Не просто учитель: молодые тверские ученые рассказали о своих наставниках

Не просто учитель: молодые тверские ученые рассказали о своих наставниках
Фото из архивов героев публикации

2023 год в России провозглашен Годом наставника и педагога «в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя» (говоря словами Владимира Путина). Это решение принято в связи с необходимостью признать особый статус работников педагогической отрасли. «МК в Твери» поинтересовался у героев наших газетных публикаций, кого в своей жизни они могли бы назвать Учителем и Наставником.

Михаил Бабайцев – наставник проектных команд, промышленный дизайнер, технический директор образовательного стартапа «Аддитивка»:

- Для меня наставник – понятие всеобъемлющее. Это не только человек, скорее необязательно. Даже конкретный. Наставник может видеться в целой группе людей как некий собирательный образ, например, школьного учителя, состоящего из жизненных фрагментов, связанных с реальными людьми.

Наставник еще и человек, который что-то смог дать полезное, ценное, в меньшей степени относящееся к миру материальному. Наставники по жизни формируют нас такими, какие мы есть. И мы такие именно благодаря им.

У любого человека есть наставник. Порой мы это не осознаем. Но со временем, с возрастом, мы начинаем понимать, что наше «я сам» было «мы вместе». Конечно же, моими первыми наставниками были родители, которые иногда осознанно позволяли совершать некритические ошибки, дабы их чадо научилось. И знаете что? Сработало!

Да, потом наставниками были воспитатели в детском саду и учителя в школе. Я повествую о них обобщенно, так как не могу выделить кого-то конкретного: для меня они все дороги, каждый вкладывался в развитие моей подрастающей личности, прививал общекультурные ценности.

Потом – университет. Уровень наставничества изменился. Профессура, кандидаты наук и уже очень серьезный и узкий подход к изучению жизни общества. В университете начинаешь иначе смотреть на мир, так как люди, которые про него тебе рассказывают, явно знают его с преподаваемой стороны лучше, чем ты сам.

Следующие наставники – коллеги по работе. Взрослый мир, взрослые заботы, взрослые обязанности. Но и коллеги в широкой массе своей так или иначе влияют, помогают, наставляют, разделяют участь многих проектов, задач, дел.

Еще одна категория наставников – недоброжелатели. Несмотря на весь свой негатив, изливаемый на мою жизнь, они демонстрируют многогранность и плюрализм человеческого общества, показывая своим примером, как бывает и как делать не стоит.

Наставниками также являются вещи. Но не обиходные, а те, что имеют историю, зачастую хранятся в музеях. Это и архитектура, и целые улочки российских городов – все то материальное, которое может поведать о жизни прошлой. История учит, проверено.

А порой наставником бываешь себе сам: обдумывая, переваривая что-то, давая себе советы, беседуя со своим внутренним голосом.

И особо хотелось бы отметить практико-ориентированный научно-технический клуб «Физика. Начало пути», ребят клуба, руководителя – Никиту Вострова. Именно благодаря общей благой идее по изменению мира к лучшему через науку, а также самостоятельно набранным знаниям и умениям ребятами в области технологий быстрого прототипирования, педагогики, робототехники и радиоэлектроники, коими они охотно делились, получается сегодня создавать технические блага, призванные сделать жизнь человека лучше.

Михаил Вахрушев – первокурсник механико-математического факультета МГУ. Он стал героем публикации «МК в Твери», когда еще курсантом Тверского суворовского училища вместе с командой ровесников разработал «умный полимер», поглощающий радиоволны, – новое слово по сравнению с технологией «стелс».

- Свой путь в постижении наук я начал в 12-й гимназии Твери. Моей первой учительницей была Ирина Валериановна Сидоренко, и она научила меня учиться. А после четвертого класса я поступил в Тверское суворовское училище. Обучение там нацелено на получение высоких результатов в олимпиадах и всевозможных научных конкурсах. Во время учебы благодаря профессионализму и поддержке моих преподавателей Елены Владимировны Кирилловой, Светланы Сергеевны Шаповаловой, Евгения Сергеевича Жукова, Михаила Ивановича Шевелевского я занимал призовые места в таких научных конкурсах, как «Леонардо», «Шаг в будущее», «Старт в науку», а также во всероссийских и всеармейских олимпиадах по математике и физике.

Профессор Тверского государственного университета Ольга Витальевна Малышкина – пожалуй, первая моя серьезная наставница уже во взрослой жизни. Под ее началом я готовил научную работу о свойствах и применении в военной промышленности материалов на основе пьезокерамики. Мы занимались химией в лаборатории, синтезировали пьезоматериал, запекая смесь из различных химических элементов в муфельной печи. Успешно защитив проект на всероссийском конкурсе «Большие вызовы», я как победитель был направлен в образовательный центр «Сириус», где продолжил со своими сверстниками со всей страны заниматься разработкой новых материалов. Ольга Витальевна научила работать с оборудованием, правильно выстраивать научные работы, обосновывать полученные результаты, аргументированно отвечать на вопросы комиссии. Я запомнил, что главное – это актуальность работы, у полученного результата не должно быть лучших аналогов на рынке, иначе весь труд бесполезен.

Эта тема меня очень увлекла, и я решил после окончания училища связать свою жизнь с наукой. Для этого приложил максимум усилий, получил высокие баллы по ЕГЭ, красный аттестат, золотую медаль и на отлично сдал вступительный экзамен на механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова. Безусловно, в этом есть заслуга всех моих педагогов и наставников. Хочу продолжить научную деятельность в стенах этого вуза, разрабатывать новые технологии на благо нашей страны.

Давид Губанов – самый юный «главный конструктор» космической техники в Тверской области, автор проекта жидкостно-реактивного двигателя ЮГ-60:

- Мне просто повезло. С детства меня окружали люди, преданные своему призванию учительства, глубоко уверенные в том, что неталантливых детей нет. И если говорить об учителях, то первое имя, которое я обязан назвать, это Евгения Иосифовна Лотернштейн, педагог «старой школы» с широкой душой, музыкант, директор дошкольного образовательного центра «Созвучие». Именно она разглядела во мне склонность и к научным знаниям, и к музыке. Еще надо назвать детскую музыкальную школу при ТМК имени Мусоргского и самую сложную специальность – «Духовые инструменты. Труба». Такие прекрасные педагоги, как Александр Борисович Шалыгин, Елена Вениаминовна Мушкова и Надежда Дмитриевна Стрыгина – настоящие хранители искусства игры на музыкальных инструментах. К слову, Юрий Гагарин играл на трубе. А в команде проекта ЮГ-60, как оказалось, два трубача и саксофонист. Физики и лирики в одном флаконе.

Дальше – больше! Конечно же, Андрей Александрович Юдин – наш замечательный художник! Его слова «Я не учу вас рисовать. Моя задача – создать настроение, а рисуете вы сами» можно принять за девиз, вдохновляющий на желание жить, творить, любить этот мир, открывать в нем новое и обязательно прекрасное! В обычной школе, безусловно, Педагогами с большой буквы для меня стали учитель физики Юлия Геннадьевна Педько, заметившая во мне, тогда четверокласснике, рвение к физике, и Галина Ивановна Галич – учитель русского языка и литературы, которая смело смотрела на мое увлечение техническими науками и фантастикой, посвящая при этом в тонкости литературоведческого анализа. Посчастливилось мне получить добрые советы и от Георгия Николаевича Пономарева, которому во многом я благодарен за душевное просветление и возможность увидеть «изнанку» театра как она есть – из-за кулис.

Фото из архивов героев публикации

Не могу не упомянуть и Татьяну Борисовну Маркову, руководителя астрономического объединения «Алькор» Дворца творчества детей и молодежи: если смотреть на звезды, то только с ней! А еще Надежду Евгеньевну Медведеву, ныне начальника отдела ФГБОУ ДО ФЦДО Министерства просвещения России – очень скромного человека с большим и чутким, а главное – любящим новаторским сердцем. Все эти люди сыграли значимую роль на каждом этапе моей жизни и, по сути, подвели к главному, к дню сегодняшнему, к встрече с Наставником с большой буквы – Никитой Востровым и командой его единомышленников.

Наставник – это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее, делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Но ни в коей мере не наставляет и не поучает! Это человек-компас, прокладывающий путь среди звезд, тот, кто смотрит с вами в одну сторону, дышит одним воздухом, становится старшим товарищем, а в итоге и другом. Безусловно, это дар свыше и огромная работа, прежде всего над собой, ведь чтобы вести за собой других, нужно, как Данко, вынуть сердце из груди и осветить им путь в кромешной темноте. И Никита как раз из таких героев нашего времени!

Однако все бы это не состоялось, если бы не еще один человек – мама. Она всегда рядом: учитель (по образованию), наставник, друг и полноправный член команды проекта ЮГ-60!

Никита Мжачих, студент Тверского филиала РАНХиГС, обладатель гранта «Студенческий стартап» федерального Фонда содействия инновациям:

- Без наставника развивать наш проект с разработкой робота для склада было крайне сложно. В таких сложных наукоемких проектах всегда есть необходимость в чьей-либо консультации, подсказке, помощи. Часто нужна узкоспециализированная помощь в какой-либо области. Такого разбирающегося человека найти и спросить не так уж и трудно. В моем случае повезло – удалось подружиться с ребятами из ПОНТК «Физика. Начало пути» при Тверском государственном университете и там познакомиться с Михаилом Николаевичем Бабайцевым. Это как раз тот человек, которого можно смело назвать наставником.

Наставник, в моем понимании, человек, который не просто советует, помогает, а именно наставляет – удерживает нас, нашу команду в нужном русле. Наставник – человек-универсум. Он может в чем-то разбираться узко, но и так же во многом разбираться широко. Этакий дилетант широкого профиля, в хорошем смысле этого слова. Именно такой подход позволяет наставнику видеть проект во всех ракурсах: с экономической, технологической, социальной, бизнесовой, юридической точек зрения. Именно эта и является его суперспособностью.

Михаил помогает нам в нескольких смежных проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям: в разработке камеры технического зрения и складского робота. Плюсом является то, что Михаил сам является грантополучателем фонда и разрабатывает сельскохозяйственного робота со своей командой, а значит, не понаслышке знает и воочию сталкивался со всеми проблемами, трудностями, неприятностями, которые возникают в процессе разработки, и позволяет нам их избежать.

Это очень здорово, так как позволяет не тратить впустую временной ресурс на исправление глупых ошибок (поверьте, в большинстве своем они именно такие), а сосредоточиться на более важных вещах в рамках проекта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру