Директор года рассказала, как прокачать образовательное учреждение в Твери

Директор года рассказала, как прокачать образовательное учреждение в Твери
Фото: Личный архив Веры Панковой

В старину, когда школьные здания из кирпича строились только в городах, а в деревнях это была просто большая изба, профессия учителя пользовалась особым уважением. Неудивительно, ведь зачастую это был один из немногих грамотных людей в округе, который подавал родителям надежду, что уж их-то дети выучатся складывать буквы и цифры, а значит, обеспечат себе лучшую долю.

Когда 60 не повод отдыхать

Этой осенью в Тверской области звонок на урок прозвенел более чем для 142 тысяч детей. Ответственные взрослые постарались, чтобы каждый получил возможность учиться в современных условиях, о чем не устает напоминать своим коллегам по областному правительству и губернатор Игорь Руденя. Ради этого в 2023 году в полтора раза по сравнению с 2022-м увеличено количество детских садов и школ, участвующих в региональной программе по укреплению материально-технической базы. Работы завершены в 80 из них, еще 15 зданий школ включено в федеральную программу комплексной модернизации. И здесь мы получаем диалектическое единство формы и содержания, потому что если фасады и окна – это форма, то учебные программы – безусловно, содержание.

Сегодня обилие всяческих образовательных программ, конкурсов и грантов от общероссийского до местного уровня заставляет поверить, что наша обычная средняя школа способна вернуть себе прежнюю роль центра общественного притяжения. Поверить, что современные технологии и гаджеты могут не только разъединять, но и соединять людей, и особенно подрастающее поколение, быть инструментом в достижении какой-то общей большой цели. И тогда школа становится местом, ходить куда не ежедневный стресс, а удовольствие. Правда, для этого еще нужна самая малость – влюбленный в свое дело профессионал на руководящем посту.

Более 60 лет назад, 21 июля 1962 года, исполком Калининского горсовета депутатов трудящихся выпустил решение №191 «Об открытии восьмилетней школы №34 в поселке Соминка», «в составе 25 классов с контингентом учащихся 980 человек». Что характерно, в заключительном абзаце этого документа предписывалось особое внимание обратить на укомплектование школы учительскими кадрами и необходимым оборудованием – ровно о том же говорят на заседаниях областного правительства накануне Дня знаний и в наши дни.

Фото: Личный архив Веры Панковой

Да, было время, когда микрорайон Соминка считался городской окраиной в окружении частного сектора и даже обладал некоторой хулиганской репутацией. Но появилась школа, а спустя годы в ней стала директором Вера Петровна Панкова. «Человек на своем месте», «Педагог по призванию» - подобных заголовков про нее можно придумать много, настолько удачно она «вписалась» в местный антураж. А может быть, и наоборот – перелицевала окружающую среду под собственные педагогические и управленческие принципы.

Сегодня 34-я школа достигла предпенсионного возраста, но в учебном заведении ни о каком «заслуженном отдыхе» и не помышляют. Наоборот, и жить торопятся, и чувствовать спешат. Кто застрельщик подобной активности? Конечно же, директор.

Позитивно и результативно

В этом году Вера Панкова стала победительницей регионального этапа всероссийского профессионального конкурса «Директор года России». Участие в нем принимали как представители образовательных учреждений столицы Верхневолжья, так и районов и округов. Этот конкурс Министерство просвещения России проводит с 2021 года. Мероприятие ориентировано на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей успешной работы.

Конкурс проходил в два этапа. На заочном этапе участники представили «Портфолио» и «Визитную карточку директора». Финальные испытания очного этапа конкурса состоялись в Тверском областном институте усовершенствования учителей. Руководители демонстрировали свои умения на мастер-классе и пресс-конференции «Вопрос директору года». Вере Панковой, члену Общественной палаты Твери и регионального совета молодежного «Движения первых», безусловно, было чем поделиться с коллегами.

- Настоящий управленец должен жить внутри учебного процесса. Я сама прошла путь от учителя до директора школы, поэтому знаю все аспекты деятельности школы изнутри. Меняйся, действуй, улучшай! – вот наш девиз, - говорит Вера Панкова.

По ее убеждению, школа должна давать детям возможность для самореализации и ранней профориентации. Эта идея и послужила импульсом для развития в 34-й школе самых разных видов внеучебной деятельности.

В их числе спортивный клуб «Соминка, 65», «Клуб юных дипломатов», «Георгиевский отряд», «Дружина сестер милосердия имени Екатерины Бакуниной», «Кадетский корпус МВД». И это все в одном учебном заведении, то есть ребятам не приходится разъезжать по городу, чтобы участвовать в общественно полезной и развивающей «движухе». В 2020 году школа №34 стала одной из региональных площадок регионального отделения общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых». В школе создано первичное отделение молодежной организации, активно включившееся в конкурсы и проекты. Так, в том же 2020 году, впервые приняв участие в проекте «Российское движение школьников – территория самоуправления», 34-я школа сразу выбилась в победители регионального этапа. А участие в конкурсе «Я познаю Россию» принесло диплом второй степени на всероссийском уровне.

Сегодня в рамках первичного отделения «Движения первых» активно развивается направление «Волонтерство и добровольчество». Вера Панкова рассказала, что выбор задачи в социальном проектировании всегда идет от наиболее острых проблем. И если сегодня на гребне волны экологическое волонтерство среди школьников, то 2-3 года назад на первый план вышла профилактика детского буллинга и кибербуллинга, то есть травли сверстников на улице и в Интернете. На этой почве родился детский киберволонтерский центр «Спасибо», который подсказывает мальчишкам и девчонкам, как себя вести, если тебя хотят унизить.

Здесь каждый занят делом и уже со школьной скамьи понимает, что такое созидательный труд, продолжает «презентацию» учебного заведения директор. Помимо того, в 2023 году школа №34 стала муниципальной опорной площадкой по инклюзивному образованию. То есть на ее примере отрабатывалась практика интеграции детей с особенностями здоровья. Здесь впервые в регионе открыт ресурсный класс: ученики такого класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов.

Школьники с Соминки сильны и в традиционных состязаниях – они 11 раз побеждали в эстафетах в честь Дня Победы. Команда школы не раз участвовала в интеллектуальной телевикторине «Мы грамотеи» на канале «Культура», свыше 10 раз побеждала в различных конкурсах Российского движения школьников. А еще школа стала площадкой, на которой разворачивают свои образовательные проекты Фонд наследия Менделеева, Тверское отделение Российского фонда мира и Ассоциация тверских землячеств. Заключено партнерское соглашение о сотрудничестве с некоммерческой организацией «Россия – страна возможностей». Все это не является обязательной частью учебной программы, и в иных школах нет даже пятой доли такой внеклассной деятельности, что, согласитесь, нужно исправлять. Ведь чтобы увлечь современных школьников, дополнительные развивающие программы, конкурсы, проекты должны быть не где-то далеко, а буквально под боком, в родных стенах.

Вера Панкова озвучила и еще один принцип в работе – создание условий для позитивного и результативного обучения. Для этого нужны профессиональный педагогический коллектив, качественное обучение, классные проекты, индивидуальные образовательные траектории. А еще нужно, чтобы в школе дети получали положительные эмоции, поэтому здесь в кабинет директора вызывают не чтобы отчитать, а чтобы похвалить.

- Наша 34-я школа – точка притяжения, современный формат, которого мы придерживаемся давно. Считаю, что директор со своей командой должен побуждать всех, кто рядом, к новым свершениям.

Фото: Личный архив Веры Панковой

Милосердная инициатива

Более подробного рассказа заслуживает проект, связанный с именем Екатерины Бакуниной – одной из великих женщин XIX века (и, как ни странно, доселе не канонизированной). «Кисейная барышня» из столичной дворянской семьи в 1855 году прибыла вместе с другими сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины в осажденный Севастополь, где решительно и энергично наладила грамотный уход за ранеными, пресекла бессовестное воровство интендантов и тем спасла тысячи русских жизней. Ее имя стоит в одном ряду с великим хирургом Николаем Пироговым, а самое поразительное, что и пережив зенит славы, Екатерина Михайловна уже в преклонных летах через 22 года вновь отправляется на войну, уже русско-турецкую. И там со всем накопленным опытом и авторитетом тоже налаживает сестринское дело.

После победы русского оружия Бакунина возвращается в свою усадьбу Казицыно в Новоторжском уезде, где строит первую бесплатную больницу для крестьян. И там в 1881 году ее навещает Лев Толстой. В те годы великий писатель переживал духовный кризис, искал образец святости в России, истину в понимании веры. Все это он надеялся увидеть в крестьянине Василии Сютаеве, лидере религиозной секты в деревне Шевелино, на встречу с которым и поехал. А усадьба Бакуниных просто оказалась по пути.

Казалось бы, Бакунину и Толстого объединяло общее боевое прошлое в Крымскую войну, им будет о чем поговорить. Но большого разговора не получилось. Может быть, писатель ждал чего-то большего от собеседницы, нежели признание, что ей вполне по душе тихая жизнь в глуши. Он в тот же день уехал к сектантам, о чем позднее сделал восторженную запись в дневнике. А о Бакуниной – ни слова. Слишком противоречивыми оказались взгляды на жизнь двух великих людей.

Сегодня имя Екатерины Бакуниной чтут в Твери. Почти десять лет в городе действует ее музей. Экспозиции в ее честь стали открывать и в школах. Так, в школе №34 открылась «Аудитория милосердия», созданная Фондом имени Екатерины Бакуниной совместно с отделом культуры Тверской епархии при поддержке правительства региона.

Тяга к милосердию жива и в наш жестоковыйный век. Иначе не рождались бы девичьи отряды милосердия и аудитории милосердия. Первое музейное пространство было создано в Большевишенской школе в 10 км от имения Екатерины Бакуниной. Скоро информационно-просветительский центр образования и воспитания появится и в селе Тургиново, где в 2016 году впервые в Тверской области родился школьный отряд сестер милосердия. И это движение будет расширяться.

Открытие подобных кабинетов очень важно: оно воспитывает у молодежи сострадание к ближнему, дает духовно-нравственное, историческое и гражданское воспитание, учит жизненным принципам выдающихся подвижников милосердного служения ближнему, помогает в постижении основ оказания первой медицинской помощи. Есть уже и те, кто, пройдя школу милосердия в дружине, поступил в медицинские учебные заведения. Пришло время возрождать это понятие, возвращать милосердие в обыденную жизнь. В наше время, когда мир становится более жестоким, идея милосердия важна как никогда.

- Доказано наукой, что у человека есть потребность помогать, что помощь ближнему делает его счастливее. Это даже не образ жизни, а часть нашей культуры, – говорит Вера Панкова, для которой работа на посту директора школы тоже стала сродни длительному научному исследованию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру