Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — ноу-хау военного дела, о котором эксперты рассуждали несколько десятилетий, но реализовать принцип удалось только с появлением мощной современной электроники. Пожалуй, первыми БПЛА, о которых узнала широкая публика, были американские разработки, применяемые в конфликтах на Ближнем Востоке. США пошли путем создания целого «беспилотного самолета», который мог вести разведку, а мог и ракету запустить, но по итогу операции обязательно возвращался на базу (если, конечно, не собьют). Стоит такая штука миллионы долларов, считается на единицы и десятки. Запускать подобную дорогую игрушку в местности, насыщенной средствами ПВО, значит, выбрасывать деньги на ветер. Поэтому конструкторы стали думать, как доработать концепцию, и быстро пришли к идее «умного снаряда с крыльями». К этому отряду беспилотников как раз и относится отечественный «Ланцет». Он, кстати, нередко проходит в официальных сводках именно как беспилотный/барражирующий боеприпас. Небольшой, чуть больше метра в длину, «Ланцет» нашпигован современной электроникой и может выполнять как разведывательные задачи, так и, увернувшись от ПВО, долететь и поразить цель, например, артиллерийскую позицию или легкобронированную технику.
«Ланцет» разработан одной из структур концерна «Калашников». Дальность его полета составляет 40—50 километров, он может нести несколько килограммов взрывчатки, оформленной в фугасно-осколочный или кумулятивный варианты.
Разработчики также предлагают использовать «Ланцет» как инновационное средство ПВО для уничтожения более крупных и дорогих БПЛА противника. При обнаружении вражеского дрона «Ланцет» может за короткое время разгоняться до 300 км/ч, сблизиться с ним и уничтожить.
«Ланцет» имеет оптико-электронное наведение, а также блок телевизионного наведения, что позволяет управлять боеприпасом на конечном этапе полета. Беспилотник оснащен интеллектуальными, навигационными и коммуникационными модулями. Особенностью БПЛА является то, что его модули наведения могут меняться под задачу. Доступный спектр датчиков довольно широк: камеры в инфракрасном и видимом диапазоне, наведение на лазерный целеуказатель, ассистирующие датчик поиска целей газоанализатором и радиометром.
«Ланцет» показал свою эффективность на полях СВО, отдельные теоретики военной науки даже называли его супероружием будущего, однако практика показывает, что ударный БПЛА должен применяться в грамотной сцепке с другими спецсредствами и видами вооружений. Если разведка и целеуказание проведены грамотно, дрон-камикадзе способен нанести серьезный ущерб противнику. Околовоенные телеграм-каналы изобилуют видео с «прилетами»: вот расчет противника суетится у гаубицы, готовясь дать залп, на долю секунды в углу экрана мелькает пятнышко стремительного «Ланцета», и вражеское орудие тонет в сизой дымке взрыва. Сейчас это одно из самых эффективных средств борьбы с вражескими артсистемами, как стационарными, так и мобильными, типа РЗСО HIMARS.
У «Ланцета», кстати, есть близкий родственник – БПЛА «Герань», который солдаты ВСУ за характерный звук двигателя прозвали мопедом. Интересный момент: сперва казалось, что этот демаскирующий шум снижает эффективность применения беспилотника, сообщая о скором «прилете».
Однако со временем стало очевидно сильное деморализующее воздействие, которое звук оказывает на противника. На «геранеопасных» направлениях даже запрещается пользоваться бензопилами, мопедами и мотоциклами, чтобы не нервировать личный состав и не прощелкать в этих акустических помехах настоящий ударный БПЛА. Представьте, какой эффект создает «стая» из пяти-шести «Гераней» и десятка отвлекающих шумелок.
В отличие от шумного собрата «Ланцет» движется тихо, его подлет довольно сложно заметить, особенно в малой версии. Российские военные накапливают опыт применения ударных БПЛА и постоянно совершенствуют тактику. Не исключено, что в обозримом будущем мы увидим реализацию таких смелых, с точки зрения техники, идей, как атака роя разнокалиберных дронов и «воздушное минирование» - завесу из малых беспилотников над особо важными объектами.