Сделано в России: от смартфонов до самолетов

Сделано в России: от смартфонов до самолетов
Самолет МС-21. Фото: Денис Федорко/russianplanes.net

С момента начала спецоперации на Украине против России было введено порядка пяти с половиной тысяч санкций. Ограничения затронули самые разные сферы, в том числе авиацию и банковские платежи. Однако нельзя сказать, что Россия осталась ни с чем, как бы нас ни пытались в этом уверить западные СМИ и отечественные либералы.

Разумеется, мы не будем утверждать, что все по-прежнему легко и просто, но говорить о том, что в России нет ничего своего, как минимум несправедливо. Давайте не будем забывать, что именно наша страна первой вырвалась в космос, а автомобиль «Нива» стал прародителем современных внедорожников. 

ВАЗ-2121 — прародитель современных гражданских внедорожников. Источник фото: drive2.ru

Есть мнение, что санкции должны послужить толчком для возрождения отечественной промышленности и науки – что ж, в какой-то мере это действительно так. Мы специально задались вопросом, что может предложить Россия взамен утраченного, пусть даже это будет временно. 

Платежная система

Международные платежные системы Visa и MasterCard недавно объявили о своем уходе из России, и после 10 марта выпущенные отечественными банками карты перестали работать за границей. Также в нашей стране теперь нельзя расплатиться мобильными телефонами через Google Pay и Apple Pay. Более того, многие россияне столкнулись со сложностями при оплате услуг через интернет.

Однако не будем забывать, что Visa и MasterCard, хоть они и являются международными, нельзя называть единственными платежными системами. Так, например, китайская платежная система UnionPay также работает во многих странах мира – сейчас их порядка 180. И некоторые российские банки уже выпускают карты именно системы UnionPay. 

А еще, конечно же, у нас есть собственная платежная система, которая называется «МИР». Она считается национальной, то есть действует на территории России, однако снять деньги в банкомате и оплатить услуги можно также в Абхазии и Южной Осетии. Также они обслуживаются отдельными банками в таких странах как Казахстан, Узбекистан, а также Турция и Кипр. Воспользоваться картами «МИР» еще можно в Армении, Беларуси и Киргизии. 

Источник: soc.volganet.ru

Отдельно добавим, что в России существует и аналог международной системы SWIFT – СФПС (Система передачи финансовых сообщений).

Самолеты

Каждый, кто летал на отдых за рубеж или на российские курорты, знает, что самыми распространенными пассажирскими самолетами являются американский Boeing и французский Airbus (кстати, произносится как «Эйрбас», а сами французы говорят «Эрбюс»). Раньше ситуация была иной: в СССР и в первые годы постсоветской России рейсы обслуживались отечественными самолетами – Ил-62, Ту-134 (считался символом комфорта «Аэрофлота»), Як-40, Як-42 и многими другими. Достаточно совершенным даже по международным меркам можно смело назвать Ил-96М. Единственное, в чем он уступает западным аналогам, это топливная эффективность. 

Ил-62. Источник: sitekid.ru

Не будем забывать и о нашем «Суперджете» – речь идет о ближнемагистральном самолете Sukhoi Superjet 100, который активно эксплуатируется с 2011 года. И примечателен он тем, что является первым гражданским воздушным судном, разработанным в России после распада СССР. 

Sukhoi Superjet 100. Источник: samolety.org

А сегодня ведется активная работа над моделью МС-21 – уже в этом году может начаться его серийное производство. Ранее оно несколько раз откладывалось, но текущая ситуация, по сути, подтолкнула разработчиков и инвесторов. Если сравнивать МС-21 с международными аналогами, то он должен занять нишу Boeing 737 MAX, а также Airbus A320neo. 

Электромобили

Первый отечественный автомобиль на электрической тяге был придуман задолго до знаменитой «Теслы» Илона Маска – в 1889 году. Его изобрел русский дворянин Ипполит Романов, который разработал и электрический омнибус (модели на 10 и 17 человек). К сожалению, подобный вид транспорта так и не получил развития в нашей стране – помешала революция.

Sukhoi Superjet 100. Источник: samolety.org
 

Однако эксперименты с электродвигателями продолжались и в СССР – первые полноценные электрокары появились в конце 1940-х годов. Опять же, к сожалению, дальше опытных образцов и ограниченного использования дело не дошло.

Один из советских электромобилей. Источник фото: e-cars.tech

Далее, уже в постсоветские времена, электромобилями занимался завод «Москвич» и всем известный концерн «АвтоВАЗ». У последнего, к слову, есть опыт мелкосерийного производства (100 экземпляров) универсала Lada Ellada на базе «Калины». Увы, популярности машина не снискала. А в 2016 году «АвтоВАЗ» представил электрическую версию «Весты». На дорогах мы такие машины, правда, пока не видели. 

Lada Ellada. Источник фото: e-cars.tech

И все же не будем говорить только о неудачах – на 2023 год планируется производство компактного электромобиля «Кама-1», созданного Центром НТИ СПбПУ в партнерстве с концерном «КамАЗ». Известно, что испытания уже завершены, и машина вполне может стать неплохим вариантом для города. 

Электромобиль Кама-1. Источник фото: e-cars.tech

Свой смелый проект под названием Evolute есть и в Липецке – на базе простаивающего завода планируется организовать производство электромобилей с разными типами кузовов и комплектациями. Причем выглядит все довольно серьезно: сторонами контракта помимо компании-производителя выступили муниципалитет Липецкой области и федеральный Минпромторг.

А вот электрогрузовики под названием Moskva на базе КАМАЗ-5325 уже пару лет как успешно обслуживают одну из крупнейших российских торговых сетей.

Электрогрузовик Moskva. Источник фото: e-cars.tech

Смартфоны

В начале марта депутат Государственной Думы Мария Бутина презентовала «наш ответ западным айфонам» – российский смартфон AYYA T1 от корпорации «Ростех». Мы, разумеется, не будем делать громких заявлений, граничащих с рекламой, а просто расскажем об отечественном гаджете. 

Сразу оговоримся, что смартфонов российского производства на самом деле гораздо больше – как правило, это бюджетные, но вполне себе неплохие модели на операционной системе Android. Но именно ростеховская AYYA отличается от них тем, что вскоре будет работать на отечественной ОС под названием «Аврора». 

Российский смартфон AYYA T1

Вышел он, кстати, в декабре прошлого года, и сейчас его спокойно можно найти в интернет-магазинах в районе 18-25 тысяч рублей. Он поддерживает современный стандарт связи 4G LTE, а также беспроводные интерфейсы Bluetooth, Wi-Fi и NFC (система бесконтактных платежей). И, кстати, непредвзятые пользователи, которые не воротят нос, едва услышав «сделано в России», отмечают, что смартфон вполне себе перспективный.  

Правда, есть два нюанса. Первый – это его завышенная для имеющихся характеристик стоимость. И второй – под отечественную операционную систему придется создавать собственные приложения. Впрочем, если «Аврора» получит широкое распространение, наладить интеграцию для разработчиков не составит проблем – ведь есть же свои версии программ для iOS и Android. 

И напоследок добавим: несмотря на то, что для поиска в интернете уже давно употребляется глагол «гуглить», российские пользователи чаще предпочитают «Яндекс». А мессенджер Telegram и по популярности, и по удобству уже давно обогнал как WhatsApp, так и, тем более, Viber. Осталось только наконец-то довести до ума видеохостинг RuTube. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру