожидаемыми последствиями:
«Перед праздниками двое рядовых расположенных в Твери полков, встретивши в питейном заведении жену фельдшера Андрееву, следили за нею и по выходе ее из питейного заведения ограбили ее, сняв платок и оторвав у платья карман с 2 руб. 70 коп. денег». (Это хроника святок 1881 года). Занятно, что фельдшерица вообще пошла в такое место, куда порядочным женщинам в те годы лучше было не соваться. Но ей еще повезло. А вот у тверского купца Жукова, торговавшего теми же днями в Твери в Гостином дворе в лавке, из кармана средь бела дня вытащили кошелек с 200 руб. денег.
Веселились шумно. В 1880 году с 3 по 10 января полицией было задержано за пьянство 54 человека (в обычные недели это число редко превышало 20-30). Как зарисовка с натуры, выглядит тверская хроника того же года, повествующая, как «легковой извозчик Алексей Матвеев», явно пьяный, «криком нарушал тишину и нанес оскорбление иностранцу Генриху Цинк».
И, к сожалению, не обходилось без трагедий.
В 1880 году «25 декабря в 7 часов вечера утонул в реке Волге между Кобелевским и Светогоровским съездами тверской мещанин Петр Тимофеев Митюров, возвращавшийся домой с женою своею из гостей».
Так что и погоды тогда тоже бывали разные. Бывало, конечно, что и морозы ударяли, как в 1884 году, и снегопады были такие, что «даже по центральным улицам был затруднен проезд» (в том же году), а бывали и сиротские зимы, когда Волга не замерзала и на Крещение.
Чем ближе к началу XX века, тем больше русское общество «расстегивало мундир» в праздничные дни, тем свободнее, легче, интереснее отдыхало. Появлялись детские праздники, елки, катки, лыжи и многое другое. Расширялся ассортимент демократических удовольствий, доступных на Новый год для всех сословий. Да и сословные рамки все больше уходили в прошлое.
Очень любили цирк
В 1903 году, например, весь январь гастролировал в Твери (уже не первый раз) цирк Бедини, в котором можно было не только на артистов посмотреть, но и себя показать:
«Вчерашнее представление в цирке Н. Бедини собрало очень много публики, привлеченной предстоящей в этот вечер борьбой на приз между профессиональным борцом, артистом цирка г. Горцем и жителем Твери Н.И. Рукосуевым. Борьба состоялась и обнаружила в противнике г. Горца весьма недюжинную силу, но г. Горц выказал много умения и ловкости и после долгой борьбы положил своего противника на спину. Но признание г. Горца победителем вызвало энергичные протесты со стороны публики, так как, по мнению многих, г. Рукосуев не был положен обеими лопатками на землю, а это – обязательное условие для признания борьбы окончившейся. Тем не менее г. Горец получил назначенный приз (100 руб.), при громких протестах части публики и аплодисментах остальной».
Святочные дни заканчивались крещенскими торжествами, они проходили из года в год по одинаковому сценарию. Примерно такому:
«В день Богоявления Господня в соборе было архиерейское служение, после которого был совершен крестный ход на Иордань, устроенную у плашкоутного моста через Волгу. В церемонии участвовали части от расположенных в Твери войск и военная музыка. Толпы народа сопровождали процессию».