Начало марта ознаменовалось закрытием нескольких брендовых магазинов одежды в России. Из Твери они тоже ушли. Но стоит ли по этому поводу горевать?
Весна для представительниц прекрасного пола традиционно время обновлений, когда хочется купить новое платье и туфли, подобрать к ним сумочку. Но из-за ситуации на Украине в нашей стране один за другим громко приостановили свою работу магазины некоторых зарубежных брендов одежды, обуви, аксессуаров. Твери это тоже коснулось: бутики испанской компании Inditex Bershka и Pull & Bear в Торговом парке №1 и шведский H&M в ТЦ «РИО» опустили свои железные занавесы. Пока на время – об окончательном закрытии речь не идет. Причины объясняют нарушением логистических цепочек и валютными колебаниями.
Но покупатели не унывают: в торговых центрах по-прежнему много открытых бутиков.
- Найдем замену. Магазинов у нас в городе немало, есть из чего выбрать, — отметила посетительница ТЦ Ирина.
У нас продолжают работать как зарубежные поставщики одежды, так и российские. Причем некоторых из отечественных производителей не сразу и «опознаешь» – они отлично «замаскировались» под европейские компании. Это, к примеру, «Sela», Gloria Jeans, «O’STIN», «Savage», «Gulliver», «Zolla», «Befree», «Love Republic», «Oodji» и другие. Без брендовой одежды не останемся. А может, оденемся в авторскую, от тверских производителей?
Тверской дизайнер с мировым именем
Эксперты утверждают, что уход одних игроков повлечет за собой развитие других, в частности малого и среднего бизнеса, местных производителей. В Твери есть магазины, называемые модным словом «шоурум» (от английского showroom – «выставочный зал»), где можно одежду посмотреть и купить. Некоторые из них работают при ателье – шьют под заказ и «на витрину». Причем есть компании, которые одевают не только жительниц региона, но и модниц из столиц и стран Европы.
Например, выпускница Тверского промышленно-экономического колледжа, дизайнер Мария Рыбакова живет и работает в Твери, шьет одежду под собственным брендом. Ее наряды пришлись по вкусу таким известным актрисам, как Ольга Будина и Людмила Артемьева, побывали на разных российских и зарубежных подиумах. Одежда под брендом Мaria Rybakova продается в Германии, Финляндии, США и др. Компания работает 15 лет и уже справлялась с экономическими кризисами, например, в 2014 году.
– Сегодня самая главная сложность в производстве одежды – это сильное подорожание тканей. Сшитые из них вещи тоже будут стоить дороже. Мы используем в основном ткани из Италии, сейчас поставки временно приостановлены. Пока мы думаем, что с этим делать, - призналась Мария Рыбакова. - В 2014 году у нас были те же проблемы, после введения санкций материалы тоже подорожали, но ситуация со временем выровнялась.
Качество в приоритете
Можно предположить, что за счет освободившейся на рынке ниши будут развиваться услуги индивидуального пошива. Заказывали же мы раньше одежду в ателье. Правда, это было удовольствие не из дешевых, и сейчас тоже – ткани, фурнитура и прочее подорожали больше чем на 30%.
- В последнее время мы специализируемся на пошиве спортивной одежды. Цены за свою работу не поднимали несколько лет, но сейчас стоимость всех материалов идет вверх, даже турецкие ткани раньше стоили 700 рублей, а сейчас – около 1,8 тыс. рублей. Мы тоже должны будем отреагировать, - поделилась Оксана Беляева, директор ателье «Фабрика Беляевых».
Большинство представителей отрасли отметили, что работают с качественными импортными материалами. К примеру, тверской дизайнер Мария Рыбакова шьет наряды для сезонных коллекций из тех же тканей, что и всемирно известный бренд Chanel. Только стоимость, в отличие от раскрученной марки на порядок ниже. При этом качеству изделий небольшие компании уделяют огромное внимание. Поэтому те, для кого важен не лейбл на ярлычке, а качество и стиль, и в Твери могут подыскать себе модную одежду.
Заказ для ателье
Для шоурумов производители шьют одежду сериями, пусть и небольшими, это мини-производство. А для ателье характерны индивидуальные и корпоративные заказы, а также ремонт. Укоротить длинные джинсы, заменить молнию на куртке или перешить ставший широким пуховик может далеко не каждая хозяйка. Поэтому услуги ателье востребованы в любые времена, и в сложные, и в «тучные».
Владельцы тверских ателье уверены, что с ростом цен на ткани станет больше заказов не на пошив одежды, а на ее ремонт.
- В стране еще много импортных товаров, есть что купить. Да и пока люди не привыкнут к выросшим ценам, вряд ли у нас будет приток новых клиентов. Через какое-то время, полгода, например, - возможно. Но мы ожидаем увеличения ремонтных работ, они востребованы всегда, - поделалась мнением руководитель ателье и магазина «Талия» Наталья Халипская.
Их компания на рынке уже 30 лет, пережила не один экономический кризис и перестройки в экономике. Ателье продолжают пользоваться спросом и работать.
Шить и пережить
Местные производители одежды, шоурумы и ателье будут подстраиваться под рыночный спрос.
- Если будут ткани, то мы спокойно заменим любые бренды. За последние годы в России стало много интересных дизайнеров любого уровня – от масс-маркета до класса люкс, – заявила Оксана Беляева. – Проблема только в том, что рабочих рук уже не хватает. Швеями работают в основном женщины старше 40 лет. Талантливой молодежи в нашей сфере почти нет, а те модельеры-конструкторы, что приходят, зачастую умеют рисовать, но не шить.
Поэтому эксперты отрасли надеются на господдержку системы обучения швей, конструкторов и технологов. В данный момент дефицит таких специалистов характерен не только для Твери, но и для всей страны. В областной столице специалистов для отрасли готовит в основном Тверской промышленно-экономический колледж.
Опрошенные нами представители отрасли готовы развиваться, расширяться и шить качественную одежду для тверских модниц.
- Пока нужно время, чтобы сориентироваться в том, что происходит на рынке. Сегодня это характерно для бизнеса из любых отраслей. У нас, например, были планы расширить производство и добавить более простую и дешевую в производстве одежду, - рассказала Мария Рыбакова. - Надеюсь, через какое-то время мы воплотим планы в жизнь.