Россия отмечает годовщину судьбоносного референдума

Годовщина Крымской весны, или Девять лет дома

Россия отмечает годовщину судьбоносного референдума
Фото: ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

Знаете ли вы, откуда пошло название специальной шапки-маски «балаклава»?

Ее появление связывают с историей Крымской войны 1853-56 годов, когда британские солдаты, страдавшие от сильных морозов в районе города Балаклава, придумали головной убор, защищающий от холода не только голову, но и лицо. Впрочем, европейским интервентам это не сильно помогло – под Балаклавой полег цвет английской военной аристократии. Среди погибших был даже предок Уинстона Черчилля герцог Мальборо.

Ключ к Черноморью

Мы начинаем материал, приуроченный к девятой годовщине воссоединения Крыма и России, с этой исторической отсылки, чтобы подчеркнуть контекст события и провести некоторые параллели. Наша страна испокон веков видела Крым частью своей территории, готова была сражаться за него, вкладывать ресурсы и развивать. Если внимательно вчитаться в историю государства российского (необязательно опираться на Карамзина, можно взять самый широкий спектр источников), станет очевидно, что полуостров всегда носил стратегическое значение, был региональным центром силы. Рядом с ним проходил торговый путь «Из варяг в греки», некогда обогащавший Русь. Тот, кто владел Крымом, владел черноморской торговлей, и ситуация эта не изменилась по сей день. В эпоху мощных централизованных монархий Крым стал опорной территорией для военно-морских сил, этому способствовали удобные гавани, развитые судоверфи и почти идеальное географическое положение посреди Черного моря. Когда Российская империя разрослась настолько, что стала влиять на политику всего европейского региона, «западные партнеры» всерьез озаботились этой проблемой и начали поджигать конфликты на ее границах, тогда главным образом - с южного направления. Кстати, в Крымскую войну 1853-56 годов против нас выступила коалиция Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства (территория рядом с северной Италией), что, согласитесь, весьма сильно напоминает нынешнюю ситуацию. А ведь к тому моменту полуостров уже три четверти века официально находился в составе нашего государства.

Манифест о присоединении Крымского полуострова к Российской империи был подписан Великой императрицей России Екатериной II 19 апреля 1783 года. Украины в те времена еще не существовало. Крым и значительную часть побережья Черного моря занимало Крымское ханство, граничившее на севере с Речью Посполитой, на западе - с Молдавией и Валахией, а на востоке – с Россией.

Резюмируя историческую часть, скажем – периоды, когда Крым по каким-либо причинам выходил из-под руки России, стоит рассматривать геополитический нонсенс и временную заминку. И дело не в имперских амбициях, а в чувстве государственного сохранения, ведь ни один правитель в здравом уме не согласится предоставить вероятному противнику такой удобный плацдарм для удара.

Реальная геополитика

А теперь давайте перенесемся в современность, коею принято считать период после распада СССР и до наших дней. В самом начале 1990-х бывшие союзные республики, пользуясь слабостью центральной власти, набрали столько суверенитета, сколько могли унести. Скоро выяснилось, что многие переоценили свои силы. Значительная часть их экономики была завязана на дотации из центра, а отбытие в «свободное плавание» привело к разрыву товарных и производственных цепочек, падению уровня жизни, обострению внутренних конфликтов. Несладко пришлось и метрополии, нужно было решать серьезные социальные проблемы, заново создавать финансовую систему, бороться с алчными олигархами, которые в буквальном смысле распродавали Родину оптовыми партиями. В такой ситуации у молодого государства просто не было необходимого ресурса для удержания стратегической территории в составе страны. С другой стороны, пока Украина, к которой отошел Крым, занимала добрососедскую или хотя бы нейтральную позицию по отношению к России, не было смысла идти на обострение и заявлять территориальные претензии. Однако уже тогда, в 1990-е, стало очевидно, какой взрывоопасный потенциал заложен в ситуации. На Украине, как территории пограничной, а поэтому априори нестабильной, всегда действовали как пророссийские, так и прозападные силы. Логично, что восточные области культурно и экономически тяготели к России, ну а западные грезили интеграцией с Европой, хотя украинцев там предпочитали видеть главным образом в качестве сезонных рабочих. Мы имели возможность наблюдать за витками этой борьбы, достаточно вспомнить, что первый «майдан» случился еще в 2004 году. За десять лет радикалам удалось раскачать лодку настолько, что в 2014-м путем госпереворота к власти пришли откровенно националистические и антироссийские силы. Произошло это, между прочим, при самой активной поддержке «западных партнеров», а именно США. Фонд Сороса к этому моменту уже лет 20 заваливал украинские школы и вузы идеологической литературой, американские спецслужбы дергали за ниточки ангажированных политиков, а посещение последнего майдана и раздача печенья официальным представителем Госдепа США г-жой Нуланд так и вовсе стало символической акцией, сигналом для нацистов всех мастей – смелее, заграница поможет! Жители восточных областей Украины, в том числе Крыма, смотрели на происходящее с ужасом, ведь западенцы с самого начала обещали им горькую участь, неспроста ведь одним из главных лозунгов майдана стала кричалка «москаляку на гиляку». Эта фраза, кстати, пошла от украинских коллаборационистов, помогавших немецко-фашистским захватчикам во время Второй мировой войны убивать русских, евреев и представителей других неугодных им национальностей.

Крым в этом смысле был особенно уязвим, ведь его легко шантажировать поставками пресной воды и электричества. В планах киевского режима, не раз озвученных его первыми лицами, значилась работа «по площадям», то есть по всей территории полуострова, по всему населению, ведь там «москали», чего разбираться. Россия просто не могла остаться в стороне и смотреть, как ее людей подвергает гонениям откровенно криминальная и нелегитимная власть, как не могла Россия допустить и перехода стратегической территории в руки враждебно настроенных сил. А в том, что в Крыму именно наши люди, нет никаких сомнений. Как только жители полуострова получили возможность свободно изъявить свою волю, они это охотно сделали, и результат был очевиден. Референдум 2014 года стал поворотной точкой, Крым воссоединился с Россией по воле собственных жителей, и это событие дало отсчет новой эпохе. Наша страна вновь начала обретать былое величие и укреплять свои международные позиции. Референдум 2014 года показал, что титанические усилия и жертвы предыдущих столетий не были напрасны. Героический Севастополь, не раз и не два переживавший страшные осады, романтический, вдохновенный Коктебель, окрылявший русскую интеллигенцию, лагерь "Артек" – мечта советских, а теперь и российских школьников, все это важная часть нашей культуры, часть русского мира, которой мы не должны лишиться ни при каких обстоятельствах. С Крымом Россия стала сильнее, а его жители наконец-то получили защиту и определенные социальные гарантии, которых были лишены со времени распада Советского Союза. День воссоединения действительно стал национальным праздником, и не декларативным, а самым настоящим – патриотическим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру