В Твери состоялась пресс-конференция руководителя Центра развития экономики малых городов Павла Парамонова, который рассказал о пяти заявках из Тверской области на участие в VI Всероссийском конкурсе лучших проектов благоустройства.
Пять лет назад Минстрой РФ организовал всероссийский конкурс с целью «перезапуска» небольших городов – с населением от 3 до 100 тысяч человек. Тверская область, где 23 населенных пункта с городским статусом, стала его активным участником.
В этом году от Верхневолжья на гранты в размере 50 млн рублей для каждого претендуют Лихославль, Андреаполь, Старица, Красный Холм и Весьегонск. Для них с осени прошлого года уникальные проекты благоустройства городских общественных пространств готовила вместе с архитекторами команда Центра развития экономики малых городов. 26 мая главы пяти муниципалитетов представили концепции губернатору Игорю Рудене, который одобрил их отправку на федеральный конкурс. Еще один город, Конаково, направил заявку на участие в конкурсе самостоятельно. Готовые заявки в Минстрой РФ по пяти городам Тверской области Центр подал 1 июня. Всего соревнуются между собой более 300 малых городов России. Результаты станут известны в конце августа этого года.
Руководитель Центра развития экономики малых городов Павел Парамонов напомнил, что из 6-7 тверских заявок обычно побеждают пять, и это очень хороший результат. Для малых городов выигранный грант минстроя часто играет роль импульса в реализации важных начинаний в сфере благоустройства.
Процесс включает исследования, вовлечение активных горожан: как они видят будущее своего города, выбор территории и что на ней должно быть. Конечным этапом становится архитектурный проект, выставляемый на суд большой комиссии в составе специалистов по урбанистике, городскому развитию, градостроительному планированию. Они скрупулезно, по разделам, изучают проекты.
К чему такая «суета вокруг дивана», то есть повышенное внимание к облику русской провинции? Все просто. То, как выглядит город, является одним из важнейших факторов при выборе места жительства. На первом месте стоит хорошая работа и возможность самореализации. На втором – доступность медицины и образования. Однако для комфортного самоощущения человеку необходима и благоустроенная территория, где можно просто пройтись, не запачкав обуви. Причем эффект от комфортной среды усилится, если благоустройство вплести в ткань многовековой истории городов Верхневолжья, если создать уголок с акцентом на исторический бэкграунд места. Размер гранта министерства строительства не позволяет сделать это со всем городом, но в локальном масштабе фрагмент истории воссоздать реально.
Павел Парамонов привел и обратный пример – что бывает, если элементарно не освещать и не мостить улицы. В один райцентр перед выходными приехали кандидаты на ключевые должности на градообразующем предприятии, причем с семьями, – погулять, присмотреться к будущему месту работы и проживания. На понедельник намечалось подписание трудовых контрактов, но оно так и не состоялось. Женам и детям во время вечерней прогулки показалось в городе темно, страшно и неуютно. И они уговорили глав своих семейств отказаться от места.
«Здесь скучно» – так зачастую говорит о своей малой родине молодежь, не скрывающая намерений куда-нибудь уехать. Не темно, не страшно – просто скучно. Потенциальный жирный минус в графе «демография» – все та же оборотная сторона медали неухоженной городской среды. Если разъедется молодежь, самую прогрессивную социальную политику реализовывать будет не с кем и не для кого.
Понимая это, команда Центра развития экономики малых городов стремится тесно взаимодействовать как с местными администрациями, так и с местными активистами. Менеджер проектов Центра Екатерина Яфурова вспоминает, как в Андреаполе их обступили молодые мамы и предъявили целый список своих инициатив и пожеланий. Это тот случай, когда общественность активнее властей.
Другой член команды, руководитель лаборатории городских исследований ТвГУ Илья Смирнов рассказал о методологии работы, в которой архитектурный проект лишь финальная точка. Сначала, еще до выезда на место, происходит заочное изучение города и всех аспектов жизни в нем – экономики, демографии и прочего. Потом наступает время социологических опросов, как массовых, так и лидеров общественного мнения. Слово дается всем жителям, желающим поучаствовать в процессе. Это позволяет максимально учесть спектр мнений.
Корреспондент «МК в Твери» поинтересовался, насколько реализации подобных проектов мешает заурядный бытовой вандализм. Красноречивый пример подобного пещерного эгоизма недавно был продемонстрирован у одного из железнодорожных переездов, где вырвали с корнем предупреждающий дорожный знак. Сам знак был выброшен на обочину – похитителя интересовала только прочная оцинкованная труба-опора. Так и видится этот персонаж, довольный тем, что бесплатно раздобыл подпорку под забор или нужник, ну а что люди в аварию могут попасть – не его печаль.
Такие «хозяйственные» деятели наверняка сыщутся и в местах реализации проектов благоустройства. Против этого лома есть прием? По словам Павла Парамонова, приходится уповать на местную администрацию или управляющую организацию, иначе сработает теория разбитых окон. В подъезде с целыми стеклами люди стараются поддерживать порядок, но стоит разбиться одному стеклу и появиться сквозняку, как начинают бросать окурки на пол и разрисовывать стены. Так и с городским благоустройством: если вовремя не починить одну сломанную скамейку, под угрозой все.
- Мы обязаны сохранить малые города, потому что это наша история. Иначе какой смысл во всех заявлениях о Родине, о патриотизме? История – это и есть то, сколько поколений там прожило, сколько энергии, души и сил люди вложили в эти места. Поэтому нельзя просто закрыть глаза и все это бросить, - обозначил свой modus operandi руководитель Центра развития экономики малых городов.