На Белогородской судоверфи в Кимрах заложено уникальное исследовательское судно «Викентий Зайцев»

Четверо в лодке, не считая ученых

На Белогородской судоверфи в Кимрах заложено уникальное исследовательское судно «Викентий Зайцев»
фото: Кимры Инфо

Тверская область прочно обосновалась на Восточно-Европейской тектонической платформе. Однако, несмотря на удаленность от морских берегов, у нашего региона есть историческая, в чем-то даже сакральная связь с судоходством, кораблестроением и водными путешествиями.

Великий водораздел Черного, Балтийского и Каспийского морей некогда сделал наши земли центром транзитной торговли «из варяг в греки». Тверской купец Афанасий Никитин, пройдя водным путем, отыскал Индию и вошел в русскую и мировую историю как выдающийся путешественник.

Казалось бы, абсолютно «сухопутный» город Торопец дал миру добрый десяток видных адмиралов. Самым известным и титулованным среди них является ученый, дипломат, кораблестроитель, государственный и общественный деятель, исследователь Курильских островов Петр Иванович Рикорд.

А еще именно в Твери готовилась легендарная экспедиция Витуса Беринга.

Есть в Тверской области и собственная судоверфь. Она находится в Kимpcком муниципальном окpуге в Белом Гоpодке и ведет свою историю с XVII века. В 1612 году, в период Смуты, Белый Городок был полностью сожжен польскими интервентами. Однако в конце XVII века он был заново отстроен уже в качестве поселка речников и специализировался на ремонте купеческих судов. Шли столетия, и по мере развития технического прогресса железные дороги почти вытеснили речную торговлю, а верфь стала приходить в упадок. Однако выгодное расположение вновь сыграло свою роль, и в 1939 году верфь возродили уже как промышленное предприятие.

Рождение нового

А теперь давайте перенесемся из исторического контекста в день сегодняшний, тем более что для этого есть достойный повод – в декабре 2022 года на стапелях Белогородской верфи было заложено научное судно «Викентий Зайцев».

Сейчас Белогородская верфь работает в полную силу, чинит и строит разнообразные суда, однако случай с «Викентием Зайцевым» достоин отдельного рассмотрения.

Научно-исследовательские суда занимают особое место среди своих морских и речных собратьев. Каждое из них имеет неповторимую специфику. Тот факт, что именно верфь Тверской области получила этот уникальный заказ, говорит о солидной репутации наших кораблестроителей.

Итак, что же представляет собой «Викентий Зайцев»? Главный заказчик его строительства Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии – ведущий научный центр рыбохозяйственной науки России. За свои более чем 140 лет истории институт внес огромный вклад в знания о пресноводных и морских обитателях. Благодаря его ученым рыбопромышленники всегда знают, где ловить и что ловить. Он помогает бережно и рационально использовать водные богатства нашей страны.

Стоимость проекта научно-исследовательского судна «Викентий Зайцев» более 489 миллионов рублей.

Относительно небольшое судно (36,3 на 7,3 метpа) с двухъярусной надстройкой на главной палубе пpедназначено для научно-исследовательской pаботы на озеpе Байкал. Согласно техническому заданию, оно должно иметь возможность проводить в автономном плавании не менее 10 суток, быть оборудовано различными тралами, лебедками, специальным эхолотом и лабораторией, в которой прямо на месте можно проводить необходимые исследования.

фото: Кимры Инфо

- Обновление научно-исследовательского флота ВНИРО – это важное направление работы для института. Ученым при их ответственной работе необходимо не просто собирать данные, но и оперативно их обрабатывать. В век технологий и повсеместной цифровизации важно быть на острие прогресса. Раньше исследовательские суда служили лишь инструментом для сбора данных, доставляя ученых в нужные точки морей и океанов. Собранные же во время экспедиций научные данные, как правило, обрабатывались на берегу, в тишине лабораторий и кабинетов. Но скорость распространения информации требует быстрых решений, оперативной работы непосредственно на борту научного судна, - раскрыл детали в беседе с «МК» директор департамента информации и печати ВНИPО Антон Аверкиев. – В случае с «Викентием Зайцевым» эта задача будет решена. Системы самого корабля спроектированы таким образом, что для их обслуживания достаточно всего четырех членов экипажа при общей численности в 11 человек. То есть одновременно на борту смогут работать семеро ученых. Это выдающийся результат. Для сравнения приведу пример: в 2022 году ВНИРО была организована и проведена уникальная по своей важности и новизне Трансъевропейская экспедиция научно-исследовательского судна «Протей» из Мурманска в Керчь по внутренним водным артериям нашей страны. Судно прошло семь тысяч километров и три моря – Баренцево, Белое и Азовское, побывало на Волге, Волжско-Донском канале, Беломорском и Балтийско-Волжском. На борту, сменяя друг друга, работали ученые 10 филиалов ВНИРО. Порядка 30 человек. Это была отличная школа полевой работы для молодых ученых. Так вот на «Протее» численность экипажа 11 человек: 7 человек – это команда судна и только 4 места отведено ученым. На судне «Викентий Зайцев» пропорции обратные, 7 ученых и 4 члена экипажа. Вдвое больше ученых смогут находиться на борту судна, одновременно проводить исследования и наблюдения, взаимодействовать при решении задач. Только представьте, как это повысит продуктивность научной работы!

Стоит отметить, что за прикладной стороной вопроса не был забыт столь значимый и ценимый у корабелов символизм. Вне всякого сомнения, передовое исследовательское судно должно носить имя выдающегося человека, каким и был Викентий Петрович Зайцев, возглавлявший ВНИРО с 1956 по 1962 годы. Его биография демонстрирует тот редкий случай, когда в одном человеке ярко проявились таланты ученого, преподавателя, администратора и неутомимого новатора, преодолевшего путь от простого инженера до заместителя министра рыбной промышленности СССР. Именно с подачи Зайцева начали строиться большие рыболовецкие суда «холодильники», что было для своего времени передовой технологией и позволило серьезно повысить эффективность рыбной отрасли. По его поручению и при непосредственном участии были созданы многочисленные научные станции на морях, реках и озерах Советского Союза, в том числе на Байкале. А еще Зайцев, уже будучи директором ВНИРО, возглавил первую в мире научно-исследовательскую экспедицию в Баренцевом море на приспособленной для научных целей подводной лодке «Северянка».

Ученый совет института рассудил, что будет справедливо назвать судно, призванное исследовать тайны величайшего пресноводного озера планеты, в честь такого выдающегося человека.

В торжественной церемонии закладки судна, которая состоялась 8 декабря, участвовали внучка Викентия Зайцева Марианна и правнук Александр. Они закрутили свой винт в именной памятной закладной доске, чем сообщили проекту определенную символическую преемственность.

Здесь вновь оглянемся на традиции корабелов. Еще с царских времен в Российском флоте повелось закладывать именную золотую монету под килевую балку корабля. Первый задокументированный факт этого события – постройка линейного корабля «Чесма» в 1770 году. Потом вместо монеты стали делать закладную доску с названием корабля, которую крепят к килю судна. Считается, что у судна есть два этапа рождения. Первый - когда закладная доска прикрепляется к килю и начинается постройка. Второй - спуск на воду, освящение батюшкой, подъем государственного флага и непременное разбивание бутылки шампанского о борт.

- Заложенное судно уникально еще тем, что его строят три завода, - продолжает Антон Аверкиев. – Это позволит кораблестроителям обмениваться опытом и достичь наилучшего результата при совместной работе. На Белогородской верфи Тверской области соберут корпус, узлы и агрегаты и по частям отправят в Тюмень. Уже там будет установлено специальное оборудование, например эхолот для проведения гидроакустической съемки и оценки численности рыбы, а также траловый комплекс. Надо сказать, байкальские ученые выдвинули разносторонние и непростые требования к оснащению, но все заявки удалось органично вписать в архитектуру судна. Базиpоваться «Викентий Зайцев» будет в поpту «Байкал» Слюдянского pайона Иpкутской области. Спуск судна на воду планируется в конце 2024 года.

Экономика к технологии

Постройка уникального научно-исследовательского судна для Тверской области символична по-своему. Это очередной вклад, очень значимый и этапный, в науку и технологии нашей страны. Тверской регион в этом смысле может служить образцом, где технологичные решения становятся закономерным итогом грамотного развития своего промышленного потенциала. Мы уже не раз писали, сколь важно привлекать инвесторов на территорию, показывая преимущества создания новых и расширения уже действующих производств. Например, в этом году губернатор Игорь Руденя заключил на Международном петербургском экономическом форуме соглашение с одним из флагманов отечественной корпоративной электроники - компанией «Акварус», а уже в октябре с конвейера сошел первый суверенный смартфон, защищенный от взлома и слежки со стороны зарубежных «партнеров по политическому процессу». Также этой осенью был презентован первый искусственный алмаз, созданный в лаборатории инновационно-промышленного парка «Савеловский» в Кимрах. Стоимость изделия более 20 миллионов рублей. Такие алмазы будут применять в медицине, авиационной оптике и других наукоемких сферах.

- Наша приоритетная задача – обеспечить для инвесторов максимально благоприятные условия, чтобы все проекты были выполнены и созданы рабочие места для наших жителей, – не раз озвучивал свое деловое кредо Игорь Руденя.

Белогородская судоверфь занимает в этом перечне свое достойное место. К ее развитию удалось привлечь одного из крупнейших производителей грузоподъемного оборудования в России - Троицкий крановый завод, входящий в Группу компаний S&A. Планы были озвучены в 2021 году, а уже в текущем году верфь получила дополнительные заказы и начала работу по наращиванию производственных мощностей.

Первым делом была восстановлена и модернизирована инфраструктура, начато технологическое переоснащение для серийного крупнокорпусного судостроения, строительство цехов блочно-модульных установок и композитных изделий и испытательной базы. Сейчас на верфи работает слип, который позволяет спускать на воду суда длиной до 110 метров, в планах оборудовать слип для 150-метровых судов, это настоящие гиганты.

Преобразования позволили создать почти три сотни новых рабочих мест, что, согласитесь, особенно актуально в эпоху больших экономических потрясений, которые сейчас переживает мир.

Мы будем следить за ходом работ на Белогородской судоверфи и непременно порадуемся вместе с нашими кораблестроителями, когда «Викентий Зайцев» будет спущен на воды Байкала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру