Кто в Тверской области держит цифровой фронт

Кто в Тверской области держит цифровой фронт
Фото: МК в Твери

Сегодня айтишники могут претендовать на звание особой категории населения, а в сетевой многоголосице слышны диаметрально противоположные мнения на их счет. Кто-то завидует, ведь зарплаты в «цифровом» секторе действительно внушительные. Кто-то видит в них надежду России, строителей новой экономики и создателей высоких технологий. А другие считают айтишников существами без роду и племени, ведь работать они могут из любой точки земного шара, где есть Интернет. Эта мобильность многих настораживает и заставляет смотреть на программистов и системных администраторов как на потенциальных «уезжальцев». Однако, как мы знаем, что сама по себе профессия никак не определяет степень любви человека к своей Родине.

Во всем мире гремит слава русских хакеров, которые иногда проворачивают такие трюки, что просто диву даешься. То поставят выступление Путина вместо футбольного матча по украинскому ТВ, то влезут в базы данных американского Пентагона, то обрушат какой-нибудь европейский государственный сервис. А уж чего в былые годы натерпелись западные банки от русских хакеров, про это лишь Интерпол может рассказать. Впрочем, «цифровые» войска - это отдельная история. Большинство айтишников выполняют самые что ни на есть гражданские задачи – пишут программы для своих предприятий, поддерживают базы данных, разрабатывают софт для новых станков и так далее. Среди них много искренних патриотов, даже имея потенциальную возможность к отъезду, они остаются со своей страной, продолжают работать, а некоторые так и вовсе записываются добровольцами для участия в СВО.

Хотелось бы предоставить слово самим айтишникам. И в первую очередь тем, кто отправился на Донбасс исполнять свой долг. Олега Чибисова я давно знаю как системного администратора одной из солидных тверских фирм. Буквально на днях столкнулись в коридоре редакции, попили кофейку, поговорили. Олег, по его выражению, сам себя мобилизовал, так как руководство гарантировало ему отсрочку.

На вопрос, хорошо ли подумал, мол, откуда пришло такое решение, он молча включил мобильный телефон и показал небольшой видеоролик, который друзья ему прислали из зоны боевых действий.

Там творилось невесть что, шел настоящий бой на передовой, люди кричали и матерились под разрывы снарядов и свист пуль. Сквозь плотный огонь противника наши бойцы шли в атаку, чтобы защитить мирное население от подступивших к селу боевиков украинского нацбата. Недавний расстрел колонны беженцев в Харьковской области хорошо показывает, как враг относится к населению, осмелившемуся остаться на территории, занятой русскими.

То, что происходило на экране монитора, сильно задело тверского айтишника, возможно, даже снилось ночью. Оставалось только включить диктофон, чтобы перед самым отъездом Олег сказал пару слов читателям «МК в Твери»:

- Сегодня во время спецоперации не хватает айтишников, специалистов информационных технологий. Многие уехали за границу, например, в Грузию. Среди оставшихся в основном молодежь. К тому же есть директива, что айтишников по призыву не брать. Поэтому по просьбе военкомата сегодня вечером еду к месту дислокации по собственной инициативе, в статусе добровольца. До места дислокации добираемся своими силами, несколько человек на легковой машине. С собою сказали взять документы, нижнее белье, а также по минимуму деньги на дорогу.

Сначала требуется пройти две недели «учебки», где будут занятия по боевой подготовке: владение автоматом, ножом, современной техникой. Я ведь не служил, как говорится, «необученный солдат», поэтому мне это пригодится, вдруг придется и на животе поползать. Место дисклокации и предстоящий объем работы пока под грифом «секретно». Думаю, что предстоит сбор информации, обработка данных и техническая расшифровка перехватов. Короче, все то, что я умею. Разведданные помогут спасти жизни людей, поэтому особых сомнений, ехать или нет, не было. Тем более что я владею английским и некоторыми другими языками. А это тоже важно.

Невроз – плохая стратегия

А вот точка зрения другого человека, помоложе, который также чувствует себя в сфере компьютерных технологий как рыба в воде. Сергей Никитин живет в Твери и работает на тверскую фирму, но подряды приходят в основном от москвичей, часто это крупные муниципальные структуры. Молодой перспективный айтишник сознательно выбрал Россию и не отрекся от родной страны в трудный период.

Как только Президент России объявил о начале частичной мобилизации, Сергей написал письмо в рабочий чат своей молодой команды. Цитируем его без изменений.

«Где-то на Украине сидят такие же парни, как вы, такого же возраста, мелкими профессиональными группами. И перед ними стоит задача сделать нам плохо любыми способами, например, путем разгона истерики по любым информационным каналам. Всё, что парализует волю и поможет выключить лично тебя из рабочего процесса и сделать нервозной тряпкой. Всё это будет старательно делаться, потому что в масштабе страны это имеет значение — влиять же на умы оппонентов просто выгодно.

Значит, если идет мобилизация, то вы будете читать, как в метро хватают всех подряд и волокут в военкомат, даже не служивших. И будут фотографии каких-то людей. А также будут тысячи чатов и каналов, где будет разгоняться истерика и идти обсуждение, кому какие повестки вручают и кого незаконно забрали. У обычного молодого человека должен возникнуть эффект, что ну всё, это полный караул, как дальше жить — не ясно. За этот эффект оплата у них идет в долларах, плюс этим занимаются профессионалы.

Деза (дезинформация. – Ред.) украинских айтишников работает с любой темой, которая сейчас на повестке. Меняют пленных? Значит, поменяли нацистов-убийц на олигарха. Россия наступает? Значит, русские умирают сотнями, а захватили всего лишь амбар. Россия отступает? Позорное бегство, бросили все танки, трусы и дураки. И тут абсолютно не важно, о чем идет речь, — люди не глупее вас старательно работают каждый день, чтобы оказать на вас моральное давление и парализовать волю. Они любыми способами стараются вызвать страх и вогнать в панику. Ведь воевать с государством, где одни трусы и паникеры, гораздо проще. За это им и щедро платят. Всю информацию нужно фильтровать исходя из критерия: "это делает мое моральное состояние лучше? это помогает мне добиться моих целей или выполнить мою работу?”. Если нет, то идет оно куда подальше. Важно понять, что нет ничего за пределами вашей собственной эффективности и ваших собственных задач. Есть личные цели? Их надо делать. Итого, предлагаю не подставлять свой нежный, впитывающий все тревоги этого мира разум под вредное излучение, а вместо этого заняться работой. И всю злость на несправедливость этого мира пустить туда же — в эффективный труд».

Здесь комфортно

Ну и, наконец, стоит прислушаться к мнению парня из провинции. Павел Бирюков из Бежецка, он также нашел свое призвание в айти-сфере. Многие наши профи за последние годы покинули страну в поисках лучшей доли. Кто-то погнался за длинным рублем, кто-то не выдержал эмоционального напряжения и поддался страху. Сегодня Россия пытается создать более комфортабельные условия для специалистов, но обратный приток, увы, пока невелик. Вопрос Павлу, как говорится, был задан в лоб: «Почему он остался?».

- А мне тут комфортнее, чем может быть в любой другой стране. Тепло, есть вода, какой бы жесткой она ни была, экономить ее не нужно. К тому же у меня нет счетчика на газ, потому что 100 рублей – это фигня. А еще есть общая медстраховка, которую мне не нужно покупать отдельно от базового налогообложения, да и в целом, акклиматизация в другой стране займет слишком много времени. В другой стране из-за того, что я русский, наверняка многие компании откажутся меня брать на работу. Не говоря уже о местном населении, от которых, мягко говоря, можно ожидать недружелюбного отношения. Видел я эти видосы в Интернете. Даже казахи, которые вроде свои, но достали русского вопросом, мол, Астрахань чья? И смех и грех… Есть и еще одна серьезна причина - не могу бросить семью. Недалеко от Нелидово в деревне живет отец, который уже старенький и никуда совсем не выезжает, не говоря уже о другой стране. Конечно, есть брат, который отца всегда поддержит и поможет, но я не хочу уезжать от него настолько далеко.

А в это время:

Тверская область сегодня де-факто является кузницей IT-специалистов.

В Тверской области сосредоточены авторитетные научно-исследовательские институты и производственные объединения, IT-компании, способные предложить практически весь спектр продуктов и услуг. Ежегодный объем регионального рынка IT-технологий составляет около полутора миллиардов рублей.

- Но возможности Тверской области в этой сфере значительно больше, - считает губернатор Игорь Руденя, с подачи которого в регионе было образовано министерство цифрового развития и информационных технологий. Также инициативой главы региона является создание детского технопарка «Кванториум» с филиалами и мобильной лабораторией, а также с создание сети высокотехнологичных классов IT-куб. Логика простая – обучение нужно начинать на ранней образовательной ступени, в прямом смысле растить кадры, увлекать молодежь, выявлять таланты. Качественное и доступное образование, как ни крути, мощный повод для развития патриотизма. Если человек со школьной скамьи чувствует заботу государства, то, став взрослым профессионалом, он этого не забудет.

Справка МК:

Почему же АЙтишники? Ведь русская аббревиатура звучит иначе: ИТ – информационные технологии. Выражение происходит от английского «information technologies», где i читается как «ай». Английская аббревиатура долго использовалась лишь в профессиональной среде и закрепилась как норма.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру