Как в старой Твери благоустраивали дороги и тротуары и что теперь с этим делать

Улочки мощеные, гравием лощенные

Как в старой Твери благоустраивали дороги и тротуары и что теперь с этим делать

В Твери полным ходом движется приемка отремонтированных тротуаров. Качество работ уже проверено на Свободном переулке, где на участке от Советской до набережной Степана Разина была уложена брусчатка и оборудованы съезды с учетом доступной среды для маломобильных граждан. Кроме того, рабочая комиссия проверила готовность объекта на набережной Афанасия Никитина, где в этом году была проведена замена покрытия тротуара на участке от памятника Афанасию Никитину до Артиллерийского переулка по четной стороне. По итогам комиссионного выхода было сделано несколько замечаний, и подрядчику предстоит кое-что доработать. После сообщения о готовности объекта к сдаче будет назначена новая дата выезда межведомственной комиссии на окончательную приемку. Также продолжаются работы по ремонту тротуаров на проспектах Чайковского и Победы. На этой неделе на объектах выполняется устройство тактильной плитки и заделка штрабы. И, конечно, вся Тверь следит за ходом работы на Трехсвятской. Там уже обозначено место для будущего фонтана, уложена часть плитки, а знаменитые часы сдвинуты на бульвар Радищева. Работа идет полным ходом, трудно представить, что в былые годы о городских пространствах заботились не столь рьяно. Оставив XXI век в стороне, мы решили углубиться в историю. Постоянный колумнист «МК в Твери» и краевед поистине с энциклопедическими знаниями Павел Иванов рассказал, чем мостили тротуары в старой Твери.

***

Городская улица, как известно, пространство общественное. Археологи знают, что улица – место, на котором культурный слой накапливается быстрее: сюда все метут сор со своих дворов, здесь устраиваются и сгнивают мостки, дорожки, тут всегда много «потеряшек» от случайных прохожих и проезжих людей. И в наши дни, если начать работы на каком-нибудь таком участке, может открыться настоящий «культурный слой» из старых мостовых.

Конечно, центральные улицы в Твери давно и основательно ремонтировались, и старого мощения сохранилось уже не так много. Но на улицах, соседних к центру, особенно тех, по которым меньше пролегает теплотрасс и ливневок, сохранились часто совершенно удивительные артефакты.

Давайте познакомимся с историей их появления.

Дороги

Мощение улиц булыжником, кстати, не такое уж старое явление. В Твери массовое мощение центра города относится только к 1850-1860 годам. При этом центральная улица (Миллионная) долгое время поддерживалась как шоссе, с покрытием, аналогичным принятому тогда на «обычном» шоссе, то есть в виде плотной смеси песка и мелкого гравия. Эту дорогу подметали и ровняли, для карет она была, безусловно, предпочтительнее каменного мощения.

На остальных улицах шло постепенное мощение камнем. Для этого с проезжающих обозов брали определенный налог несколькими камнями с каждой телеги или воза. Камнем мостили в первую очередь скаты и те улицы, по которым шел сток воды. До появления ливневок мощение имело еще и важное практическое значение – иначе улицы рисковали стать оврагами.

Вот, к примеру, в протоколах городской думы за 1878 год читаем:

«На переустройство водотоков в городской части по смете, составленной архитектором Федоровым, исчислено 3070 рублей, и на эту сумму предположено произвести следующее: перемощение Семеновской улицы с частями прилегающих переулков и устройство подземной водосточной трубы от Семеновской улицы по Ильинскому переулку до Тьмаки, а также устройство от Чирьевой улицы до больничного сада открытой мощеной канавы с трубою под шоссе». (Шоссе – это Советская, Чирьева – это Серебряная, больничный сад – это то, что мы называем «Воксал»).

Переустройство и мощение были вызваны тем обстоятельством, что самые низкие в городе улицы (именно эти) по весне и после дождей превращались в реки, от чего обыватели, конечно, бывали сильно не в восторге. Дума это все понимала, но «ввиду недостаточности городских средств» (их, надо сказать, никогда не бывало достаточно) приняла решение из перечисленного выше вымостить только Смоленский переулок, а в Волгу вырыть открытую канаву с трубой под шоссе и где нужно сделать деревянные мостики. На это дума была готова ассигновать только 1000 рублей – треть суммы, заявленной в проекте. Симеоновская улица вплоть до начала XX века продолжала оставаться сухим руслом весеннего ручья.

На центральных улицах Твери ситуация была получше. Так, в 1884 году дума запроектировала «перемощение мостовых против Собора и Плаца по Никольскому мосту 220 кв. сажен; против новых лавок на мытном дворе и по обжорному ряду 100 сажен; на площадях Присутственных мест и Почтовой – 70 кв. сажен; против части за Тьмакой – 15 кв. сажен. Потребно два куба камня и 258 руб. 75 коп.».

Тротуары

Задумались отцы города и о тротуарах. И здесь мы, кстати, узнаем некоторые интересные подробности о тогдашнем их устройстве. Например, оказывается, что тротуары в центре Твери тогда были вымощены кирпичом (чем не аналог современной брусчатки), но думе очень хотелось что-то более капитальное и красивое. За образец, как водится, было принято столичное благоустройство. В качестве материала была выбрана «Путиловская плита», то есть каменное мощение по образцу петербургских набережных. Поразительно, что уже в 1880-х годах брусчатка на тротуарах не приживалась и возникла идея замены ее на более основательную плиту. Тема, в общем, совершенно не переменилась за истекшие полтора века. Правда, я не вспомню, где в Твери мне попадались следы такого дорогого мощения. А вот в Торжке недавно как раз археологи нашли в монастыре именно такую дорожку, мощенную очень красивым камнем. В Твери подобное еще предстоит найти.

Камень был дорогим, и уже в переулках его заменяли на иные материалы. Например, «тротуар по Знаменскому переулку у гостиного двора, ныне кирпичный, обратить в бетонный, на что потребно 120 руб.».

Это Свободный переулок у здания драмтеатра.

На мощение периферийных улиц средств не хватало вовсе. Например, даже в 1902 году дума отклонила ходатайства домовладельцев набережной Затьмацкой части города Твери о замощении квартала между 1 и 2 Покровскими улицами (это район современного рынка). Насколько можно понять, к тому времени мощение там существовало только на главных проезжих улицах – 1 и 2 Никольских (Софьи Перовской и Бебеля). На остальных никакого мощения не было местами вплоть до начала XXI века. В тех случаях, когда мощение там появлялось, оно иногда велось на средства самих домовладельцев, так, например, Троицкий переулок (он же Трудолюбия, кстати, это название дореволюционное) был замощен к 7 сентября 1909 года купцом Башиловым на свои средства (и это, кстати, он согласовывал с думой).

При том, что мощение булыжником в центре было довольно обычным, главная улица – Миллионная – вплоть до конца первого десятилетия XX века оставалась «шоссе», то есть плотной грунтовой дорожкой, хотя эпоха карет уже давно ушла в прошлое. Только около 1910 года это шоссе сменило сплошное мощение – и вовремя, по нему уже вовсю шли первые автомобили.

Окраинные улицы Твери к 1910 годам только-только формировались как улицы. Поэтому, например, в сметах на городские расходы 1909 года читаем планировку Малой Самары и улицы Матисовой (теперь Александра Невского в Затверечье). Но средства пока шли лишь на устройство ливневых канав и равнение ям и кочек. Собственно, большего пока никто и не предполагал. Да и неудивительно, ведь даже асфальт на этих улицах появился только в конце XX века.

В наши дни город серьезно реконструируется. Так серьезно, что иногда нам кажется, что благоустройство города – дело лишь современности. Как видим, это далеко не так. Более того, при различных дорожных работах в наши дни случается находить замечательно сохранившиеся участки старинных мостовых. В основном они относятся уже к 1910-1930 годам (особенно если речь идет об окраинах, туда благоустройство пришло уже при советской власти).

Насколько это ценное культурное наследие? Ценное. Во-первых, это сделано руками наших предков, старавшихся делать город красивее и удобнее.

Во-вторых, все проекты мощения проходили через руки хороших архитекторов, так что самодеятельности тут было мало, а порядочный вкус присутствовал.

В-третьих, когда старинные мостовые открываются и специально экспонируются, это придает совершенно особый вид, даже шарм, тому или иному уголку города. Мы, идя по ним, словно погружаемся в иную атмосферу, видим и чувствуем историю, лежащую буквально под ногами.

А это ведь не так мало для воспитания гражданина и патриота родной земли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру