Путешествие в глубь веков: в Тверской области возрождают старинный храм Нило-Столобенской пустыни

Мастера реставрируют Крестовоздвиженский храм на острове Столобном

Путешествие в глубь веков: в Тверской области возрождают старинный храм Нило-Столобенской пустыни

В 1528 году нога преподобного Нила впервые ступила на остров Столобный, тот, что окружён водами Селигера. В наши дни на эту некогда девственную землю приходят тысячи паломников и туристов, тех, кто хочет приоткрыть для себя завесу церковного таинства. «Земля обетованная» в Тверской области… Но и она хранит свои секреты, свою историю длиной в несколько веков.

На краю острова: дорога к уединённому месту монахов

От материка до Столобного ведёт пешеходный мост, по которому лишь изредка проезжают машины. Воды Селигера и пятиминутная прогулка делят всё на до и после, оставляя суету города где-то вдалеке, за спиной. Проходя под сводом врат Нило-Столобенской пустыни, попадаешь в мир уединения и благости, куда сегодня ведёт не так много дорог.

Жизнь в монастыре идёт своим чередом, на первый взгляд хаотичным: здесь проводят экскурсии для туристов, там батюшки выходят из келий, тут рабочие облагораживают небольшой палисадник. Но спустя пятнадцать минут понимаешь, что на острове всё работает как часы, только словно замедленные, непривычные, однако от того не менее точные. Из Богоявленского собора после службы выходит батюшка, мимо прихрамывает ещё один священнослужитель в тёмной рясе и с котомкой на плечах. Смотреть за движением обители можно долго, но мы здесь не за этим…

Вдалеке от основного ансамбля монастыря на южном берегу Столобного стоит Крестовоздвиженская церковь, куда нас ведёт благочинный отец Антоний. Дорога до храма простилается через весь остров, позади остаются и собор, и кельи, и группы туристов, и коты, постоянные обитатели пустыни (здесь, кстати, проживают 150 хвостатых). Церковь на Нерли в Тверской области. Людей у храма практически нет, лишь немногие туристы доходят до этого места.

По преданию, именно на южный берег Столобного, где сегодня возвышается Крестовоздвиженская церковь, в первой половине XVI века впервые ступил преподобный Нил. В XVIII веке на месте будущего храма священнослужители поставили крест, как напоминание о подвиге Нила Столобенского, который 13 лет прожил в лесу у реки Серемхи, той, что под Осташковом.

А позже у воды в южной части острова появилась каменная часовня. В 1784 году на её месте начали возводить Кресторождественскую церковь в память о пребывании преподобного Нила у реки Серемхи, строительство завершилось в 1788 году. И вот, спустя 234 года, мы встаём на ступени того самого храма, что был возведён для уединённых молитв братии.

Двери в церковь не заперты, нас уже встречает реставратор Владимир Федотов. При встрече он обнимается с отцом Антонием и просит его благословения, а мы заходим внутрь под кованым полусолнцем, дошедшим до нас ещё с конца XVIII века.

«Застывшая волна»: и виднеется храм, вдохновивший императора

Храм Воздвижения Честного Креста Господня отличается от остального ансамбля монастыря, в первую очередь, архитектурой. На место византийского стиля приходит барокко. «Застывшая волна» - так описывает барокко Владимир Федотов, занимающийся реставрацией Крестовоздвиженской церкви.

- Это какой-то высший пилотаж. Самое сложное – понять этот стиль. Такое крученое всё. Византийский стиль намного легче, - рассказывает Владимир. - В 1820 году храм посетил император Александр I, он был поражён внутренним убранством, сказав о живописце и резчике: «заслуживают эти мастера внимания», и что такому храму надлежит быть столицей такой красоты. Мастерами были уроженцы Осташкова – Илья Верзин и Кондратий Корягин.

В наши дни можно только представить внутреннее убранство храма, которое смогли создать два талантливых мастера. Сегодня Владимир пытается вернуть к жизни тот образ.

Вы когда-нибудь были внутри строящейся церкви, где нет позолоченных фресок и горящих свечей? Наверное, больше, чем таинственное мерцание, завораживают чистые стены с белой лепниной. Нижние ярусы стен полностью отделаны фрагментами, которые отлил из гипса реставратор. Однако наверху ещё сохранилось то самое барокко конца XVIII века.

- Это русское барокко. Посмотрите, сверху такие серые кусочки остались – это старинное, - рассказывает мастер, указывая рукой практически под самый купол.

В Нило-Столобенскую пустынь Владимир Федотов пришёл 25 лет назад. До этого он работал в кафе и ресторанах Москвы, реставрировал дворцы культуры, занимался монументальной живописью. Но в конце 90-х годов мастер занялся реставрацией храмов, именно тогда начался первый этап работ в Крестовоздвиженской церкви.

- В 90-е годы был первый этап. Потом заморозилось, все силы были брошены на Богоявленский собор, - рассказывает Владимир.

Но вот, когда работы были закончены, мастера вновь вернулись в Крестовоздвиженский храм...

Голые стены и берёзы под куполом – «плоды» советского времени

Леса, возвышающие на высоту шести этажей, рабочие столы со шлифовальными дисками и мастерками, десятки мешков гипса, свежая белая лепнина на стенах и обожжённые керамические скульптуры Божьей Матери и Спасителя – таким в настоящее время предстаёт внешнее убранством Крестовоздвиженского храма. Лепестки цветов, лица и крылышки ангелов, сделанные Владимиром, - всё это возвращает нас в конец XVIII века, когда стены церкви только возводили.

- Лепнину закончим, ангелочков позолотим, - мечтает мастер об окончании работ, осматривая вместе с нами храм.

Однако на белой лепнине храма выступают пятна, похожие на ржавчину.

- Следы дизеля, - указывает отец Антоний на одну из стен.

За этими пятнами кроются трагические страницы истории монастыря. В 1928 году храмы Нило-Столобенской пустыни были закрыты распоряжением советской власти, как и по всей стране. После чего в обители открыли колонию для несовершеннолетних.

- Здесь была колония для несовершеннолетних, в советское время содержали арестантов. Храмы были как карцеры, в них запирали провинившихся. Работа заключалась в том, чтобы уничтожать всё, что связано с церковной культурой, - с глубокой грустью рассказывают в монастыре.

Поэтому до нас дошли лишь голые стены храма. Реставраторам приходилось воссоздавать убранство по небольшим уцелевшим фрагментам.

В довоенные годы в обители создали госпиталь для польских военнопленных, а уже в 1941 году на территории монастыря был организован госпиталь для 3-ей ударной армии. Когда война закончилась, в Нило-Столобенской пустыни вновь поселили арестантов колонии для несовершеннолетних. Советская эпоха для обители закончилась домом престарелых и турбазой «Рассвет». В начале 1990 годов монастырь вновь был передан Русской Православной Церкви, а до этого в стенах Крестовоздвиженского храма располагалась дизельная электроподстанция. Там, где раньше молились Господу, поставили генератор, а копоть пропитала стены, на которых некогда красовалась лепнина эпохи барокко.

- Здесь стояла дизельная станция, лежала куча кирпича и берёзки росли, - вспоминает Владимир, как выглядел храм тридцать лет назад.

Солярка настолько сильно въелась в белокаменные стены церкви, что выступает из кирпича до сих пор. Вскоре в храм привлекут специалистов, которые смогут полностью очистить его от следов трагического прошлого.

Ангелы и секретный состав: тонкая работа реставратора

В XX веке историческое наследие Нило-Столобенской пустыни было практически уничтожено, однако в Крестовоздвиженском храме остались небольшие фрагменты лепнины конца XVIII века. Именно с помощью них мастеру удаётся восстановить тот старинный облик. Владимир делает слепок сохранившихся фрагментов, а после начинается долгий процесс воссоздания.

- Сначала надо вылепить из глины мягкий материал. Потом отпечаток из гипса, потом заливается крепкий гипс, по нему идёт вся обработка. После делается форма из силикона и заливается. И каждый фрагмент: сначала модель, потом обработка, уже после форма. Быстро только тяги делаются. Часа полтора выходит, чтобы выгнать двухметровую тягу, - делится своими секретами мастер.

Наблюдая за процессом реставрации, задаёшься вопросом: как же лепнина и скульптуры крепятся к стенам. Когда заходишь в храм, кажется, что ангелы и цветы буквально парят в воздухе или сразу были частью стен. Но это вовсе не так.

- К стенам крепится на секретный состав, - шутит реставратор в ответ на наши вопросы. - На крепкий плиточный клей и анкера. Иногда сверлят толстым сверлом, забивают туда арматуру, на него навешивают лепнину. Для чего-то варится проволочный каркас. Здесь главное, чтобы всё крепко держалось.

Проходя притвор, мы приближаемся к будущему иконостасу, наверху которого скоро установят керамические скульптуры Распятия на Кресте Спасителя с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

- Скульптура лепится, сушится, выбирается, чтобы внутри она была пустая. Если будет целиковая – даже не поднять. Несколько деталей собираются, замазываются, шлифуются, - рассказывает Владимир о процессе создания будущего иконостаса. – Наверх будем верёвками поднимать. Меня порой спрашивают: как вы туда залезаете. А я не лезу, я «взлетаю», - вновь отшучивается реставратор.

Вслед за иконостасом перед нами открывается алтарь – самое таинственное и священное место в храме, куда обычно не пускают женщин.

- Алтарь пока что не освящён, - тихо объясняет батюшка.

С позволения отца Антония мы ступаем внутрь.

В этой части храма окутывают небывалые до сих пор чувства. В алтаре Крестовоздвиженской церкви всё ещё сохранилась резная тяга конца XVIII века, но полное убранство придётся восстанавливать практически с нуля. Пока мастер показывал, как идут работы по реконструкции, в храм вошёл наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил. Игумен тихо подходит и здоровается, мастер тут же спешит показать батюшкам найденные фотографии, на которых видны небольшие фрагменты старинного убранства храма. 

Пройдёт немного времени, и мастера начнут возводить иконостас в Крестовоздвиженской церкви. Владимир признаётся, что с радостью распишет его, но только, если благословят. Роспись же в храме будет не та, что привычна нашему глазу в других церквях. Здесь будет живопись, также как и в конце XVIII. Пройдёт ещё не так много времени, и на тверской земле вновь появится храм в стиле барокко, столь поразивший императора Александра I.

- Сроки не загадываем, процесс идёт своим чередом. Проект не финансируется какой-то программой, чтобы сюда привезти артель реставраторов. Всё на средства паломников. Были бы какие-то средства, целевые, например, - делится напоследок игумен Гавриил. - Молодые ребята есть, энтузиасты, спрашивают, чем помочь. Мы им говорим, что денег не нужно, лучше привезти гипс, что-то ещё для реставрации. И им интересно как-то принять участие в этом процессе, внести свой вклад.

***

Минуты плавно перетекают в часы - в храме время исчезает как-то незаметно, само собой. Здесь оно будто остановилось… Но настала пора уезжать.

- Теперь по пирожному, - предлагает отец Антоний, выходя вместе с нами на озарённые солнцем ступени церкви.

Лучи играют на водах Селигера, отражаясь от белых стен Крестовоздвиженского храма. После рассеянного света, проникающего внутрь церкви через решетчатые окна, яркое августовское солнце буквально слепит. Пожалуй, теперь можно и по пирожному. И мы тихой походкой направляемся к монастырской блинной, а по пути снова встречаем местных котиков.

- С Нило-Столобенской пустынью связано так много легенд. Кто-то даже считает, что под Селигером прорыт тоннель, по которому монахи от нас ходили в Житенный женский монастырь, тот, что в Осташкове. Прямо под озером рыли, вот такие сказки придумывают, - шутят батюшки, начиная новый рассказ, но это уже совсем другая история…

В Тверской области реставрируют Крестовоздвиженский храм на острове Столобном

В Тверской области реставрируют Крестовоздвиженский храм на острове Столобном

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру