"МК в Твери" публикует рассказ боевого офицера о зачистке зданий Мариуполя нашими бойцами

"МК в Твери" публикует рассказ боевого офицера о зачистке зданий Мариуполя нашими бойцами
Фото:личный архив Ольге Левитиной

Волонтер из Твери Ольга Левитина еще до того, как подписала контракт, получила огромный опыт работы в прифронтовой зоне. Встречались разные люди, и большинство из них - настоящие герои. Настоящие, потому что живут и выполняют задачи в тяжелейших условиях и всем сердцем преданы своей стране. Каждый из них может поделиться историей, которая нас, гражданских, скорее всего, шокирует, а для российских бойцов в зоне СВО это повседневная работа. Боевой офицер спецназа рассказал от первого лица, как его группа штурмовала Мариуполь. Публикуем его рассказ без изменений.

Воспоминания офицера

В 4:00 утра 12 марта 2022 года наш разведывательный отряд ожидал погрузки на танки на северо-западной окраине Мариуполя. Отряду была поставлена задача на захват и удержание объекта в центре города.

Мы подъехали к первым многоэтажкам. Спешились. Солнце только всходило, если бы не дым, это был бы самый красивый восход. Командир отряда приказал досмотреть первые многоэтажки. Мы пробежались по этажам. Танки начали движение в глубь города, за каждым двигались наши разведчики. Довольно скоро со второстепенной улицы наперерез нашей колонне вылетел автобус, наполненный бойцами ВСУ. Головной танк мгновенно среагировал и открыл огонь. Автобус был уничтожен. Слева и справа горели троллейбусы, дым закрыл весь обзор. Мгновенно по нам прилетело два ПТУРА. Одна ракета сбила гусеницу, вторая подожгла танк. В живых остался только наводчик, который сумел выбраться и бежал весь черный от копоти обратно по бульвару. Мы поняли, что попали в засаду. По второму танку начали работать из РПГ. С верхних этажей многоэтажки противник открыл огонь из стрелкового оружия. Полный хаос, ничего не понятно, стрелковый огонь отовсюду, всё в дыму. С бульвара мы ушли во дворы и укрылись за ближайшими строениями. Поступил приказ отходить. Группа Лемура и группа Гепарда под огнем выдвинулись дворами в обратном направлении. Прилетел выстрел РПГ. Пришлось сделать маневр и обойти дома с противником. Группа Гепарда шла первая. Мы шли мимо школы, когда по нам снова открыли огонь. Гепард занял оборону в здании школы. Меня отсекли, и я принял решение обходить дворы еще шире. Быстрыми перебежками группа выдвинулась вдоль домов. На пути мы увидели солдат противника, которые зажали группу Гепарда. Они меняли позицию вальяжно, будто чувствуя свое превосходство. Я быстро отреагировал, открыл огонь, зацепил одного, двое других быстро подхватили раненого и скрылись за домом. Пришлось снова изменять маршрут, чтобы не наткнуться на их резервы. Перебежками и ползком группа вышла в исходный район без потерь. К утру следующего дня мы восстанавливали свою боеготовность и обдумывали новые стратегии штурма. Мы решили досматривать каждый дом, каждую квартиру, а прикрывать нас будут танки.

Новая атака

Снова пошли на штурм. Быстро залетели в первый дом, двух наших срезали очередью из пулемета. Мы оказали первую помощь и, не теряя времени, передали раненых группе эвакуации. Последующие несколько часов мы защищали квартиру за квартирой, освобождая территорию для следующих маневров. Нам нужно было взять штурмом Академию полиции. Расстояние до нее метров 150. На помощь пришли наши товарищи танкисты. Пара выстрелов по зданию, и мы, пользуясь моментом, уже внутри. Зачистили все этажи, комнату за комнатой, коридор за коридором. Приступили к досмотру подвала, их оказалось два. В темном узком помещении были заперты мирные жители. Мужчины и женщины, всего 50 человек.

В другом подвальном помещении укрывались полицейские. Все пространство было завалено оружием, боеприпасами, средствами тактической медицины, провиантом и алкоголем. Единственным шансом остаться в живых для них была сдача в плен.

Мирные жители, несмотря на предостережения, разбежались по улицам и дворам, мы не смогли отследить их судьбу. Уставшие, мы провели ночь в этом здании. Впереди была зачистка частного сектора. Ближе к полуночи наблюдатели заметили прибывающие резервы противника: танки, автобусы, легкая бронированная техника.

Солдаты ВСУ выходили из автобусов. Один, второй, третий: насчитали не меньше батальона. Они явно не ожидали, что мы так быстро продвигаемся в глубь города. Соотношение сил было неравным, но нас это не пугало.

Утро началось с зачистки ближайшей промзоны вблизи молокозавода. Во время движения внутри построек по нам открыли огонь. Рисковать мы не стали и решили обойти это место с фланга. Все было очень быстро. Промзона осталась позади, мы влетаем в первый подъезд и слышим голоса противника. Воспользовались эффектом неожиданности и без лишних сантиментов взяли в плен трех бойцов противника. Проведя допрос, узнали, что в каждом подъезде находятся группы солдат ВСУ и боевики «Азова» (признан террористической организацией. - Ред.). Следующие часы мы брали пленных группу за группой, применяя тактику работы «на живца».

Гибель Гепарда

Группа Гепарда выдвинулась к следующему дому. Из окон жилой квартиры противник открыл огонь из пулемета. Гепард был ранен и скончался от потери крови. Группа укрылась в ближайшем подъезде. Тут произошла ситуация, которую никто не ждал. Оказывается, в этом же подъезде засели азовцы. Не ожидая увидеть нас, один спускался вниз на оборудованную позицию. В плен сдаваться он не захотел, ничего не осталось, как разрядить целый магазин. После этого началось «жонглирование» гранатами, то они нам с верхних этажей, то мы им. Так могло продолжаться всю ночь, пока не закончились гранаты, но мы решили прибегнуть к рабочей схеме с танками.

Наши ребята ползали по первому этажу и слушали, где ходят азовцы, танкам мы передавали точные координаты, а они делали точные выстрелы. Один за другим. Так продолжалось пару часов. Из азовцев в живых остался один пулеметчик, который отстреливался, пока не закончился боекомплект. Из других подъездов, как тараканы, побежали солдаты противника. На горизонте появилась «Нива», водитель явно был не в себе: ехать туда, где работают танки, было самоубийством. Наш танк снес ее метким выстрелом.

Дым рассеивался, где-то далеко слышалась работа стрелкового оружия. Думать о себе было некогда. Мы забрали охладевшее тело Гепарда и, прихватив группу пленных, отошли на место отдыха.

Восстанавливать свою боеспособность становилось тяжелее. Мы, как и обычно, чистили оружие, готовили экипировку и пополняли боеприпасы, даже физически мы не устали. Тяжело было морально. В те недолгие минуты отдыха накатывала тоска.

День на день был похож. Дым, разрушенные здания, разбитая техника. Мы двигались дальше. Несколько обманных маневров, и мы уже на цокольном этаже здания, с которого хорошо просматривался весь двор. На этот раз мы имели выгодное положение. Наконец-то у нас были подробные карты, с названием улиц, номерами домов, мы легко отдавали целеуказания. Укрепили команду еще взводом пехоты донецких добровольцев и двигались от дома к дому, зачищая каждый метр. Через две недели такого труда мы были грязные, голодные, но довольные своей работой. Таков был наш путь защиты Родины.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру