Горящая баррикада и штурм здания: под Тверью прошли учения по подавлению бунтов в колониях

Горящая баррикада и штурм здания: под Тверью прошли учения по подавлению бунтов в колониях

- Коридор на выход! Расстояние четыре шага! – прокричал мужчина в зеленой форме.

Высокие ребята в синем камуфляже, прикрываясь щитами, начали растягивать круг, в котором стояли плечом к плечу. Круг растянулся и получился живой коридор до автозака. В центре находились пять мужчин, одетых в черное. Они стояли на коленях рядом друг с другом, держа руки за головой.

- Первый пошел! – скомандовал офицер и подтолкнул одного из условных «бунтарей».

Со стороны покажется, что идет операция по обезвреживанию настоящей преступной группировки, опасной и вооруженной. Все четко, быстро и слаженно, командные действия ребят в форме идеальны. Но, к счастью, это только учения. Их организовали 17 ноября сотрудники УФСИН в поселке Металлистов в Калининском районе, на полигоне рядом с исправительной колонией №10. Также к учениям присоединились Росгвардия и представители МВД по городу Твери. Такое мы пропустить не могли, и на место событий отправился корреспондент «МК».

С автоматами и БТР: в Тверской области прошли учения ФСИН

С автоматами и БТР: в Тверской области прошли учения ФСИН

Смотрите фотогалерею по теме

Спецнаука

Первый ноябрьский снег заметал огромное поле рядом с поселком. С краю установили обогреваемые палатки на случай сильного и резкого похолодания и выделили место, чтобы провести совещание штаба. В поле красной лентой обозначили условные «стены», ведь бунт придется подавлять в ограниченном пространстве территории колонии. Внутри «двора» поставили две железные бочки, из которых торчали доски, рядом с каждой положили по мешку с мягкими мячиками.

Естественно, на любой тренировке сначала всегда идет так называемое «повторение пройденного». Вот и здесь всех бойцов сначала построили и дали четкий инструктаж. К этому времени подъехал и встал как можно ближе к площадке серый автозак, а за ним и бронеавтомобиль «Тигр» зеленого цвета. Но в первых заходах они не понадобились – сначала бойцы отрабатывали скорость и окружение бунтующих.

Первый пошел

В первый заход «заключенные» изображали растерянность, поэтому их без применения лишней силы скрутили и повели к автозаку. К слову, играли свою роль они так хорошо, что было непонятно, действительно они отбывают наказание или это коллеги сотрудников ведомства. Чуть позже, правда, один из них сказал, что участвует в учениях в такой роли во второй раз. Первый был давно, около 20 лет назад. Конечно, настоящих заключенных на такие мероприятия не приводят, а все роли исполняют сотрудники ведомства.

Вторая ситуация была уже с бунтарями, которые даже в окружении не сдаются. Наблюдая со стороны, мы сначала не поняли, почему ребята, взявшие в два плотных кольца «беглых зэков», иногда пошатываются. Оказалось, что «бунтари» стали толкать в щиты, с разбега наваливаясь на них всем весом. Но раскачать бойцов спецподразделений по-настоящему они так и не смогли, в итоге всех усадили в середине круга с руками за головой. Вот тогда подошедший командир и скомандовал построиться в живой коридор до открытой двери в автозак. Первые двое «заключенных» добежали до него по очереди под стук дубинок по щитам, остальных довели под руки.

- Хорош, ребят, выходите уже! – по-доброму сказал спецназовец, заглянув в автозак. После четко отдаваемых громким голосом команд этот дружелюбный тон казался, на контрасте, невероятно мирным.

Смеясь, его коллеги выбрались наружу.

За бронетехникой

Третий сценарий предполагал использовать автозак как прикрытие. Когда все разошлись по позициям, он резко подъехал и встал перед импровизированным входом на территорию «колонии». В этом варианте рассматривается также таран забаррикадированных изнутри ворот колонии. Бойцы со щитами выстроились за автозаком в две шеренги, а затем, пробежав вдоль бортов во «двор», оцепили территорию по периметру. С двух сторон примерно в 15 метрах от границ «территории колонии» встали два кинолога с овчарками на коротких поводках.

И вот автозак медленно двинулся внутрь. Вместе с ним быстро вбежали две небольшие группы бойцов. Затем под прикрытием автозака во двор ровным строем зашли основные силы. Дальше все было по отработанной в предыдущих подходах схеме. Окружить, построиться коридором, отправить «бунтарей» в автозак.

В четвертом сценарии вместо автозака подогнали бронеавтомобиль.

Пострадала только мышь

Рядом с импровизированным входом лежала большая куча палок и досок. Ее сначала никто особо не замечал. Лежит и лежит. Было предположение, что «бунтари» будут растаскивать кучу по палочке и кидаться в штурмующих. Но оказалось, что она подготовлена совсем для другого – ей завалили «вход».

Пока одни «бунтари» строили баррикаду, другие подошли к бочкам, которые мы заметили вначале, достали бутылки с жидкостью для розжига и стали поливать доски, а после подожгли. Мячики из сеток распределили по два-три на человека и стали ждать начала действия.

Но тут произошла трогательная сцена, явно выходящая за рамки учений. Один из «бунтарей» наклонился около подожженной бочки, что-то аккуратно поднял и положил на ладонь. Находкой оказался мышонок, размером чуть больше спичечного коробка. Сначала всем показалось, что он мертвый, но через несколько секунд животное начало копошиться и приоткрыло один глаз.

- Оглушили, - пояснил нам «бунтующий заключенный». – Кто-то из ребят бежал и задел ботинком. Полежит какое-то время и придет в себя.

После отошел подальше, куда точно не ступит тяжелая нога бойцов, и аккуратно положил мышку на кочку с сухой травой.

К этому времени на поле показался трактор. Спереди у него закрепили «лопату», которую используют во время уборки снега. Сразу за трактором, соблюдая небольшую дистанцию, встали «Тигр» и автозак.

Трактор быстро поехал на кучу палок и отшвырнул основную часть в сторону. Следом двинулся бронеавтомобиль. «Бунтари» ринулись в его сторону, кидая мячики в шедших сзади бойцов. В реальной ситуации это могут быть кирпичи или даже бутылки с горючей смесью. Сотрудники ФСИН, прикрываясь щитами, быстро раскидали в стороны оставшиеся горящие палки. После этого подъехал «Тигр» с основными силами, и «бунтарей» снова усадили на снег, а потом сопроводили в автозак.

Взрывы и стрельба

Отработали сотрудники ФСИН и сценарий с захватом заложников. Ареной действа стал недостроенный, изрисованный граффити и наполовину разрушенный кирпичный дом примерно в километре от поля. Место оказалось не только правильным с точки зрения технической отработки действий, но и создающим определенную атмосферу. У дома нет крыши, оконные проемы без рам слегка присыпаны снегом, а пол покрыт битым кирпичом, кусочками плитки и досками. Сюда журналистам разрешили зайти, чтобы почувствовать себя в эпицентре ситуации.

- Главное, в дальнюю от дороги комнату не заходите, туда закинем шумовую гранату. Ребята, которые там стоят, в специальных очках, а для вас это может быть опасно, - предупредил один из бойцов.

В проеме соседней комнаты показался один из двух условных «бандитов». На нем были черный бушлат и те самые защитные очки. В руке он держал тренировочный деревянный нож - такие используют в секциях единоборств. Он выглянул, чтобы еще раз предупредить, что журналистам дальше идти нельзя.

Наверное, каждый хоть раз видел фильмы про военные спецподразделения. Вот и здесь ситуация словно бы развивалась по канонам художественного жанра. Сначала воцарилась напряженная тишина. Если посмотреть в окно, то можно было увидеть застывших на позициях бойцов, окруживших здание со всех сторон. Все в масках-балаклавах, касках, с автоматами. Видны только глаза за защитным стеклом.

Когда драматическое напряжение достигло пика, за стеной раздался громкий хлопок светошумовой гранаты. Сразу за этим где-то за спиной прогремели две пулеметные очереди. Когда напуганные журналисты опомнились, оказалось, что «бандитов» уже скрутили и выводят с другой стороны дома, куда уже успел подъехать автозак. К стене подошли два бойца в синей форме, подняли с земли длинную и неширокую черную железную лестницу и отряхнули с нее снег. Похоже, именно по ней влетели в здание их коллеги по цеху.

- Операция закончена, - прозвучал голос из рации.

Все по плану

После маневров с прессой пообщался начальник УФСИН России по Тверской области Александр Кузьмин.

- Тактика, которую мы сегодня отработали, – это, можно сказать, завершающий этап этого учебного года. Задача подразделений уголовно-исполнительной системы – это не только несение службы по исполнению наказаний, но и готовность к ликвидации возможных чрезвычайных происшествий, на сегодняшний день это особенно актуально. В наших учреждениях в каждом квартале проводятся специальные занятия по ликвидации чрезвычайных происшествий. Сегодня мы отработали вводные «Вулкан-2» и «Ураган-3». Первая – это перерастание групповых неповиновений осужденных в массовые беспорядки, вторая – захват заложников. Все это реальные варианты развития ситуации, наша задача – быть готовыми к их ликвидации. Результаты учения я могу оценить удовлетворительно. Цель была достигнута, все готовы к решению стоящих перед нами задач. Для этого была четко проработана поступившая информация и оперативно приняты необходимые решения.

По словам начальника УФСИН, он также отметил для себя моменты, которые будут обсуждать по итогам учений, весь полученный опыт впоследствии применят при дальнейшей подготовке сотрудников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру