Аппетит возрос: как продавцы зарабатывают на простых российских автовладельцах

И где брать запчасти к иномаркам

Аппетит возрос: как продавцы зарабатывают на простых российских автовладельцах

С началом специальной военной операции запад объявил России экономическую войну. В частности, речь в статье пойдет об автомобильном рынке, на котором политика европейцев отразилась ярче всего. То, что казалось для наших граждан привычным и обыденным, перестало быть таковым.

"Пакет с пакетами"

На фоне введения санкций началось временное расшатывание экономической ситуации в стране, которое привело к росту доллара и евро до исторических максимумов.  За то время, пока государство решало экономические сложности, произошёл резкий скачок цен. В меньшей степени это коснулось продуктовой корзины, в большей - автомобильного рынка. Новые введенные Западом санкции не достигали того, чего хотели лидеры стран, и европолитики вмешались в дела собственных бизнесменов, которым пришлось «отползать» с бескрайних просторов огромного сбытового российского рынка.

Они понимали, что место под солнцем пусто не будет, и китайские производители тут же займут освободившиеся ниши, поэтому до последнего тянули с оглашением окончательного решения по закрытию заводов в России. 

Европа согласовала юбилейный 10 пакет санкций. Как говорил Задорнов: «Россия новый пакет сложит в пакет с пакетами». Но что произошло с автомобильным рынком? Цены на машины взлетели. То, что еще в 2021 году стоило 800 тысяч, сейчас подорожало до двух миллионов. Машины для многих стали опять роскошью. Это коснулось и рынка автомобилей с пробегом. Ситуация сложилась абсурдная: так, например, машина, которая покупалась новой в 2017 году за 430 тысяч рублей, в 2022 году после пяти лет эксплуатации была продана «перекупу» за 500 тысяч.

Занятная ситуация произошла с западными производителями, которые попрощались с российским рынком. Часть из них забыли о своих обязательствах перед клиентами, сотрудниками, дилерами. Кто-то отключил ПО, с помощью которого производится обслуживание машин, кто-то - мобильные приложения, которые отвечали за работу определенных узлов в железном агрегате. Другие перестали поставлять запчасти для ремонта автомобилей, отказались от обязательной гарантии, которая предусмотрена законом. Мол, что хотите, то и делайте, сами виноваты.

Возросшие аппетиты и новые лазейки

Проблема дефицита запчастей коснулась не только тех дилеров, производители которых покинули наш рынок, но и тех, кто продолжает на нем работать. Введенные западом санкции сильно повредили все логистические цепочки. А поставщиками большинства запасных деталей являлись европейцы. Да, часть запчастей производились на китайских заводах, но Западом.

Еще весной 2022 года, когда доллар и евро росли ежедневно, никто не знал, какой ситуация будет завтра. Ценники менялись по несколько раз за день даже на те запчасти, которые хранились на складах у крупных российских поставщиков. Теоретически, их можно понять. Обезумевший народ стал в экстренном порядке скупать все нужное и ненужное, все впрок. Дабы избежать дефицита и обвала на рынке запасных деталей, многие продавцы делали накрутки на них в три-четыре раза. Хотя, как мы помним, доллар и евро тогда выросли примерно вдвое, а потом ситуация на валютном рынке стабилизировать и вернулась к диапазону, который сохранялся последние годы до начала специальной военной операции. А цены? А зачем их менять? Про них решили "забыть".

Иностранные автопроизводители сначала выбрали выжидательную тактику: приостановили заводы, перестали поставлять запчасти, наблюдали за происходящим в мире. Все до последнего надеялись, что им не придется терять такой лакомый кусок, как Россия.

Но такой расклад не устраивал верхушки западной власти. Пришлось ставить точку в отношениях с Россией. Кто-то поставил жирную и окончательную (Land Rover, Jaguar), наплевав на все обязательства, кто-то продолжил поставлять запчасти (Toyota), кто подарил свои заводы России (Renault) и до отвала заполнил склады, а кто-то заморозил производство, но все еще лелеет надежду на счастливый финал (Kia, Hyundai).

Летом 2022 года, ситуация, на самом деле, была весьма печальная. Пауза была не только на заводах автопроизводителей, но и с поставками, которые были прекращены. Сейчас купить нужную деталь на большинство иномарок не составляет проблем. Для этого стоит заглянуть на сайты крупных интернет-магазинов типа Exist, Autodoc, Emex и других. Если запчастей нет, то их привезут под заказ, ведь многие производители работают с Россией не напрямую, а через параллельный импорт, например, через ОАЭ или Казахстан.

В настоящее время основная проблема – это возросший аппетит поставщиков, который никем не контролируется. К примеру, замена масла в вариаторе в Renault Megane в 2017 году стоила 11 800 рублей, до 24 февраля 2022 года цена составляла примерно 17 000 рублей, сейчас же такое обслуживание обойдется для владельца авто не менее, чем в 32 000 рублей.

Подробнее стоит рассказать, как обстоят дела с запчастями у Land Rover и Jaguar. Эти производители попросту "кинули" российских клиентов и перестали поставлять детали в Россию. Наши поставщики, судя по всему, не могут через параллельный импорт заказывать запчасти партиями, а единичные заказы финансово неинтересны крупным фирмам. Но где русский человек не пропадал? Те, у кого есть возможность, ездят в Финляндию, у кого ее нет - заказывают запчасти напрямую из Европы или США. Сделать это можно, например, через сервис доставки зарубежных запчастей. Покупателю нужно указать ссылку на нужный товар из американского или европейского магазина, затем, получив подтверждение покупки, оплатить счет картой банка РФ, криптовалютой или картой западных банков. Но у некоторых сайтов предусмотрена оплата либо через сторонние обменные сервисы, либо с помощью виртуальной карты любого западного банка. И, как бы странно это ни звучало, покупка новых деталей из-за рубежа обходится дешевле, чем с разборки. К слову, если нужная запчасть в России стоит 9 000 – 11 000 рублей, то в США ее можно купить за 35 долларов + 6 долларов доставка до посредников и около 20 USD пересылка в Россию. Итоговую сумму мы получаем около 4 700 рублей. Ушлые ребята, которые успели столкнуться с проблемой, не скупятся на информацию и рассказывают в интернете братьям по несчастью, как и на каких еще сайтах можно оформить заказы, а также дают подробные инструкции, как произвести оплату.

КАСКО пошло в обход

Любопытная ситуация сложилась со страховыми компаниями у тех автолюбителей, которые застраховали свой автомобиль по КАСКО. Теперь страховая стала часто приравнивать причиненный ущерб к «тоталу» (так называемый «тотал» или «тотальный ущерб» - это сильные повреждения автомобиля, при которых его ремонт невозможен или не оправдан экономически) и выплачивать страховую премию. Вот только загвоздка была в том, что вырученных денег хватало на покупку только 1/2 части от стоимости аналогичного железного агрегата. Массово посыпались иски в суд. Автовладельцы требовали починить авто, потому что купить новый они просто не могли. Но правила КАСКО позволяют признать ущерб тотальным, если стоимость ремонта превысит 75% от страховой суммы.

Страховые компании отказались от выплат по полису, который теперь предусматривает только ремонт транспортного средства, при котором используются оригинальные запчасти. Они поставляются определенным поставщиком. Для людей, казалось бы, это идеальный вариант. Не нужно ничего решать, только напиши заявление, съезди на оценку ущерба, а потом отдай машину в сервис. Владелец авто 100% получит оригинальные детали и качественный ремонт. Единственное, сроки последнего не регламентируются договором КАСКО.

Бывают случаи, когда страховая компания сталкивается с тем, что нужной запчасти нет у поставщика и вряд ли она будет. Так, на днях мы наткнулись в интернете на отзывы автовладельцев, которые попали в похожую ситуацию. Мы не можем это подтвердить, но люди рассказали, что сами покупали запчасти (новые или б/у), затем отдавали их на станцию технического обслуживания, специалисты которой проводят ремонт по страховому случаю. После этого компании возмещали клиенту затраты.

Про ОСАГО

Еще интереснее обстоят дела с обязательным страхованием ответственности. По закону об ОСАГО, на ремонт дается 30 дней. Сроки поставки части запчастей могут затянуться и превысить несколько месяцев, поэтому клиентам, автомобиль которых пострадал в ДТП, возмещают ущерб деньгами с учетом износа деталей. Если машина, к примеру, 2013 года, то износ будет 50%, то есть выплатят потерпевшей стороне только половину от стоимости новой запчасти.  Дальше еще занятнее. Предположим, что покраска одного кузовного элемента стоит шесть тысяч. Но у ОСАГО свои принципы расчетов. Любые работы страховая оплачивает согласно нормо-часам. В Тверской области один нормо-час в среднем стоит около 1200 рублей. Его цена зависит от марки и типа автомобиля, проверить можно в калькуляторе РСА.

Если в результате ДТП у машины был поврежден, например, бампер, то расчет будет примерно следующим: за покраску владелец авто получит около 1200 рублей, вместо положенных 6 тысяч + 50% от стоимости нового бампера + сумму за установку нового и демонтаж старого.

Если этих денег не хватит на ремонт, то вопрос решается только в частном порядке через иск в суд к виновнику аварии.

А что с гарантией на новые авто?

На самом деле, любому потребителю глубоко безразлично, какие отношения связывают продавца (дилера) и производителя. У покупателя есть проблема здесь и сейчас. Приобретая дорогостоящую "игрушку", он не думает, что играть начнут именно с ним. Он уверен, что производитель несет ответственность за поломки и заводской брак в рамках гарантии. Договор заключен с продавцом, вот и требовать покупать вправе у последнего.

Автомобиль относится к технически сложному товару. Согласно статье 20 закона «О защите прав потребителей», срок гарантийного ремонта не может превышать 45 дней с момента обращения покупателя с соответствующей претензией. В противном случае за каждый день просрочки владелец автомобиля вправе потребовать с дилера неустойку в размере 1% от ее стоимости (причем в расчет берется нынешняя цена автомобиля) или возврат денег за железный агрегат (и тоже согласно теперешней рыночной стоимости). 

Осознав весь масштаб грядущей катастрофы, дилеры со всех ног бросились в Роспотребнадзор искать защиту своим капиталам. Они просили ввести мораторий на выплату неустойки за нарушение сроков ремонта. Вспомнили про закон «О защите прав потребителя», о котором забывали в хорошие прибыльные для себя время, когда, без зазрения совести эти бравые ребята навешивали на машину кучу ненужных покупателю «допов» (например, керамическое покрытие кузова, установленные подкрылки, салонные коврики и другие) и отказывались продавать авто без навязанных услуг и товаров.

Но закон един для всех, и делать исключения Роспотребнадзор не стал. Вот и получается, что дилерам приходится находить с клиентом взаимопонимание в решении вопросов, связанных с гарантийным ремонтом. Сломалась какая-то деталь в авто, а дилер не может организовать проведение ремонта в установленные законом сроки, придется клиенту выплачивать рыночную стоимость за агрегат или неустойку, тут уж как выберет покупатель.

Еще один вариант решения проблемы - менять машину на ту, что есть в наличии. Стоит отметить, что многие дилеры переориентировались на потребности рынка и занимаются продажей автомобилей с пробегом, поэтому могут предложить покупателю выбор.

В частных разговорах менеджеры тверских автосалонов рассказывали, что летом 2022 года уже неоднократно сталкивались со случаями, когда не могли починить машину по гарантии, поэтому меняли ее на аналогичную по цене.

"Китайцы" на российском рынке

Китайские производители, пока еще не щупавшие почву на российском рынке, в раздумьях: стоит ли им занимать освободившиеся ниши? Все потому, что репутация большинства китайской продукции, включая автопром, заведомо проигрывает проверенным европейским, японским и даже корейским брендам. Кроме того, объем продаж в Китае и в России отличается в несколько десятков раз. Да, 2022 год стал непростым для отечественного автопрома, который потерял шесть нулей. По данным Росстата, в 2021 году было продано около 1 600 000 автомобилей, но даже эта цифра – это всего лишь месячный оборот в Китае, где за год реализуется около 26 миллионов машин

К тому же Минпромторг официально включил в список разрешенных поставок по параллельному импорту практически все те бренды, которые ушли с российского рынка.

Интернет пополняется слухами о том, что под Брянском китайцы планируют открыть завод, где будут собирать машины методом крупноузловой сборки. Но конкретные названия не называются, как и сама производственная площадка. Кстати, китайские кроссоверы начнут собирать и на бывшем заводе Renault, который сейчас передан «Москвичу». Но проблема опять же в аппетитах: новый электромобиль, которых будет выпускаться с завода в России, окажется дороже, чем Tesla в США. При этом эксперты журнала «За рулем» утверждают, что отечественная «электричка» значительно проигрывает зарубежной по качеству.

С заморозкой производства ряда моделей сильно просела ниша бюджетных автомобилей. Самыми дешевыми и продаваемыми легковыми автомобилями остаются «Лады». До миллиона рублей можно купить Lada Granta и Lada Niva Legend, остальные модели стоят дороже, например, Vesta Sport начинается от 1 600 000 рублей.  

Восполнение этой ниши будет происходить за счет новых китайских компаний, которые готовы подружиться с российскими клиентами. Одной из них стала Kaiyi. Производитель планирует открыть до 80 дилерских центров в России, в которых будут представлены три модели автомобилей: седан С-класса (эксперты сравнивают автомобиль с Kia Cerato или Skoda Octavia) и два кроссовера. Сборка седана началась уже в январе 2023 года на заводе в Калининграде, где раньше производились Kia, Hyundai и BMW. Автомобиль производится в максимальной комплектации и будет стоить чуть меньше 2-х миллионов рублей. Но производитель уверяет, что чуть позже обязательно выпустит на рынок более бюджетную версию с механической коробкой передач, меньшим количеством опций и весьма скромной ценой. Она пока не называется, но, можно предположить, что именно такой вариант станет для покупателей оптимален по цене. При этом стоит отметить, что седан будет не В, а именно С-класса.

Представители Kaiyi рассказали, что один кроссовер появится на рынке ориентировочно к лету 2023 года, второй – к декабрю.

В интернете появились сведения о том, что на Подмосковном заводе Mercedes-Benz, который компания продает российскому автохолдингу «Автодом», могут начать сборку китайских премиальных автомобилей бренда Hongqi. Еще одной популярной маркой стала Omoda. Эти автомобили уже появились в тверских дилерских центрах.

Где покупать машину в Твери: вариантов несколько

Покупка автомобиля для большинства автолюбителей – это крайне нервная процедура особенно для тех, чей бюджет весьма скуп, а хочется автомобиль в идеальном состоянии, чтобы не требовал ремонта. Если вы богатый человек и можете позволить себе любую машину, то, вероятнее всего, просто придете в автосалон, выберете новый железный агрегат и уедете на нем счастливый и довольный. Новая машина по карману не всем, но варианты есть для всех.

Купить автомобиль можно у дилеров. Это один из самых дорогих вариантов, потому что, бывает, они искусственно пытаются поднимать цены на рынке, чтобы получить больший улов. Они же перекупают машины у частников, если последние продают качественный автомобиль за приемлемую цену. Потом эту же машину дилеры продают с большой накруткой. Но свои преимущества у такой покупки есть. К примеру, покупатель может сдать свой автомобиль в трейд-ин, добавить сумму и в тот же день уехать уже на обновленном авто. Или в случае необходимости взять автокредит на месте. Также покупатель получит гарантию, в течение которой он сможет выявить какие-то серьезные недостатки, которые будут устранены за счет продавца. Дилеры дорожат своей репутацией, поэтому постараются решить все вопросы покупателя.

И это не пустые слова. Историей обслуживания покупки автомобиля Skoda поделилась с «МК в Твери» читательница. Она пояснила, что после покупки автомобиля обнаружила существенные недостатки: запасной ключ не заводил машину, а кнопки на руле не работали. Продавец не смог решить проблему с работоспособностью заявленных компонентов, поэтому предложил компенсировать расходы, которые понесет владелица купленного авто. Девушка решила проблемы с ремонтом ключа и руля. Ей пришлось обращаться в разные сервисы, заказывать запчасти с популярного сайта объявлений. Но тверской дилер компенсировал все до копейки.

Также «официалы» продают новые автомобили, но называются они «авто с пробегом». Речь идет о машинах, которые были сняты с конвейера и ввезены в Россию по параллельному импорту. Гарантия производителя в том виде, в котором покупатели на нее рассчитывают, больше не предоставляется, поэтому такие авто и имеют маркировку «с пробегом».

Купить автомобиль тверитяне могут и на популярных сайтах объявлений. Дешевле обходятся машины из Санкт-Петербурга или Москвы. Но встречаются хорошие предложения и в Твери. Качественные машины продаются очень быстро, поэтому нужная сумма должна быть у покупателя на руках. Дилеры круглосуточно отслеживают заманчивые предложения и в миг выкупают приглянувшиеся авто. Поэтому, если покупатель не хочет ехать в другой город за машиной, придется постоянно мониторить объявления.

Голь на выдумки хитра. Русские не были бы русскими, если не придумали схемы, по которым автомобили им бы доставались за цены двухлетней давности. Самым лакомым кусочком в последнее время стало приобретение машин на аукционах в Японии.

Историей такой покупки поделилась с «МК в Твери» семья из Твери. У них была задача купить качественный 7-местный автомобиль за минимальные деньги. Не найдя подходящих вариантов в Твери и близлежащих городах, они решили попробовать приобрести авто из Японии.

Для этого покупатели нашли посредника, который находился во Владивостоке. Стоит оговориться, что участие в аукционах должен принимать человек, который знает язык. Обычный покупатель, вероятнее всего, просто-напросто в них не разберется. Поэтому люди находят помощников на популярных сайтах объявлений.

Посредник, который взялся помочь тверским покупателям, рассказал, что хорошие машины уходят на аукционах за 250-300 тысяч рублей, но «растоможка» одного автомобиля на российский рынок обойдется примерно в 900 тысяч рублей, плюс доставка. Но даже это будет все равно дешевле, чем покупать в России.

Такой вариант не устроил заказчиков, так как являлся весьма дорогим. Тогда посредник предложил покупателям другую схему: купленный автомобиль разбирают на пароме и ввозят в РФ в виде запчастей (шасси, кузов, двигатель). По прибытии во Владивосток запчасти «растаможивают», затем посредник собирает автомобиль и отправляет его на поезде в Москву. В России такую машину поставить на учет нельзя, а, например, в Белоруссии можно. Именно там ее зарегистрируют по доверенности и выдадут белорусские номера. Такой вариант был одобрен.

Тверские покупатели рассказали, что машину они купили в феврале 2023 года за 280 тысяч рублей. В эту сумму вошла и доставка авто до порта. Разборка, сборка, отправка покупки в Москву и регистрация машины обошлись еще в 400 тысяч рублей. В итоге стоимость железного агрегата составила около 700 тысяч. Аналогичный автомобиль в Твери начинается от 1 500 000 рублей.

Вот и получается, что не бывает таких ситуаций, когда русский человек не может выкрутится. Введение санкций лишь заставляет народные умы мыслить активнее и изворотливее, придумывать все новые пути решения поставленных задач.

Однако хочется надеяться, что ситуация стабилизируется и вернется на круги своя. Часть заморозивших свой бизнес производителей все же вернутся в Россию и продолжат работу, цены на автомобили упадут, и машины перестанут быть роскошью, а снова станут комфортным средством передвижения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру