5 марта отмечается одна из самых памятных дат в истории не только России, но и всей нашей государственности. Ровно 80 лет с Ржевско-Вяземского выступа под напором Красной армии отступила 9-я армия Вермахта. За два до дня этого враг ушел из Ржева.
На протяжении десятков лет сведения об одном из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны в официальной повестке отсутствовали. В середине 70-х советский фронтовой писатель Константин Симонов выпустил несколько фильмов под общим названием «Солдатские мемуары» (картины доступны – в сети). Героем одного из них стал сельский учитель, полный кавалер Ордена Славы и награжденный медалью «За отвагу», Хабибулла Хайруллович Якин. В армию он попал в июне 1942 года и оказался под Ржевом. В оборонительных и наступательных боях 19-летний юноша находился на самых ответственных участках, обеспечивал бесперебойную связь командира полка с батальонами, огневыми позициями подразделений. Вот, что он вспоминал о тех сражениях:
- Я бегал до поляны смерти, линейщиком был. На поляне смерти был челябинец Миша Пушкарев, его убило. Ноги его были опущены в окопчик, тело лежало на боку, глаза были открыты. Я его вытащил, полотенцем прикрыл лицо, рядом положил пилотку его, потом закрыл все тело плащ-палаткой. Весь день над поляной смерти висели немецкие самолеты, били пулеметы, били снайперы, били из минометов, била артиллерия, били шестиволки, - вспоминал ветеран.
Недалеко от места, где сегодня железная дорога пересекает трассу Тверь-Ржев, и была одна из множеств полян смерти (в своих воспоминаниях ветераны также называли их долинами смерти ‐ ред.).
- Ребята погибали. Много ребят погибло, очень много. Приходилось бегать от воронки к воронке. Очень трудно было со снайпером. Вытащишь каску, поднимешь, он «чокнет» по ней и делаешь рывок в другую воронку. И там делаешь тоже самое, пока он перезаряжает. Я горжусь тем, что всегда держал бесперебойную связь, - рассказывал Хабибулла Хайруллович.
В сентябре 1942 года он получил контузию во время бомбардировки. Спасла ему жизнь каска, которую искромсало осколками. Несмотря на ранение боец остался в строю. Весной 1943 года наступил переломный момент.
- 3 марта мы вошли во Ржев. Он был в руинах. Я видел лишь 2-3 дома, которые уцелели, - вспоминал ветеран.
Потом герой рассказа вместе с сослуживцами погнал немцев дальше. По пути они видели ужасные картины.
- Трудно себе представить, это жестокая картина. Возле дорог лежали убитые девочки, старушки, женщины. Видеть убитого солдата не так страшно, это привычная картина. А видеть убитую девочку, старуху, женщину – страшно. Зверели наши ребята, - оживлял в памяти страшные картины связист.
Спустя полтора года после первой встречи, боец и писатель увиделись вновь. Накануне этого Хабибулла второй раз после войны побывал под Ржевом.
- В этот раз я чувствовал себя более спокойно, так как был там в 73-м году. До того года я почти каждую ночь просыпался в поту. Этот страшный ад Ржева, он незабываем, его невозможно забыть. Там погибли мои товарищи, которые приехали из тюменского военно-пехотного училища. Пал Худяков, Кожевников, погиб Адрющенко, Пушкарев. Очень много товарищей, - вспоминал своих однополчан бывший связист.
По неполным данным, с октября 1941 по март 1943 года Красная армия потеряла в боях 1 154 698 человек, включая раненых и пропавших без вести. Ценой огромных потерь удалось сковать крупные силы группы армий «Центр», а фашисты были вынуждены стягивать резервы с других фронтов. Тем самым удалось ослабить их наступательный потенциал на других направлениях. Враг в итоге отступил, но за это наш народ заплатил великую цену, исчисляемую сотнями тысяч смертей, миллионами искалеченных судеб. Спустя 77 лет под Ржевом появился монумент в память о тех, перед кем мы все в неоплатном долгу.