Борисоглебский монастырь в Торжке, древнем и одном из самых красивых городов Тверской области, много лет притягивает к себе паломников и туристов. Да что уж говорить, и видных политических деятелей – совсем недавно его посетила официальный представитель российского МИД Мария Захарова, конечно, сделав фотографию в святом месте. Сейчас же здесь трудятся археологи.
Помимо необычной архитектуры, монастырь интересует людей своей богатой и очень древней историей, но вскоре будет закрыт на реставрацию: работы начнутся со стен монастыря и Входоиерусалимской церкви, а уже потом начнется возрождение Борисоглебского собора. Очень вероятно, что в этом вновь смогут принять участие археологи, чтобы отыскать в центральном соборе фундаменты "дольвовского" храма на этом месте, а также остатки самой ранней церкви времен Ефрема, но сейчас главная задача группы – провести исследования территории монастыря, найти остатки благоустройства (мостовые, отмостки) и фундаменты несохранившихся строений.
К моменту выхода текста работы уже завершились, но так и было задумано, дабы избежать излишнего интереса к поиску сокровищ на раскопанной территории. Давайте вернемся в самые жаркие дни августа и окажемся среди туристов, мостовых, разрытых шурфов и немного по-субботнему неспешных работ. В материале мы расскажем о том, как археологами была открыта белокаменная дорога конца 17 века, а также еще одна – которая ведет к Входоиерусалимской церкви. Сделаны и интригующие находки, в частности - гривна киевского типа. В этой статье мы пообщались со старшим научным сотрудником отдела археологи ТГОМ Еленой Романовой, а также заведующей отделом археологии ВИЭМ, специалистом Института археологии РАН Натальей Сарафановой, и теперь можем рассказать, что же кроется у материка Борисоглебского монастыря, и покажем, как выглядит изнутри главный его храм.
Там, где соседствует прошлое с настоящим
День нашего визита выдается очень жарким, что, кстати, отнюдь не отпугивает многочисленных посетителей: еще не успела завершиться одна экскурсия, как начинается вторая – которую и проводит Наталья. На наше счастье, рядом оказывается Елена Романова. Стоя на палящем солнце, она отвечает на вопросы любопытствующих граждан о находках. Археологические раскопки, рассказывает уже нам Елена, проходят в связи с приближающимися реставрационными работами, для которых ранее проводились архивные изыскания – проще говоря, нужно было понять где расположены некие точки, где "копать".
- Наша задача в этом году – найти древнее благоустройство. Сейчас перед вами отмостка вокруг храма, а совсем недалеко нам удалось найти дорогу "львовского периода", рядом с которой, кстати, можно увидеть специально уложенные кирпичи – раньше они составляли водоотводную канавку, - рассказывает Елена.
Рядом с центральным собором в ряд лежат тонкие кирпичи, ждущие своего погружения в коробки. Они называются плинфа или плинфяные кирпичи – оказалось, остатки древнего, еще "дольвовского" храма, построенного в кон. XII – нач. XIII века.
Если немного отвлечься, то жизнь монастыря можно разделить на несколько этапов: дольвовский (переживший зарождение, расцвет и набеги "монголо-татар", и поляков, и страшные пожары), львовский (конец 18-нач. 19 века, когда был воздвигнут центральный собор по проекту архитектора Николая Львова) советский (когда измонастыря сначала сделали колонию строгого режима, а потом и вовсе профилакторий для алкоголиков) и современный, когда делается все для реставрации святыни.
Двойные стены и кузни
Храм из 11-12 веков, построенный на месте деревянной церкви,был намного меньше, чем мы видим сейчас. До 18 века на территории монастыря находился Борисоглебский собор с двумя приделами – Святых Ефрема и Аркадия (построенными значительно позже, в начале 17 века, предел святого Ефрема открыт археологами несколько десятков лет назад). Найденный лекальный кирпич, судя по всему, и происходит из придела святого Аркадия (который сейчас скрыт под уже львовским храмом.
Начинаем свой путь по монастырю с восточной и северной сторон. Монастырская территория постоянно менялась, рассказывает Елена. Средневековые монастыри были небольшими, но с течением времени они увеличивались в размерах.
- Это - закономерность для нашей истории, так как в конце 15 и начале 16 века были сильны эсхатологические настроения в обществе – люди ждали конца света, высчитывали возможную его дату. Еще в начале 15 века обычным гражданам разрешили хоронить близких на территориях монастырей, но за вклады – своего рода, искупление. В службах таких людей поминали, а так называемые вклады не были фиксированы – да, платилась и десятина, но в преддверии конца света люди делали не только крупные денежные пожертвования, но и земельные. Вскоре монастыри становятся крупнейшими феодалами.К концу 16 века монастырские территории достигают своего расцвета, но после польско-литовского разорения, из-за неурожая пришли голодные годы, а потом и вовсе эпидемии – много людей умерло.
Именно тогда и стало понятно, что монастыри как "аккумуляторы богатства" должны быть защищены, с чем и связано возведение каменных монастырских стен в последующие века, хранение пороховых запасов. Раньше, по данным изображений на иконах, помимо сохранившейся стены 1741 года с западной стороны монастыря была еще одна стена (на иконе, опубликованной Недоносковым, сначала она была деревянной, а в конце 18 века, судя по изображению ещё на одной иконе, была отстроена из камня). Сейчас археологам удалось найти только ее фундамент, а также остатки монастырских кузней. Кстати, в одном из шурфов нашли и ядра 19 века – судя по всему, наполеоновских времен.
- Скорее всего, здесь происходил весь цикл обработки железа, опасное огненное производство было устроено между двумя монастырскими стенами (об этом говорят найденные на месте крицы, шлаки и угли). Из произведенного здесь железа делали товары, которые вряд ли шли на продажу, а скорее всего предназначались для внутреннего пользования: ключи, ножи, замки, скобы и многое другое. Тем более, на территории монастыря стояли постройки, которые требовали ремонта, а также конюшни. Хозяйство было большое, - говорит Елена.
Перед нами с восточной стороны храма виднеются остатки фундамента хозпостроек.
- Фундамент незаглубленный, соответственно, тут стояли деревянные строения. Здесь были сараи, конюшни и склады, и от сохранившегося сарая они "уходили" как на север, так и на юг.
Мы, тем временем, полюбовавшись видами предстающей перед нами Тверцы, подходим к той части Борисоглебского монастыря, которая скрыта от глаз туристов.
Дверь в никуда
Заветная калитка братской территории открывается. Первое, на что падает взгляд – большой погреб-ледник в виде пирамиды. Недалеко от него нашли и рельсы, оставшиеся со времен, когда монастырь заполонили "последователи ЛПК-культуры", и фундаменты хозпостроек. Археологам удалось открыть помещение "холодильника", которое раньше пряталось под слоем земли - это сводчатое помещение, идущее налево от входа в погреб. Мы открыли верхнюю наружную часть свода, которая была под землей, говорит Елена Романова, но так и задумано, сверху – только пирамида – тоже львовская. Сейчас ледник находится в аварийном состоянии, внутри него – частично заваленный проем и сырость.
На этой территории исследователям удалось обнаружить еще одну интересную конструкцию – большие фундаменты под каменные столбы, а между ними – более легкие конструкции, скорее всего для деревянных стен. Здесь же также были найдены и рельсы советского времени – сейчас ими занимаются два молодых человека, бережно доставая на поверхность. Работа идет тяжело из-за жары, но слаженно. Вскоре рельсина приобретает все более четкие очертания.
- Кстати, впереди нас – фундаменты поварни, - замечает Елена. - Видно открытую ее восточную стену, а тут она стыковалась с аркой. Обратите внимание, там, в районе окошка, есть дверь – именно она и вела раньше в поварню прямо из корпуса настоятеля.
Картина – преинтереснейшая. На втором этаже, где, по всем логикам и законам, должно было быть окно, действительно есть дверь прямо снаружи. Когда-то давно она вела на кухню, а сейчас остается надеяться, что она прочно закрыта.
Мимо проносятся девочки, которые буквально минуту назад расчищали фундаменты – бегут к колонке с холодной водой, расположенной у стен ВходоИерусалимской церкви. Жара сказывается, чувствуем, что и сами начинаем "плыть", но двигаемся к западной части монастыря – там, где сейчас расположен главный вход.
Таинственные сени, гривна и две мостовые, встретившиеся в 21 веке
По пути к храму Бориса и Глеба слева у нынешней монастырской стены как минимум с 18 века располагались кельи – сейчас от них остался только фундамент, с которым и работают исследователи.
В одном из таких раскопов была сделана необычная для Тверской области находка:
- Слои 15-16 веков порадовали нас гривной киевского типа. На этой гривне с обратной стороны буквально процарапана буква "П" – скорее всего, это может быть владельческий знак, показывающий чей это вклад. Киевская – это тип, указывает на внешний вид и вес, есть гривны новгородского, черниговского типов, ходили они везде, это же серебро. Очень вероятно, что данная гривна могла быть у кого-то в качестве средства накопления, может их было много у этого человека, и вот он сделал этот вклад. Также сам монастырь мог приобрести это серебро, а буква могла быть процарапана прежним владельцем. В итоге, есть несколько вариантов, но мне нравится думать, что "П" - инициал вкладчика. Имеется ввиду, что в регионе гривна могла жить самостоятельной жизнью очень долго до момента попадания в монастырь, который кстати, тогда находился в Новгородском княжестве. Я надеюсь, когда в Твери разрешат открыть краеведческий музей, мы сделаем большую экспозицию, где представим Торжок с его древними находками и элементами архитектуры, а также этой гривной, - говорит Елена Романова. - Также под липкой в одном из шурфов удалось найти привеску финно-угорского типа (объемная фигурка коня, вместо ног которого – четыре шумящие подвесочки). Сама по себе привеска нередка, их часто носили женщины. Такие шумящие привески ученые чаще всего связывают с дославянским населением, возможно, их популярность обусловлена тем, что люди верили в способность шумом отгонять злых духов.
Недалеко от келий в двух шурфах археологи обнаружили остатки, предположительно, входной конструкции прямо перед Борисоглебским собором – скорее всего, это могло выглядеть как четырехстолпная постройка с деревянной крышей, от которой начиналась белокаменная дорожка в храм, разделявшая площадь вымощенную красным кирпичом на две половины. Можно предположить, что это была сень, два столба которой пока скрыты под современной асфальтовой дорогой. При этом между двумя открытыми археологами фундаментами столбов этой конструкции найден ещё один, более ранний (возможно, конца 17 или начала 18 века) - он мог быть столбом от крыльца, которое могло вести в кельи, расположенные чуть севернее современных.
Немного левее, в нескольких раскопах, виднеются две дорожки: одна из белого камня и валунов конца 17 века (как мы писали выше), а чуть над ней и почти параллельно – из белокаменных плит, уложенных ромбами уже 18 века.
- Львов или его помощник разобрал эту дорогу, прежде чем мостить свою площадь, или же собирался разобрать, но не смог (одной из вероятных причин можно считать то, что там находятся гигантские валуны), и поэтому приподнял своё благоустройство, но часть древней дороги разрушена прямо перед красной «ёлочкой». Предположительная датировка дороги – конец 17 века, - рассказывает Елена. - Трассировка – от Введенской церкви к створу надвратной церкви и стены, из чего мы делаем вывод, что в то время могли быть другие въездные ворота в монастырь. В верхней части фото можно увидеть краснокирпичное мощение площади перед львовским собором, которое было разделено белокаменной дорожкой, оно одновременно дороге из белого камня, уложенного ромбами, на фото справа. Скорее всего, эти мощения делались в самом конце 18 или в самом начале 19 века. Трассировка ромбомощеной дороги – от современной надвратной церкви к крыльцу Входоиерусалимской цекви.
Кстати, археологи не первый год задаются вопросом – где находился парадный (центральный) вход в монастырь 17 века, судя по всему, ворота располагались немного восточнее текущей Спасской надвратной церкви. Вход, который мы видим сейчас, был построен лишь в 1811 году.
В руках у исследователей по итогам раскопок в Борисоглебском монастыре, помимо вышеперечисленных, оказался старинный декор 17 века, пуговицы 16-17 веков – большое их количество было найдено именно у входа в храм, гребень, накладная деталь, судя по всему от деревянного креста с предстоящими, цилиндрический замок из 15-16 века –с волнистым декором отжимного типа, монеты – например, на кадрах перед вами деньга 1738 года. Был найден и наконечник стрелы (примерно 14 век) – монастыри всегда были не только художественными центрами, но центрами, которые грабили, поэтому была необходима оборона.
Больше фото смотрите в нашем фоторепортаже.
Старое кладбище и уникальный случай
Один из основных этапов работ еще в прошлом году проводился как раз в районе надвратной церкви и колокольня монастыря. Об этих работах мы расспросили как раз Наталью Сарафанову, которая ими и руководила в 2022 году.
- На данный момент проводится реставрация надвратной церкви Спаса нерукотворного образа 1811 года, и какое-то время назад в ней начали мокнуть фрески на нижнем ярусе. Как посчитали проектировщики, это произошло из-за того, что фундаменты заполнились водой. Для того, чтобы это исправить, была спроектирована "ливневка", по плану опоясывающая всю церковь. Для организации этого процесса потребовались охранно-спасательные работы, которые мы и провели, - рассказывает Наталья. – Территория исследовалась как внутри монастыря, так и снаружи. Снаружи монастыря и с западной стороны внутри были зафиксированы следы строительства зданий конца 17 и 19 веков, а с восточной стороны монастыря были найдены следы средневекового некрополя – 11-12 веков.
С западной стороны надвратной церкви было обнаружено кладбище, которое археологи относят к деятельности Ефрема Новоторжского в 11 веке.
На данный момент уже можно подвести предварительные итоги прошлогоднего этапа работ: перед археологами предстали 76 могил, в 23 из них был найден инвентарь (кольца, бронзовые и одно серебряное, перстни, височные кольца). Заинтересовали исследователей два детских погребения (судя по всему, из богатых семей), в одном из которых нашли набор из 49 бусинок, надетых на усопшую, а еще - зооморфный бронзовый браслет в виде змеи и необычное вложение.
- Захоронения с инвентарем были распространены в язычестве, а эти погребения можно отнести к 11 веку – тогда еще не устоялись традиции похорон по христианскому обряду. Во втором погребении сохранилась только голова с частью костей туловища, и когда удалось достать ребра, то под ними оказалось вложение в кожаном мешочке – два креста в связке, три золотостеклянные бусины, одна янтарная, (монетовидная) привеска, два височных кольца и шумящий бубенчик с шариком внутри, - рассказывает исследователь и добавляет, что такое захоронение – уникальный случай для Торжка, раньше тут подобных захоронений не находили.
Возраст горожан, похороненных тут до 12 века, колеблется от младенческого (пять погребений) и до старческого по тем временам (около 60 лет)
- Были найдены останки мужчины старше 60 лет, у него оказались два перелома – правой ноги, где кости уже начинали срастаться, но появилась костная мозоль, а также переносицы, которая срослась еще при жизни. Также у погибшего остался только один зуб. Мужчину можно назвать долгожителем для того периода, но важно отметить – таких было найдено немало.
Тайна закрытого храма
Некрополь при первой церкви монастыря, рассказывает Наталья Сарафанова, тянется от Борисоглебского собора, выходит за территорию монастыря и продолжается до крепостного рва. В подвалах нынешнего Борисоглебского собора два года назад также были найдены погребения.
- Ефрем приехал в Торжок и поставил первый храм в 1038 году. Вероятно, с этого момента начинается формироваться кладбище при церкви, на котором хоронят по православному обряду жителей города. Кладбище функционировало достаточно долгое время, некоторые ранние погребения разрушены поздними. Были могилы и с двумя гробами - к примеру, были найдены два гроба, где рядом оказались мужчина и женщина, буквально друг над другом.
На данный момент с конца 20 века собор закрыт. В советское время (года с 1925) на территории монастыря располагалась тюрьма. Под дерном (поверхностный слой почвы) до сих пор находят железо того времени, ложки, чашки, строительные материалы. В главном храме с восточной стороны также располагался карцер, которому раньше даже была посвящена экспозиция.
Нам удалось зайти внутрь закрытого вот уже несколько десятилетий Борисоглебского храма, тайны и красоты которого будут не только исследованы, но и восстановлены, а уже после этого собор сможет предстать перед жителями. Нам же, можно сказать, посчастливилось - через строительные леса проникаем внутрь, где видим сохранившийся кое-где декор и росписи. Конечно, не обходится без вандализма – наверно, не только аварийное состояние храма стало причиной его временного закрытия. Даже несмотря на то, что многое внутри не удалось сохранить, убранство выглядит впечатляюще. Вы можете судить об этом по фотографиям.
Многое еще таится в земле Борисоглебского монастыря, но все, что человек способен потерять – археолог способен найти. И работы тут, как и в Торжке в целом, будут обязательно продолжаться. Больше фото смотрите в нашем фоторепортаже.