Учитель года-2023: «Где родился, там и пригодился»

 Учитель года-2023: «Где родился, там и пригодился»
Фото из архива Евгения Арефьева Евгений Арефьев с учениками

Лучший мастер производственного обучения Тверской области говорит, что его кредо – педагогика сотрудничества

Историю целого края порой можно понять, познакомившись с биографией местного учебного заведения «со стажем». Так, в Западнодвинском районе Верхневолжья уже 72 года раскрывает свои двери перед учащимися Западнодвинский технологический колледж среднего профессионального образования имени Ивана Александровича Ковалева.

Колледж с родословной

Это учебное заведение было организовано через шесть лет после войны как училище механизации сельского хозяйства №2. Оно отвечало острой потребности в возрождении сельского хозяйства страны и всего за шесть месяцев подготавливало трактористов, а также слесарей по ремонту сельскохозяйственных машин. Курсанты (так в те годы именовались учащиеся) проходили производственную практику на тракторных заводах страны и целинных землях Казахстана, массовое освоение которых начиналось в 1950-х.

В последующие годы училище прирастало учебной и социальной инфраструктурой, получая филиалы в районах Калининской области, а также неоднократно меняло названия, побывав и сельским ПТУ, и агротехническим лицеем, покуда не утвердилось в звонком титуле ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» с филиалами в Андреаполе и Оленино.

Сегодня Западнодвинский колледж готовит автомехаников, специалистов по компьютерам, поваров-кондитеров, работников гостиниц, агрономов, охотоведов и звероводов, а также ландшафтных дизайнеров. В нем обучаются более 500 студентов, преподают 52 педагогических работника. И помимо всего прочего, это старейшее учебное заведение не устает подтверждать свое реноме, в третий раз подряд становясь призером национального конкурса «Лучшие колледжи РФ».

Поэтому нисколько неудивительно, что представитель именно этого колледжа стал абсолютным победителем областного конкурса педагогического мастерства «Преподаватель года» в 2023 году. Этот год, напомним, в России объявлен Годом педагога и наставника. А лучшим в регионе представителем профессии стал мастер производственного обучения Евгений Арефьев. Он представит Тверскую область уже на всероссийском конкурсе педагогических достижений «Мастер года».

«МК в Твери» расспросил лауреата о тонкостях учительского ремесла и поздравил с юбилеем – 15 мая Евгению Арефьеву исполнилось 30 лет.

Фото из архива Евгения Арефьева Евгений Арефьев с учениками

Просто «корочка» уже неактуальна

- Евгений Викторович, примите пожелания новых профессиональных успехов. И для начала давайте объясним читателям, кто такой мастер производственного обучения.

- Это педагог, основная деятельность которого направлена на практическое обучение студентов в специализированных мастерских.

- Как вы пришли в профессию? Что повлияло на ее выбор?

- С педагогической профессией я знаком с детства, мой дедушка проработал в нашем колледже 52 года мастером производственного обучения, и он мой главный наставник. Сам я окончил бакалавриат ТвГТУ по специальности «Торфяные машины и оборудование», а позднее прошел учебный курс по программе дополнительного образования «Педагогика профессионального обучения». Педагогический стаж у меня небольшой, 6 лет, но все это время я никогда не стоял на месте, старался постоянно развиваться.

- Любят ли учиться современные молодые люди или просто приходят за "корочкой"?

- Почему-то многие считают, что современная молодежь не хочет учиться, но это неверно. Да, они другие, но так и должно быть, это нужно понимать и принимать. Современная молодежь очень активна, быстро развивается, умело ориентируется в цифровой среде. Просто получить «корочку» им уже неинтересно, сейчас студенты более осознанно выбирают свой путь. Для них играют роль хорошее трудоустройство, возможность в будущем получить жилье, современная инфраструктура в городе или селе при выборе места практики.

- Много ли ребят остается работать по специальности?

- Почти все наши выпускники работают по специальности или смежной профессии, ведь они получают не одну квалификацию. Многие выбирают службу по контракту в армии, причем такая картина наблюдалась и в предыдущие годы, не только сейчас.

- Легко ли вам находить общий язык с сегодняшним подрастающим поколением?

- Я сам недавно был студентом, поэтому не нахожу проблем в общении с ребятами. При обучении практическим навыкам надо не бояться быть первым среди равных. Являясь куратором, поддерживаю связь с родителями. В большинстве своем это текущие вопросы про учебу, успеваемость и т.д. Часто доводится слышать и слова благодарности, так как стараюсь для своих ребят сделать все вовремя и в лучшем виде. Жалобы и претензии тоже случаются, но очень редко.

- Бывают ли у учащихся идеи, которые чему-то учат преподавателя?

- У наших ребят всегда много идей, но осознанные предложения, конечно, приходят на старших курсах. Учиться у детей всегда можно и нужно, они быстро адаптируются к новшествам, тем самым помогая и педагогу расти профессионально, повышать квалификацию.

Учительское самокопание будет всегда

- В 2016 году премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» посоветовал тем учителям, кто жалуется на низкие зарплаты, зарабатывать деньги в бизнесе. Вы бы присоединились к такому совету?

- Нет, нужно выбирать что-то одно, иначе не получится ничего. На бизнес просто не хватит времени, если честно и с душой относиться к своим подопечным. Бизнес – это работа 24/7, и педагогика тоже 24/7. Ну а вопрос заработка – он из разряда вечных.

- В прежние годы профессия учителя была уважаемой в местном сообществе. А сегодня как обстоят дела, по вашим наблюдениям?

- Как никто представляю, что профессия учителя, педагога была уважаема, часто беседуем на эту тему с дедушкой, ему 91 год. Сейчас отношение к педагогу во многом зависит от родителей, от общества в целом, конечно же, от самих нас – наставников, а не от детей. Задача учителя – сделать так, чтобы ученики стремились к знаниям, к развитию, идти с ними на контакт, поощрять. Считаю, что педагог может стимулировать в ученике стремление к знаниям в первую очередь на своем примере.

- Какие методы и подходы вы используете в производственном обучении студентов?

- Применяю на практическом обучении уроки-исследования (например, история автомобилестроения, первые советские автомобили), уроки-конкуренции (учащиеся выполняют в группе одинаковые индивидуальные задания без непосредственного участия мастера производственного обучения), уроки-соревнования (например, кто из одногруппников или какая группа быстрее и правильнее выполнит ремонт). Обращаю внимание на психологические особенности студентов, стараюсь поддержать словом. Всегда показываю ученикам, как нужно выполнять задание, что должно получиться, насколько важен результат. Мое кредо – педагогика сотрудничества.

- Как вы оцениваете эффективность своей работы в области производственного обучения?

- Думаю, что мои ученики в будущем достигнут успехов в карьере, найдут достойное место в жизни, вырастут хорошими людьми. Эффективность – это постоянное профессионально-личностное развитие, профессиональная рефлексия, анализ каждого проведенного урока. Учительское самокопание есть и будет всегда, особенно в методике, педагогике. При этом на уроках практического обучения надо быть уверенным в себе на все сто, так как я должен знать, что и как сделать для того, чтобы все работало. А самая большая педагогическая ошибка в работе с детьми, по-моему, - это проводить занятие для всех групп однотипно, без индивидуального подхода, так как и студенты, и группы очень разные, и нужно подходить к ним индивидуально, использовать различные методы обучения.

- Как вы поддерживаете мотивацию студентов в процессе обучения? Какие методы мотивации к учебе на производстве наиболее эффективны?

- Не боюсь сказать «нет», но уважаю студентов, учу сосредоточиться на конечном результате, привожу примеры побед наших ребят на конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства. Эффективным бывает постепенное поощрение, вознаграждение оценкой. Часто цитирую детям: единственный тормоз на пути к нашим завтрашним достижениям – это наши сегодняшние сомнения. (Автор высказывания – Франклин Делано Рузвельт. – Прим. ред.)

Фото из архива Евгения Арефьева Евгений Арефьев с учениками

На работу берут мотивированных

- Удается ли вам привлекать работодателей и представителей отрасли к учебному процессу в колледже?

- Да, конечно, с колледжем сотрудничают многие работодатели, согласовывают программы, присутствуют на экзаменах, студенты проходят у них производственную практику, мы всегда готовы к сотрудничеству.

- С какими наиболее распространенными проблемами вы сталкиваетесь при обучении студентов и как их решаете?

- Некоторые студенты привыкли к обучению «как в школе» и не торопятся что-то менять, ведь в школе им все диктовали по слогам, они переписывали задание с доски. Разъясняю таким, что практическое обучение требует большой самостоятельной работы, внимания, умения трудиться и руками. Никто же не захочет идти к плохому повару, врачу или механику.

- Какие советы вы можете дать начинающим преподавателям, которые хотят достичь успеха в области производственного обучения?

- Не паникуйте, не думайте про «напишу заявление, уволюсь», если что-то пошло не так, как вы ожидали. Лучше решите для себя, что можно в следующий раз сделать по-другому. И не бойтесь присутствия администрации на уроках, критика помогает.

- Какие преимущества получают студенты, которые проявляют высокую мотивацию к производственному обучению?

- Они получают выше разряд по рабочей профессии, а это преимущество в трудоустройстве. При прохождении практики работодатели стараются таких студентов поощрить, пригласить на работу.

- Каким образом производственное обучение может повлиять на мотивацию студентов к дальнейшему развитию и карьере?

- Каждый студент, пройдя практическое обучение и сдав демонстрационный экзамен, уже знает суть дела, это главное. Если выпускник может что-то сделать сам и устранить чужие ошибки в работе, он должен и уметь определить собственные профессиональные интересы, сопоставить личные возможности.

- Евгений, педагогика стала вашим профессиональным призванием. А что можно сказать о личной жизни лучшего мастера производственного обучения Верхневолжья?

- Я живу и работаю там, где родился, – в Западной Двине. Моя семья кроме родителей – это жена, дочь и сын, а еще лайка по кличке Боб. Увлекаюсь нумизматикой, накопилась большая коллекция монет разных стран и времен. Люблю читать Стивена Кинга, смотреть фильмы Гая Ричи, слушать Дэвида Дреймана и кататься на мотоцикле. Только, к сожалению, мало свободного времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру