Машиностроение Тверской области устояло перед санкциями и пошло в рост

Машиностроение Тверской области устояло перед санкциями и пошло в рост
Фото: ПТО

Машиностроительная отрасль — это, по большому счету, локомотив, который прокладывает дорогу в наше технологичное будущее. Ведь без машиностроения сегодня не обойтись ни на земле, ни в воздухе, ни на воде, ни под водой.

По доброй традиции в последнее воскресенье сентября наша страна отмечает День машиностроителя. Отметьте, что праздник назван в честь рабочей профессии, так как именно человек создает суперсложные даже по нынешним временам машины. Без профессионалов просто невозможен весь этот грандиозный процесс.

Президент поддержал

В Тверской области производится высокотехнологичная продукция, отвечающая самым высоким мировым стандартам. Она востребована как у нас в стране, так и за рубежом. И яркий тому пример - наш Тверской вагоностроительный завод, градообразующее предприятие для областного центра. Уже одно это о многом говорит.

Приезд руководителя страны в тот или иной регион всегда событие федерального масштаба. У нас в Твери Президент РФ Владимир Путин побывал дважды, в 2009 году (в то время глава правительства) и в 2018-м. Одна из основных целей поездки – положение дел на Тверском вагоностроительном заводе.

И такая забота не случайна. Вспомним 2009 год. Последствия мирового финансового кризиса больно ударили по предприятию. Заказов почти нет. Приезд Владимира Путина в то время казался неким светом в окошке. И глава правительства, действительно, поддержал коллектив предприятия. Заводу было выделено три миллиарда рублей, а также оказана помощь с будущими заказами.

Ну а приезд Владимира Путина на ТВЗ в 2018 году - это уже оптимистичная песня. На позитивной волне. Предприятие на подъеме, есть в чем отчитаться, продемонстрировать новую современную продукцию, в общем, есть чем гордиться и похвастаться. Тогда как раз на финишной стадии выпуска были наши электропоезда «Иволга», причем два опытных состава проходили уже эксплуатацию в Москве.

Что там говорить, проблем всегда хватает, их нет у того, кто ничего не делает. Но разговаривая с работниками ТВЗ, всегда чувствуешь их личную сопричастность ко всему, что они делают. Отсюда и столько трудовых династий на предприятии. Вагоностроители - мечтатели в своем роде. Например, верят, что в скором времени благодаря модернизации перейдут на выпуск летающих вагонов. Почему нет? Сейчас трудно загадывать, что будет, но у истинных профессионалов и вагоны полетят на той же воздушной подушке.

«Сколково» дает добро

Если говорить о чудо-технике, то давайте все-таки обратимся к тверскому предприятию, где разработали уникальную машину по всем стандартам. Она чистит русла рек, тушит пожары и добывает золото.

Кто хоть раз брался за очистку пожарного пруда, сорного ручья или хотя бы канавы от ила, тот знает, насколько это сложно, долго и затратно. Со стороны кажется, все просто – черпай и черпай, а как приступишь к делу, сразу встает ряд проблем. Словом, задача трудная, но актуальная, особенно в Тверской области, где просто огромное число озер и рек, некоторые из которых упрятаны в зыбкие торфяные берега.

Техническое решение этой проблемы разработали инженеры тверского производства «Botsman». Да так изящно, что заинтересовали экспертов инновационного центра «Сколково». Проект получил высокие оценки и приглашение подавать заявку на резидентство главного инновационного центра страны.

Что же сделали тверские инженеры? Они сконструировали специальную насадку землесоса, которой не страшны ни камни, ни песок, ни ветки – благодаря специальной фрезе все перемелется. Кроме того, этот универсальный агрегат можно установить и на различные виды шасси.

Генеральный директор предприятия «Амфибия», которое производит технику под маркой «Botsman», Николай Неплюев рассказывает:

- Даже сегодня практически невозможно найти технику для очистки «проблемных» водоемов. Мы создали самоходные амфибии с гусеницами, которые сами могут заехать в воду и все почистить. Наша амфибия также применима для добычи руды на труднодоступных участках разработок или использована в качестве пожарной техники. Представьте, что горит дом, но у ближайшего водоема очень сложный спуск, и пожарные машины не могут подъехать к нему, чтобы пополнить запасы воды. Им приходится оставлять тушение огня, чтобы пополнить цистерны, а наша амфибия производительностью 170 кубов в час смогла бы поливать постоянно в радиусе 300 метров. Такой производительности нет даже у пожарной спецтехники. Создать такой агрегат было совсем непросто. Например, специалисты столкнулись с такой проблемой, как засор насоса. Механизм довольно долго разрабатывался, и в итоге появился землесос, способный бесперебойно работать в растительности любой плотности. Всю корневую систему и мусор он перемалывает и отправляет на берег. Кроме того, агрегат справляется даже с песком и камнями. А потом на международных выставках выяснилось, что подобных аналогов нет ни у кого. Западные коллеги до сих пор пытаются создать нечто подобное, но… Отсюда и определенная доля секретности на столь уникальном предприятии.

Знак «Сколково» говорит о многом, это самые передовые разработки, трамплин к развитию молодых наукоемких производств. Однако в решении насущных технических задач есть определенные трудности. Дело в том, что для сборки машин «Botsman» часть оборудования в свое время закупалась за рубежом – редукторы, гидравлические насосы и т.д. Учитывая нынче враждебный настрой европейских стран, с поставками комплектующих возникли проблемы, и остро встал вопрос импортозамещения.

В итоге тверские инженеры не только сами спроектировали агрегаты, но и улучшили их показатели. Дело за серийным производством. Правда, сделать это так быстро, как хотелось бы, к сожалению, не получится. В стране резко вырос спрос на высокоточное оборудование. Купить или даже арендовать производственные мощности сейчас невероятно сложно.

Заметим, что, когда речь идет о развитии небольших производств и разработке нового оборудования, это отнюдь не уровень стартапа. «Botsman» продает технику в Евросоюз (местный бизнес закупает ее даже сейчас, тайком от своих политиков), Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Молдавию. Две машины, например, уехали в Африку, а еще несколько работают в Крыму, в Феодосии, углубляют заход в порт для кораблей. Тверскую технику используют даже в Магадане для добычи золота, благодаря ей из недр земли извлекают по два килограмма драгоценного металла за сутки. О, как!

Стоит подчеркнуть, что заказов много, даже если считать только по нацпроектам. Николай Неплюев говорит о необходимости расширения предприятия:

- Многие заказчики просят технику для добычи торфа, сапропеля, песка, гравия, золота. Как пример, в Крыму работает нацпроект по очистке водоемов. В свое время они вели с нами переговоры, нужно было около 30-40 машин, но у нас просто нет технической возможности столько сделать. А было и такое, что четыре единицы техники заказали в Прибалтику, но мы даже не знали, как их туда отправить. Это очень показательный пример - бизнесмены сами пытаются обойти свои же санкции.

Под грифом секретности

Кстати, напомним, что для поддержки отечественных производителей разработаны специальные государственные программы, есть льготное кредитование, субсидирование... Например, российские предприятия могут получить особый сертификат «СТ-1», который подтверждает, что их продукция минимум на 80% собрана из отечественных комплектующих. Такой сертификат дает заметные преференции в торговле, упрощает документооборот и делает жизнь производителей заметно легче, а значит, служит благой цели развития экономики, как местной, так и в целом российской.

Будем бурить

Как видим, тверские производства могут похвастать действительно передовыми разработками, которые производят впечатление даже на повидавших сотни проектов экспертов «Сколково». Отметим и другой момент, не столь очевидный, однако не менее значимый. Уже сегодня мы можем составить конкуренцию европейской продукции.

Запад перестал быть гегемоном в области инновационных разработок, светочем всего нового и эффективного. Сегодня лучшие технологии появляются именно у нас, в России. Причем не только рождаются, но и взрослеют, проходя все этапы от идеи до разработки проектов и наладки серийного выпуска. И то, что один из форпостов этого прогрессивного фронта находится в нашем регионе, дает реальный повод для гордости и оптимизма за отечественную промышленность.

Отметим также, что импортозамещение идет активно во всех отраслях экономики. Возьмем, к примеру, «ГЕРС Технолоджи», эта компания у нас на тверской земле реализует инвестиционный проект по строительству производства импортозамещающего оборудования для нефтяной и газовой отрасли. Именно сейчас создается передовой центр разработки и производства бурового оборудования, ранее вообще не выпускавшегося в стране. И это будет весомый вклад Верхневолжья в экономику страны.

Правительство Тверской области обеспечивает постоянную системную поддержку инвестпроекта, создало и развивает зону с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности. Если следовать хронологии, то события развиваются достаточно стремительно.

13 апреля 2023 года ПАО «Газпром нефть» успешно пробурило первую в отрасли скважину, используя отечественную роторно-управляемую систему, разработанную и произведенную предприятием «ГЕРС Технолоджи». Само же буровое оборудование компании поистине уникально. Оно предназначено для строительства высокотехнологичных скважин в тонких нефтяных пластах на глубинах свыше 2-3 км.

16 июня на ПМЭФ-2023 при участии губернатора Игоря Рудени подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ООО «ГЕРС Технолоджи», АО «Газпром Шельфпроект» и АО «Новая сервисная компания». Оно касается увеличения технической и технологической импортонезависимости при оказании нефтесервисных услуг на шельфовых месторождениях.

А запуск всего комплекса запланирован на февраль 2024 года. Но уже осенью 2023-го должно заработать производство уникальных роторно-управляемых систем, которые по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам. И это уже доказали проведенные испытания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру